Эволюция системы ОВД в конце 19 века




 

Как автором работы упоминалось ранее, упущения в деятельности Третьего отделения предопределили серьезные изменения центрального аппарата министерства внутренних дел. Император Александр III, обеспокоенный безопасностью собственной персоны и порядком управления государством, 12 февраля 1880 года утверждает в Санкт-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Орган этот задумывался в качестве чрезвычайно-административного, поскольку ему поручались и контроль, и непосредственное ведение всех уголовных дел по государственным преступлениям, находящимся в производстве по всей Империи, а также принятие мер обеспечения государственной безопасности, обязательных к исполнению всеми губернаторами и ведомствами. Главный Начальник Комиссии подчинялся непосредственно императору.

За время своей работы комиссии удалось убедить царя в возможности возвращения к прежнему порядку управления, но с одной особенностью: функции и компетенция министерства внутренних дел должны были быть существенно расширены. В августе 1880 года (как уже упоминалось) дела Третьего отделения передаются образованному в составе МВД Департаменту Государственной Полиции, а само отделение упраздняется. Одновременно на министра возлагается заведование Корпусом Жандармов, а Верховная комиссия закрывается.

Реформа 1880 года превратила МВД в главенствующее звено госаппарата, в роли которого оно пребывало практически до падения самодержавия. Министр внутренних дел превратился в ключевую правительственную фигуру с уникальной компетенцией (помимо управления большей частью экономики первенство министра подтверждалось сосредоточием в его руках значительной власти). Лидерство министра нашло юридическое закрепление в сложившейся позже практике наделения его по совместительству полномочиями Председателя Совета Министров.

Принятое после убийства Александра II Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» позволяло ему в случае необходимости объявлять территории Империи состоящими в положении «усиленной охраны» (до 1 года), а с согласия комитета министров - в положении «чрезвычайной охраны» (до 6 месяцев).

В условиях «усиленной охраны» губернатору разрешалось поручать ведение «внутреннего наблюдения» владельцам недвижимого имущества; запрещать массовые собрания, закрывать предприятия и заведения, высылать неблагонадежных частных лиц, передавать уголовные дела на рассмотрение военных судов. При введении положения «чрезвычайной охраны» к указанным мерам добавлялись: право непосредственного (минуя военное командование) отдания приказов воинским частям, создания внештатных военно-полицейских команд, наложения ареста на движимое и секвестра на недвижимое имущество и доходы от них, тюремного заключения на срок до 3 месяцев, закрытия учебных заведений и средств массовой информации.

Положение расширяло и полномочия полицейских органов. Местные начальники полиции, а также начальники жандармских управлений и их помощники могли производить предварительное задержание подозрительных лиц на срок до 14 дней, производить в любое время обыски во всех без исключения помещениях, накладывать аресты на всякого рода имущество.

Вследствие огромной нагрузки министра по руководству подчиненными учреждениями функции управления полицией безопасности исполнял его заместитель - «товарищ министра, заведующий полицией и командир отдельного корпуса жандармов». Он осуществлял непосредственное руководство Департаментом полиции.

Преобразование на законодательном уровне политического сыска, как основное его части закончился, как мы видим, с принятием Исключительного положения. Теперь встал вопрос о повышении эффективности работы Департамента полиции, четкое разграничение его обязанностей.

В декабре 1881 г. В.К. Плеве, занимавший на тот момент пост директора Департамента государственной полиции МВД Российской империи, утвердил распределение обязанностей в Департаменте полиции по его структурам. В ее основу был положен принцип разделения властей. Структура выглядела следующим образом: 1-е делопроизводство - (распорядительное) - занималось делами личного состава Департамента, перепиской о продвижении по службе, наградами, финансами Департамента, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, задержанных за границей, о нарушениях государственной границы. Почти все эти функции оставались в ведении 1 делопроизводства до 1907 г.; 2-е делопроизводство - (законодательное) - занималось вопросами организации полицейских учреждений во всех местностях империи, пересмотром штатов этих учреждений, разработкой законопроектов Министерства внутренних дел, наблюдением за точным исполнением законов на местах, разработкой законопроектов по рабочему вопросу в области урегулирования отношений между рабочими и фабрикантами, наблюдением за питейными заведениями, перевозкой пороха и взрывчатых веществ. Очень важным моментом было утверждение уставов общественных организаций, собраний, клубов. Это единственное делопроизводство, которое сохранило свои функции до 1917 г., правда, с небольшими изменениями; 3-е делопроизводство - (секретное) - занималось наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей, их перепиской, связями, наблюдением за партиями, организациями, распространением нелегальной литературы, контролировало деятельность внутренней и заграничной агентуры, охраной царя, высокопоставленных лиц. В ведение 3-е делопроизводства несколько позднее перешла Библиотека революционных изданий, ранее находившаяся в III Отделении.

Из указанной структуры отдельным вопросом выделялся подбор сотрудников что, несомненно, могло отразиться на профессионализме работников, и на качественной работе.

Таким образом, распоряжение В.К. Плеве о распределении обязанностей в Департаменте полиции по его структурам явилось следствием стремления В.К. Плеве организовать работу Департамента полиции, построить четкую иерархию в его системе. Реорганизованный Департамент полиции призван был незамедлительно реагировать на появлявшиеся в Российской империи революционные организации пропагандирующих насильственное свержение самодержавия.

Укреплению и развитию соответствующих служб, совершенствованию их деятельности служило «Положение об устройстве секретной полиции в империи» (декабрь 1883 г.) - 3-го (секретного) делопроизводство Департамента полиции.

В указанном положении отражены организация работы секретной полиции, а также ее финансовые вопросы.

Был создан отдельный институт инспектора секретной полиции. «Ближайшее руководство деятельностью учреждений секретной полиции, в видах единообразного направления производимых розысков, принадлежит особому инспектору секретной полиции, назначаемому на эту должность товарищем министра, заведующим Государственной полицией, преимущественно из лиц, которое могло бы соединить с исполнением обязанностей по этой должности, заведование Санкт-Петербургским отделением по охранению общественного порядка и спокойствия». В силу данных ему полномочий инспектор имел право «а) вступать в непосредственное заведование местными агентурами, б) передвигать часть их личного состава из одной местности в другую подведомственного ему района и в) участвовать в решении вопроса об отпуске на расходы по сим агентурам денежных средств». В случае необходимости он мог командировать в вверенные ему районы агентов из «смежной местности». Кроме того, он имел право требовать от руководителей районов «поименованных» выше, чтобы они «в течение известного времени без соглашения с ним не производили ни обысков, ни арестов, ни вообще гласных следственных действий».

В этом же году были созданы 4-е и 5-е делопроизводство Департамента, в ведомости которых были отдел политических дознаний в губернских жандармских управлениях и гласный, и негласный надзор.

Реформы В.К. Плеве благотворно повлияли на Министерство внутренних дел Российской империи. Департамент полиции заложил основы всех будущих служб безопасности России, особенностью которых всегда была строгая централизация власти. Такая жесткая организация и строгая иерархия сделала Департамент полиции грозой всех революционных террористических организаций, существовавших на территории Российской империи.

Местные полицейские органы во второй половине XIX века также реформируются. В декабре 1862 года уездная и городская полиция объединяются в одну структуру - уездное полицейское управление. Глава полиции - уездный исправник - теперь назначался министром, а не избирался, как ранее.

Уезды подразделялись на станы, возглавляемые становыми приставами. Города контролировались городскими и участковыми приставами, а также полицейскими надзирателями. Институт сотских и десятских преобразования не затронули. Однако объединение не коснулось столиц и крупных городов, в которых городская полиция сохранялась.

Полицейские учреждения облагались двойным контролем: «по вертикали» - со стороны Департамента полиции и «по горизонтали» - со стороны губернатора и губернского правления, поскольку уездный исправник рассматривался как официальный представитель губернской власти (отсюда помимо борьбы с преступностью на него возлагалось выполнение множества административных функций).

Непосредственная ответственность за состояние общественной безопасности возлагалась на станового пристава. Он проводил дознание по уголовным преступлениям, собирал сведения о проживающих на подконтрольной территории, обеспечивал безопасное прохождение по стану войск, арестантов и пр.

В 1878 году приставы получили помощников в лице урядников. На этих полицейских чиновников и легла основная тяжесть производства дознаний по уголовным делам и многие другие обязанности: наблюдение за поведением обывателей во время церковных служб, пресечение антиправительственных действий и слухов, контроль ношения оружия, исполнения правил питейной торговли и др. В распоряжении урядников находились сотские и десятские.

Законченное урядниками дознание начальник уездной полиции передавал судебному следователю с сообщением об этом прокурору. Основной формой работы урядников являлось патрулирование обслуживаемой территории, где особое внимание уделялось наиболее посещаемым местам.

Учитывая постоянно возрастающий объем работы, выполняемой данным институтом, в уездную полицию вводится дополнительная категория нижних чинов - стражники. Организационно объединенные со своим непосредственным начальством - урядниками, они составляли полицейскую стражу (1903 г.). Должность урядника вводилась в каждой волости.

Преимущества при назначении на должность стражников предоставлялись отставным или запасным нижним воинским чинам. На вооружении у стражи находились револьверы и холодное оружие. Общее руководство стражей осуществлялось по цепочке: становой пристав - уездный исправник - губернатор - Директор Департамента полиции - министр.

Городская полиция практически не менялась ни организационно, ни функционально. Высшим полицейским чиновником города был градоначальник, являвшийся одновременно и главным администратором.

В столичных городах, как и ранее, действовал обер-полицмейстер, руководивший частными приставами. Низовой полицейской структурой являлся околоток, возглавляемый надзирателями, которым приходилось исполнять широкий спектр обязанностей: непосредственное представление органов власти и полиции перед обывателями, надзор за соблюдением общественного порядка и пресечение нарушений, проведение дознаний по уголовным делам с принятием самостоятельного решения о его производстве. Но их розыскной инструментарий ограничивался негласным сбором информации. Выемки, осмотры, обыски и т.п. производились только с санкции участкового пристава. Околоточные самостоятельно производили задержание преступников, пойманных с поличным, обывателей, не имеющих удостоверяющих личность документов, постоянного места жительства, а также нарушителей общественного порядка и лиц, виновность которых подтверждалась потерпевшим или свидетелями, а также совершающих побег из-под стражи или покушающихся на него.

В каждый околоток назначалось два надзирателя: один для руководства наружной службой, другой - для проведения негласного надзора за жителями, предупреждения и пресечения преступлений. Наружная полиция опиралась на городовых и подчастков, выставляемых соответствующим околоточным надзирателем на постоянные и подвижные посты с целью несения сменного дежурства. От них требовалось обеспечивать чистоту и порядок на улицах, соблюдение санитарных и торговых норм, обеспечивать порядок и сохранность имущества граждан во время пожаров и стихийных бедствий, оказывать помощь в тушении огня, первыми прибывать на место происшествия, восстанавливая порядок, задерживая виновных, оказывая защиту и помощь нуждающимся; надзирать за освещением лестниц и территорий, «благоприятных» для совершения противоправных деяний, пресекать нарушения.

Так называемым околоточным «внутреннего надзора» вменялось в обязанность знать обывателей, проживающих на подведомственной территории, контролировать их отъезды, переезды и другие перемещения, постоянно собирать (негласно) сведения об образе жизни и поведении лиц, состоящих под надзором полиции. С этой целью им настойчиво рекомендовалось знать в своем околотке всех хозяев, управляющих имуществом, дворников, швейцаров, содержателей гостиниц, меблированных квартир и постоялых дворов.

Как уже говорилось, материалы дознаний, оконченных полицией, передавались судебному ведомству. Состоявшие при нем судебные следователи получали их для дальнейшего следственного производства. По его окончании следователь, сделав о том сообщение обвиняемому и другим участвующим в процессе официальным сторонам, передавал производство прокурору, обладавшему исключительным правом привлечения к суду на основе составляемого им заключения - обвинительного акта.

«Устав уголовного судопроизводства» (1864 г.) запрещал полиции самостоятельное производство обысков и выемок. Основная нагрузка подобного рода ложилась на судебного следователя, до прибытия которого принимались меры сохранения в неприкосновенности места происшествия. Только в случаях поимки с поличным, а также реальной перспективы утраты оставленных следов, полиция уполномочивалась на проведение всех неотложных следственных действий: осмотров, освидетельствований, обысков, выемок, допросов (исключительно лиц, находящихся в тяжелом состоянии, близком к физической смерти).

Преемником функций ведомства А.Х. Бенкендорфа стало поначалу «Отделение по охранению порядка и общественного спокойствия», созданное еще в 1866 году при санкт-петербургском градоначальнике. После смерти Александра II аналогичные отделения создаются во всех крупных городах. Главной целью, ставящейся перед ними, являлись предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и негласных розыскных мероприятий. Под пристальным вниманием указанных органов оказались рабочее движение, учебные заведения, клубы, центры общественной жизни, собрания и демонстрации подданных империи.

Начальник отделения действовал под руководством градоначальника и Директора Департамента полиции. Первого он обязан был информировать обо всех предпринимаемых действиях, пусть даже по указанию Департамента; второй руководил оперативной работой отделения. Все без исключения мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, обладавшего также единоличным правом назначения и увольнения чинов отделения. Секретная агентура находилась в исключительном ведении начальника отделения. Тогда же в составе отделений появляется наружная служба (охранная агентура), в обязанность которой вменялось наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу.

Отделения взаимодействовали с жандармами, выполняя наиболее деликатные поручения корпуса, касающиеся агентурной поддержки осуществляемых дознаний по политическим делам. Если в результате оперативной деятельности отделение получало материалы, достаточные для проведения дознания, оно передавало их для дальнейшей разработки в губернские жандармские управления с обязательным продолжением самостоятельного розыска. Таким образом, отделения полностью удовлетворяли потребности жандармерии в осуществлении негласных мероприятий.


Заключение

 

Правоохранительные органы со времени своего зарождения активно взаимодействовали и развивались вместе с реформированием всей государственной системой. В современных условиях, когда активно совершенствуется система органов внутренних дел, исторический опыт, анализ организационно-правовых основ становления и взаимодействия органов внутренних дел и государства способствует более эффективному совершенствованию.

В связи с этим важен положительный исторический опыт становления и эволюции системы органов внутренних дел Российской империи в XIX веке. В конце XIII - начале XIX века в стране сложилась такая обстановка, что власти необходимо было установить более гибкую и оперативную систему центрального управления, которая в условиях кризиса феодально-крепостнического строя, формирования капиталистического уклада, усиления классовой борьбы, зарождения буржуазно-либеральных настроений среди передовых русских дворян, смогла бы обеспечить общественный порядок и безопасность в государстве.

В этой ситуации царское правительство встало на путь лавирования. Особенно характерна такая политика для Александра I.

Министерство внутренних дел впервые было создано в России на основании Манифеста Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств». За Министерством внутренних дел прочно закрепилась репутация важнейшего ведомства России на весь дореволюционный период.

К обязанностям МВД были отнесены забота о повсеместном благосостоянии народа, о гражданском порядке и благоустройстве империи; в его ведении находились все отрасли государственной промышленности, кроме горной, построение и содержание всех общественных зданий в государстве, «отвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития» - т. е. обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления.

И только потом уже ставились задачи чисто полицейские: установление и поддержание спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами, взятие под стражу и т. д. По задачам, их характеру и объему МВД того времени существенно отличалось от современного.

Такое многообразие функций и задач выразилось в сосредоточении в МВД исполнения большого объема внутренних функций государства. В нем первоначально было образовано четыре основных структурных подразделения, так называемых экспедиций.

Однако спустя всего несколько лет последовали государственные преобразования, которые касались также и системы органов внутренних дел. В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест «О разделении государственных дел по министерствам», который предусматривает создание специального Министерства полиции. В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти: проведение рекрутского набора в армию, охрана государственных запасов продовольствия, таможенный контроль, содержание и трудоиспользование осужденных, обеспечение исправности и безопасности путей сообщения. Министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции.

Уже в конце 1819 года при перераспределении функций между министерствами департаменты полиции хозяйственной и исполнительной вновь передавались в МВД. Это означало ликвидацию Министерства полиции.

В первой половине XIX века органы внутренних дел в Российской империи претерпевали неоднократные изменения в структуре, компетенции, управления. Однако все эти преобразования всегда были связаны с изменениями политической ситуации в стране и всегда отвечали этим изменениям.

К середине XIX века политическое, экономическое и социальное положение дел в Российской империи было весьма сложным. По результатам Крымской войны (1853 - 1856 гг.), начинался новый период в истории России. Обнаружились многие внутренние недостатки Российской империи. Общественное мнение все настойчивее напоминало правительству о необходимости поднять страну до уровня Европы путем реформ. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

Реформы местного управления, которые заключались во введение местного самоуправления на основе постоянного взаимного контроля на уровне уезда и губернии, напрямую повлияли и на реформирование органов внутренних дел, в первую очередь, на местах. 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и земских уездных учреждениях».

Кроме этого во второй половине XIX века также назрел вопрос о проведении городской реформы. Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городских центров в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. В 1862 г. именно Министерство внутренних дел возбудило вопрос о городской реформе и получило санкцию царя. «Городовое положение» было принято 16 июня 1870 г. Проблема реформирования органов внутренних дел в России актуальна и сейчас. В настоящее время основной этап реформирования органов внутренних дел окончен, однако, до завершения всех задуманных преобразований еще далеко. Именно поэтому использование имеющегося богатого исторического опыта может помочь избежать ошибок и упущений в процессе дальнейших изменений в Министерстве внутренних дел России.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Источники

. Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"// "Собрание законодательства РФ", 07.04.2014, N 14, ст. 1536

. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О полиции"// "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014)

. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 27.07.2010) "О милиции"// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.

. Закон СССР от 06.03.1991 N 2001-1 "О советской милиции"// "Ведомости СНД СССР и ВС СССР", 1991, N 12, ст. 319

. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020;

. Положение о корпусе жандармов // ПСЗ. - Собр. II. - Т. 42. - № 44956.

. Временное положение о полицейских урядниках в сорока шести губерниях, по общему учреждению управляемых // ПСЗ. Собр. II. Т. 53. - № 58610.

. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). - Собр. II. - Т. 37. - № 39087.

. Специальная литература

1. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел. 1802-1902 гг. М.: Витязь. 2002.

2. Александров О.Г. Чрезвычайное законодательство в России во второй половине XIX - начале XX в. - Н.Новгород, 2000. - 180 с.

3. Анучин Е.В. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с учреждения о губерниях с 1775 г. до последнего времени.

4. Борисов А.В. Руководители карательных органов дореволюционной России. - М., 1979.

5. Борисов A.B. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX в. М.: Наука. 1983.

6. Борисов A.B., Колодкин Л.M. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М.: Академия МВД РФ. 1994.

. Борисов A.B., Малыгин А.Я. Полиция и милиция России: страницы истории. М.: Наука. 1995.

. Борисов А. В., Скрипилёв А. Е. История полиции России (1718-1917 гг.). Вып. 2. М.: Знание. 1992.

9. Возный А.Ф. Полицейский сыск и кружок петрашевцев. - Киев, 1976.

10. Воробейникова Т.У., Дубровина А.Б. Преобразование административного полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX в. - Киев, 1973.

11. Галкин В.В. Царская тайная полиция в борьбе с революционным движением в России (1880-1910 гг.). М.: МЮИ. 1996.

. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. - Т. 1 - V. - М., 1951 - 1955.

. Горобцов В.И., Гонюхов С.О., Шилов Н.С. Полиция Российской империи. Красноярск.: Красноярское кн. изд-во. 1999.

. Дворянов В. Н. В сибирской дальней стороне... Очерки истории царской каторги и ссылки в 60-е годы XVIII в. - Минск, 1971.

15. Демин В. А., Иванов В. Е., Лучинин А. В., Ляушин В. П. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства: - Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001. - 48 с.

16. Деятельность милиции по обеспечению движения транспорта и пешеходов (1917 - 1936 гг.): Сборник документов. - М.: Академия МВД СССР, 1987.

17. Емелин A.C. История государства и права России (IX начало XVI вв.). М., МЮИМВДРФ. 1998.

. Еропкин М.И. Развитие органов милиции в Советском государстве. М.,: «Юриздат» 1967 г. -117 с.

. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высшая школа, 1968.

20. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Госюриздат. 1968.

. Жданов Ю.Н., Емелин A.C. Судебные уставы России 1864г. М., 1998.

22. Желудкова Т. И., Хоботов А. Н. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917 - 1974 гг.): Учебное пособие. - М., 1992.

23. Желудкова Т.И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка. - М., 1977.

24. Жухрай В. Тайны царской охранки: Авантюристы и провокаторы. - М., 1991.

25. История органов внутренних дел: Учебник/ Под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: Академия управления МВД России, 2004.

. История полиции дореволюционной России: Сборник документов и материалов по истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В. М.Курицын, Р. С.Мулукаев, В. П.Коряков. - М., 1981.

27. История России XIX начала XX вв. Учебник. / Под ред. В.А Федорова. М.: Зерцало. 2000.

. Киссис М. П. - Основные Этапы истории Советской милиции. М., 1965. 84 с.

. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа 1993.

30. Кошель П.А. История сыска в России. Кн. 2. - Минск: Новый мир, 1996. 385 с.

31. Курицын В.М. Буржуазные реформы буржуазного государственного аппарата и развитие права России в 60 - 80-е годы XIX в. - М., 1992.

. Курицын В.М. Буржуазные реформы государственного аппарата и развитие права России в 60-80 е годы XIX века. М.: Наука. 1992.

33. Курицын В.М. Реформы государственного аппарата и развитие права России во второй половине XIX века. М.: Былина. 1996.

. Курицын В.М.; Кара-Мурза С.Г.; Чибиряев С.А. История государства и права России. М.: Былина. 2002.

35. Ленче Ж., Зинберг Г. Террористы и охранка. - М., 1991.

. Маилян С.С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел. М., 2002

37. Малыгин А.Я., Мулукаев P.C., Сизиков М.И. Полиция России: Документы и материалы. 1718-1917 гг., Саратов.: Саратовский юридический институт МВД России. 2002.

. Малыгин А.Я.; Мулукаев P.C.; Некрасов В.Ф. Полиция и милиция России. М.,1995. Мироненко C.B. Николай I /Российские самодержцы 1801-1917 гг. М.: Норма. 1993.

39. Министерсто внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. /Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.:Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», Т. II. 206 с.

40. Мулукаев Р.С. Политическая полиция дореволюционной России, ее реакционный, антинародный характер. - М., 1986.

41. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремное учреждения дореволюционной России. - М., 1964.

. Мулукаев Р.С. Система органов внутренних дел дореволюционной России. - М., 1979.

. Мулукаев Р.С. Уголовная полиция дореволюционной России, ее классовая сущность. - М., 1979.

44. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел: учеб. для вузов. - М.: Медиа Трейд Компания, 2005. 46 с.

45. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М., 2005. - 336 с.

46. Мулукаев P.C. Полиция в России (IX в. начало XX в.). Н.-Новгород. 1993.

47. Мулукаев P.C. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М.: Высшая школа МООП РСФСР. 1964.

. Мулукаев P.C. Система органов внутренних дел дореволюционной России. М.: Госюриздат. 1978.

49. Нарбутов Р.В. Проект создания государственной стражи империи 1907 г.: Страницы истории полиции России // Совершенствование деятельности органов внутренних дел в условиях судебно-правовой реформы. - М., 1990.

. Нарбутов Р.В. Полиция Российской империи 1862 1917 годы историко-правовой аспект. М.: Наука. 1992.

51. Некрасов В.Ф. Органы и войска МВД России. Объединенная редакция МВД России. М.: Норма. 1996.

52. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М., 1996. - 113 с.

53. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России: 1826 - 1880). - М., 1980. - 116 с.

54. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917). - М., Издательство Астрель, 2002. - 212 с.

55. Печников А.П. Тюремные учреждения российского государства (1649 -октябрь 1917 гг.): Историческая хроника. М.: Щит-М. 2004.

. Полиция и милиция России: страницы истории /Борисов А.В., Дугин А.И., Малыгин А.Я. и др. - М.: Наука, 1995. - 219 с.

57. Профсоюзные и общественные начала в деятельности ОВД: История и современность. - М., 1990.

58. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: учеб. пособие. - М., 2008. - 58 с.

59. Сальников В.П. Министерство внутренних дел России: страницы истории (1802-2002 гг.). СПб.: Фонд «Университет». 2001.

. Сборник документов по истории органов внутренних дел. Вып. I - Ш. - М., 1979 - 1981.

61. Сизиков М.И. Политическая реформа Петра I // Правоведение, 1992, № 2. - С. 88 - 96.

. Сизиков М.И. Политический режим и полиция в России в 40 - 60 гг. XVII в. //Правовые идеи и государственные учреждения: Историко-юридические исследования. - Свердловск, 1980. - 87 с.

. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России: 1718 - 1917 гг. - М., 1992. - 245 с.

64. Сизиков М.И.; Борисов A.B.; Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917): Полиция Российской Империи XIX XX вв., М.: Проф. Образование. 1992.

65. Сперанский М.М. «Проекты и записки»//Под ред. С.И. Валка. М.: Университет. 1961.

66. Становление и развитие в системе ОВД аппаратов по борьбе с преступностью: 1917 - 1936 гг.: Сборник документов. - М., 1986.

67. Тарасов И.В. Личное задержание как полицейская мера безопасности: Полицейский арест в России. - Ярославль, 1986.

68. Толмачев Е.П. Александр II и его время. Кн.1. М.: Проспект. 1998.

. Тюрин В.А. Должность полицейского урядника в России конца XIX - начала ХХ вв. (На материалах среднего Поволжья) // Вестник СамГУ. - 2011. № 1/1 (82).

70. Флоринский М.Ф. Самодержавие и развитие российской государственности в конце XVIII - первой четверти XIX века / М.Ф. Флоринский // История России: народ и власть. СПб.: 1997. - 408 с.

71. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. - М.: Юристъ, 2003. - 280 с.

72. Чибиряев С.А. История государства и права России, М.: Былина. 1998.

3. Публикации периодической печати

1. Беляева Л.И. Организация и методика распространения профессиональных знаний среди чинов полиции. // Проблемы преподавания и изучения истории государства и права. 2000. № 3.

2. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. №6-7

. Кручинин В.Н. Становление и развитие законодательства о полиции в России в XVIII начале XX в. Дисс.канд. юрид. наук. М., 1998.

. Лизикова И.И. Правовой статус работников правоохранительных органов (общеюридические аспекты). Дисс.канд. юрид. наук. М., 1997.

. Мамонтов А.Г. Реформа предварительного следствия во второй половине XIX века в России. Дисс.канд. юрид. наук. М., 1998.

. Матиенко T.JI. Сыскная полицшгв России во второй половине XIX начале XX вв. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.

. Нарбутов Р.В. Полиция Российской Империи (1862-1917 гг.) (историко-правовой аспект). Дисс. канд. юрид. наук. М., 1992.

. Новицкая Т.Н. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных). // Российская юстиция. 1998. № 4.

. Печников А.П. Главное тюремное управление Российского государства (1879 октябрь 1917 гг.). Дисс.докт. юрид. наук. М., 2002.

. Пронько В.А. Создание системы территориальных органов местного военного управления по реформе второй половины XIX века. Военно-исторический журнал. М., 1991. №8

. Прудников A.C. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование). Дисс.канд. юрид. Наук. М., 1999.

. Юдин И.К. К истории полицейской реформы // Русский архив. 1913. №10.б.Авторефераты и диссертации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: