Основные жанры тележурналистики




Жанры тележурналистики

Общая характеристика жанров журналистики: понятие жанра, жанровые признаки, классификация жанров печатной журналистики.

Определение жанра.

Любой текст реален в виде жанра. Как отмечал М.Бахтин, произведение, или высказывание, реально лишь в форме определенного жанра. Иначе высказывание становится аморфным и безадресным. Произведение реально только в условиях конкретной коммуникативной ситуации. Нельзя написать письмо в стиле статистического отчета.

 

Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (А.А.Тертычный).

 

М.Бахтин: "Каждый жанр способен овладеть лишь определенными сторонами действительности, ему принадлежат определенные принципы отбора, определенные формы видения и понимания этой действительности, определенные степени широты охвата и глубины произведений».

 

Жанровые признаки

Жанрообразующими являются содержательные признаки жанра: предмет, способ и цель высказывания, а также позиция автора. В соответствии с ними оформляются и внешние особенности построения текста (формальные признаки). Основными признаками жанровой формы является композиция, объем и особенности интонационно-речевого построения, или стиля.

 

Жанровые границы и понятие жанрового ядра

Согласно современной теории, «жанр, как категория, основывается не только на "чистоте", но и на взаимоисключаемости, или "обогащении" (т.е. соединяемости). А.Н.Тепляшина.

Л.Е.Кройчик:

Текст выполняет свою задачу только в том случае, если опирается на доминирующие в нем жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей: а) дать оперативную информацию о происходящем; б) осуществить необходимый анализ описываемого процесса – выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию; в) создать понятийно-образную картину происходящего. Взаимодействие этих целей в пределах текста дает в конечном счете возможность почувствовать его жанровые пределы.

 

Три основных типа публицистических текстов

Говоря о жанровом пространстве журналистики, Е.Прохоров выделяет три ее родовых группы, соответствующие трем способам отображения реальности: фактографическая журналистика, аналитическая и наглядно-образная. Соответственно выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

В информационных жанрах ведущим способом является фактографическое (описание факта) отображение, в аналитических - логико-понятийное осмысление фактов, в художественно-публицистических - эмоционально-образная оценка человека, события или проблемы. Информационные жанры призваны прежде всего информировать, аналитические и художественно-публицистические - оценивать.

 

Все предлагаемые сегодня классификации так или иначе связаны с этим делением жанров по способу отображения реальности.

 

Программа, передача, жанр на телевидении

 

Если форма существования искусства – отдельное произведение, то форма существования телевидения – программа. Синонимично используется термин передача.

 

Исторически сложилось так, что программа может существовать в границах жанра (например, интервью), а может представлять собой укрупненную форму по типу газеты или журнала (несколько рубрик в разных жанрах). Такую форму принято называть тележурнал (утренние программы, новостные выпуски: новостные сюжеты, репортажи, спецпроекты и т.д.).

 

 

Основные жанры тележурналистики

Жанр/ Жанровый признак Предмет (Что?) Способ изображения (Как?) Цель высказывания (Для чего?) Позиция автора Объем и композиция Особенности стиля  
Информационные жанры  
Информационная заметка (в составе новостных программ). Новое событие Фактографический, четкое и краткое сообщение в констатирующем ключе Сообщение Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, но в кадре может не быть.   Этапы работы: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. Виды: Устное сообщение Видеозаметка (официальная; сценарная, или авторская).   Четкость, ясность. Фрагментарно используется срытая оценка (выбор факта, заголовок, эпитеты, цитаты, взаимодействие картинки и текста)  
Репортаж В составе новостных программ и отдельная программа Новое событие, которое происходит здесь и сейчас Воспроизведение хода события, картинка Вызвать эмоциональную реакцию: сочувствие, негодование. На первый план выходит личностное восприятие события Посредник между аудиторией и событием. Автор – участник или наблюдатель события. Часто появляется в кадре (интервью, стендап)   Прямая трансляция (некомментированный репортаж=отчет). Фиксированный.   Синхронный. Немой (запись+закадровый). Вступление (что, где, когда). Основная часть: как, ход действия. В конце – краткий вывод. Поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего, интервью с участниками, включение в главных точках.. Динамика, эмоциональность.    
Отчет Новое локальное событие (чаще всего официальное), предполагающее множество участников и действий (конференция, саммит, заседание) «Протокольная» фиксация происходившего Информирование Корреспондент в кадре чаще всего отсутствует. Но он присутствует на съемке. Сценарный план чаще не пишется.   Разный: трансляция, запись в сокращении, смонтированная запись с закадровым текстом журналиста. Сообщение о событии (Что, где, когда); последовательное сообщение о содержании программы; краткое резюме. Четкость, ясность. Скупо используются приемы скрытой оценки  
Интервью (отдельная программа) Познер, Белая студия, 2ВЕРНИК2 Компетентное мнение - участника или эксперта нового актуального события Воспроизведение беседы в вопросно-ответной форме. Сообщить о компетентном мнении и создать портрет. Протокольное. Информационное. Интервью-анкета. Портретное. Проблемное. Журналист находится в кадре.   Подготовка вопросов, разработка стратегии и тактики интервью, ведение беседы (не просто задать вопросы), монтаж. Подводка: с кем, о чем Основная часть: вопросы и ответы. В конце: итоговый вопрос. Разговорность и зрелищность. Владение речью, умение общаться, артистизм.  
Аналитические жанры  
Комментарий (в составе журналов и новостных программа) Новый единичный факт или событие Аналитическая программа Михаила Леонтьева «Однако» Оперативный комментарий Сообщить и дать первоначальную оценку. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ. Причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Разновидность выступления в кадре.   Постановка проблемы (событие или тезис); показ+комментарий; краткий вывод Четкость, динамика и логичность. Для совмещения показа и комментария используются приемы скрытой оценки.  
Беседа Посвящен темам, представляющим общественный интерес. Нередко перерастает в дискуссию.   Тем временем. Смыслы. А.Архангельский, Россия Культура. Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов Проанализировать для того, чтобы правильно действовать в сложившейся ситуации Необходим сценарный план. Важен подбор собеседников. Журналист – модератор, режиссер и аналитик Заявка проблемы, предъявление разных точек зрения, контраргументация, вывод. Внутренняя динамика. Выразительность собеседников. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы).      
Корреспонденция («передача»)   Новая проблемная ситуация В составе обзорных программ (Вести недели) Отдельно – чаще в формате спецпроекта (Специальный репортаж. Москва 24) Всесторонний анализ, четкая и подробная аргументация Поставить проблему и сориентировать читателя. Корреспондент может быть в студии, в кадре, может быть представлен в закадровом варианте. Объемный сюжет. Постановка проблемы или заявка тему в начале, основная часть – аргументация журналиста, вывод – подведение итога размышлений+ прогноз. Логика, четкость в аргументации, использование образных приемов оценки (видео, авторский текст – метафоризация, сравнения, эпитеты).     Изменить сложившееся представление о событии Автор всегда от 1-го лица. Оценка подчеркнуто субъективная, одна из многих. 1-2 колонки на полосе. Комментарийный повод; детализация (причины, следствия, проявления); сопоставление мнений; краткий вывод (комментарии излишни).
Обозрение   Новая общественная тенденция на основе неожиданного сопоставления известных фактов   Вести недели (Россия 1) Международное обозрение (Россия 24) Анализ в форме сопоставления событий для выявления тенденций (порой скрытых, трудно уловимых) Прогноз развития ситуации.   Журналист в студии – комментатор событий, аналитик. Закадровый текст+видеоряд (с места событий, фотографии, документы). Объемный сюжет. Заявка темы – общая характеристика тенденции (часто информационный повод+тезис), основная часть – панорама фактов и комментарий к ним, заключение – вывод. Появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни. Больше авторских оценок: прямых и образных, нежели в статье. Однако по-прежнему главный критерий в отборе речевых и визуальных средств – четкость и ясность в изложении аргументации  
Ток-шоу Актуальная общественная проблема или событие (от политического до бытового). Пусть говорят 60 минут Время покажет Вечер с Владимиром Соловьевым   Конфликтное сопоставление точек зрения, наличие интриги, размышление+развлечение. Спектакль. Разоблачение и развлечение Ведущий – главный герой шоу. Его личность – в центре внимания. Соединение беседы и шоу – обязательно присутствие зрителей, их эмоциональных реакций Динамика, эмоции, неожиданные повороты темы (факты или мнения), необязательность выводов.  
Художественно-публицистические жанры  
Очерк Человек как субъект действия, с которым связаны важные общественные события и проблемы. История характера. Трэвел-проекты, Документальные портреты. Публицистический эпический (повествовательный) образ Заставить сопереживать Открытая, нередко журналист появляется в кадре. Заявка и литературный сценарий. Сторителлинг: история жизни героя, история путешествия, история преступления или конфликта.   Длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.  
Комедийные жанры (фельетон, памфлет, стендап) Несоответствие в человеке или явлении.   Программы Comedy Club (стендап) Скетч-шоу (Уральские пельмени), Сатирическое обозрение - Международная пилорама   Комедийный образ: юмористический или сатирический Насмешка, осмеяние, разоблачение. Автор скрыт за маской. Ассоциативный зачин (анекдот, цитата, случай из жизни), основная часть – ассоциативная или фабульная, заключение – ироничный комментарий или резюмирующий эпизод. Видео с комментариями, комедийное видео, мемы, фотографии с подписью, инсценировка (актеры). Разговорность и экспрессивность речи (парадокс, оксюморон, антитеза, ирония, литота, гипербола).  
Зарисовка   Моментальный образ пространства или человека, состояние.   Часто используется в качестве заставки для программы. https://www.youtube.com/watch?v=b-HuQb5av18 Видовая съемка, цепочка ассоциаций Передать настроение Журналист выбирает тему, пишет сценарный план (тональность, эпизоды, последовательность). Несколько взаимосвязанных кадров. Длинный кадр, внутрикадровый монтаж, продолжительность кадра от семи до пятнадцати секунд. Музыкальное или шумовое сопровождение. Редко – закадровый текст. Выразительность ракурсов, композиции кадра, света. Закадровый текст (если он есть) – эмоциональность, разнообразие речевых средств.  
                                 

 

 

Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. М.: Высшая школа, 2002.

 

https://dedovkgu.narod.ru/bib/telezhur.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: