Задания практического тура второго этапа республиканской олимпиады
По учебному предмету «Биология»
Учебный год
IX класс
ЗАДАНИЕ 1. Приготовление и исследование микропрепарата объекта. Исследование устьичного аппарата растений.
1) Приготовьте препарат нижней эпидермы листа растения с тонкой листовой пластинкой.
Рекомендации по приготовлению временных препаратов нижней эпидермы: косой разрыв листовой пластинки. Нижняя эпидерма отделяется в виде узкой белесой пленки по краю разрыва. На предметном стекле (в капле воды!) лезвием отрезать отделившуюся нижнюю эпидерму вместе с узкой полоской неповрежденной части листовой пластинки.
Когда препарат будет готов, поднимите руку и пригласите члена жюри для оценки качества приготовления препарата и умения работать с увеличительными приборами (мах=4 балла) оценивать здесь
2) Зарисуйте и подпишите основные части устьичного аппарата
3) Из предложенных типов устьичных аппаратов выберите тот, который соответствуют вашему препарату:
а) анизоцитный; в) диацитный;
б) тетрацитный; г) апомоцитный.
Выполните задания:
а) Перечислите основные отличия замыкающих устьичных клеток от эпидермальных_________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Перечислите роль устьиц в жизни растений ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Перечислите роль транспирации в жизни растений _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Цикл развития паразитических червей.
2.1. Рассмотрите предложенную схему цикла развития. Укажите название каждой стадии развития, обозначенной на схеме номерами:
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
6.____________________________
7.____________________________
2.2. Укажите:
А. Длякакого вида паразитических червей характерен указанный цикл развития?
___________________________________________________________
В. Какие стадии являются личиночными?
____________________________________________________________
С. На какой стадии(-ях) осуществляется партеногенетическое размножение?
____________________________________________________________
Д. Какое поколение является гермафродитным?
____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Определение тканей по морфологическим особенностям и сопоставление их функций.
1) Определение образцов органов и тканей по рисункам микропрепаратов.
На рисунках, обозначенных номерами от 1 до 5, представлены увеличенные срезы различных тканей/органов позвоночных. Выберите среди 20 различных тканей/органов из приведенной таблицы 1 правильное название для каждого предложенного рисунка (от 1 до 5). (Учтите, что каждому образцу соответствует только один правильный ответ). Внесите правильный номер таблицу ответа (таблица 2).
Таблица 1.
| А. Вена | Б. Артерия | В.Нервный узел | Г.Двигательный нерв | Д. Кровь(лягушки) |
| Е. Кровь (человека) | Ж. Яичник | З. Вилочковая железа (тимус) | И. Селезенка | К. Щитовидная железа |
| Л. Гладкая мышца | М. Угол глаза | Н.Лимфатический узел | О. Хрящ | П.Паращитовидная железа |
| Р. Печень | С. Кишечник | Т.Ткань желудка | У. Кожа | Ф. Прямая кишка |
Образцы увеличенных рисунков микропрепаратов органов и тканей позвоночных
| Рис. 1 |
|
| Рис. 2 |
|
| Рис. 3 |
|
| Рис. 4 |
|
| Рис. 5 |
|
Таблица 2. Заполните таблицу
| Номер рисунка препарата | Название ткани/органа из таблицы 1 (от А до Ф) |
| 1. | |
| 2. | |
| 3. | |
| 4. | |
| 5. |
2) По рисункам микропрепаратов тканей/органов определите ее (его) функции. На рис. 1-5 представлены увеличенные рисунки срезов различных тканей/органов млекопитающих. В таблице ниже перечислены функции органов. Каждая из этих особенных функций обозначена буквами от А до G.
| Обозначение | Функция |
| A | Образование витамина D3 |
| B | Созревание плазматических клеток |
| C | Находятся В и Т-лимфоциты |
| D | Выработка альбуминов |
| E | Образование иммуноглобулинов G. |
| F | Образование гормона тироксина, кальцитонина и соматостатина |
| G | Всасывание аминокислот |
Задание. Сопоставьте орган с его функцией. Правильно впишите обозначения функций, т.е. буквы (от A до G) в таблицу ответов. Примите во внимание, что органы могут иметь больше чем одну функцию.
| Номер рисунка препарата | Обозначение функции из таблицы (от А до G) |
| 1. | |
| 2. | |
| 3. | |
| 4. | |
| 5. |
УТВЕРЖДАЮ
И.о. ректора государственного
учреждения образования «Гомельский
областной институт развития
образования», проректор по научно-
методической работе
Л.Н.Никифорова