Жанры тележурналистики
Общая характеристика жанров журналистики: понятие жанра, жанровые признаки, классификация жанров печатной журналистики.
Определение жанра.
Любой текст реален в виде жанра. Как отмечал М.Бахтин, произведение, или высказывание, реально лишь в форме определенного жанра. Иначе высказывание становится аморфным и безадресным. Произведение реально только в условиях конкретной коммуникативной ситуации. Нельзя написать письмо в стиле статистического отчета.
Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (А.А.Тертычный).
М.Бахтин: "Каждый жанр способен овладеть лишь определенными сторонами действительности, ему принадлежат определенные принципы отбора, определенные формы видения и понимания этой действительности, определенные степени широты охвата и глубины произведений».
Жанровые признаки
Жанрообразующими являются содержательные признаки жанра: предмет, способ и цель высказывания, а также позиция автора. В соответствии с ними оформляются и внешние особенности построения текста (формальные признаки). Основными признаками жанровой формы является композиция, объем и особенности интонационно-речевого построения, или стиля.
Жанровые границы и понятие жанрового ядра
Согласно современной теории, «жанр, как категория, основывается не только на "чистоте", но и на взаимоисключаемости, или "обогащении" (т.е. соединяемости). А.Н.Тепляшина.
Л.Е.Кройчик:
Текст выполняет свою задачу только в том случае, если опирается на доминирующие в нем жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей: а) дать оперативную информацию о происходящем; б) осуществить необходимый анализ описываемого процесса – выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию; в) создать понятийно-образную картину происходящего. Взаимодействие этих целей в пределах текста дает в конечном счете возможность почувствовать его жанровые пределы.
|
Три основных типа публицистических текстов
Говоря о жанровом пространстве журналистики, Е.Прохоров выделяет три ее родовых группы, соответствующие трем способам отображения реальности: фактографическая журналистика, аналитическая и наглядно-образная. Соответственно выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.
В информационных жанрах ведущим способом является фактографическое (описание факта) отображение, в аналитических - логико-понятийное осмысление фактов, в художественно-публицистических - эмоционально-образная оценка человека, события или проблемы. Информационные жанры призваны прежде всего информировать, аналитические и художественно-публицистические - оценивать.
Все предлагаемые сегодня классификации так или иначе связаны с этим делением жанров по способу отображения реальности.
Программа, передача, жанр на телевидении
Если форма существования искусства – отдельное произведение, то форма существования телевидения – программа. Синонимично используется термин передача.
Исторически сложилось так, что программа может существовать в границах жанра (например, интервью), а может представлять собой укрупненную форму по типу газеты или журнала (несколько рубрик в разных жанрах). Такую форму принято называть тележурнал (утренние программы, новостные выпуски: новостные сюжеты, репортажи, спецпроекты и т.д.).
|
Основные жанры тележурналистики
Жанр/ Жанровый признак | Предмет (Что?) | Способ изображения (Как?) | Цель высказывания (Для чего?) | Позиция автора | Объем и композиция | Особенности стиля | ||||||||||
Информационные жанры | ||||||||||||||||
Информационная заметка (в составе новостных программ). | Новое событие | Фактографический, четкое и краткое сообщение в констатирующем ключе | Сообщение | Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, но в кадре может не быть. Этапы работы: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. | Виды: Устное сообщение Видеозаметка (официальная; сценарная, или авторская). | Четкость, ясность. Фрагментарно используется срытая оценка (выбор факта, заголовок, эпитеты, цитаты, взаимодействие картинки и текста) | ||||||||||
Репортаж В составе новостных программ и отдельная программа | Новое событие, которое происходит здесь и сейчас | Воспроизведение хода события, картинка | Вызвать эмоциональную реакцию: сочувствие, негодование. На первый план выходит личностное восприятие события | Посредник между аудиторией и событием. Автор – участник или наблюдатель события. Часто появляется в кадре (интервью, стендап) | Прямая трансляция (некомментированный репортаж=отчет). Фиксированный. Синхронный. Немой (запись+закадровый). Вступление (что, где, когда). Основная часть: как, ход действия. В конце – краткий вывод. | Поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего, интервью с участниками, включение в главных точках.. Динамика, эмоциональность. | ||||||||||
Отчет | Новое локальное событие (чаще всего официальное), предполагающее множество участников и действий (конференция, саммит, заседание) | «Протокольная» фиксация происходившего | Информирование | Корреспондент в кадре чаще всего отсутствует. Но он присутствует на съемке. Сценарный план чаще не пишется. | Разный: трансляция, запись в сокращении, смонтированная запись с закадровым текстом журналиста. Сообщение о событии (Что, где, когда); последовательное сообщение о содержании программы; краткое резюме. | Четкость, ясность. Скупо используются приемы скрытой оценки | ||||||||||
Интервью (отдельная программа) Познер, Белая студия, 2ВЕРНИК2 | Компетентное мнение - участника или эксперта нового актуального события | Воспроизведение беседы в вопросно-ответной форме. | Сообщить о компетентном мнении и создать портрет. Протокольное. Информационное. Интервью-анкета. Портретное. Проблемное. | Журналист находится в кадре. Подготовка вопросов, разработка стратегии и тактики интервью, ведение беседы (не просто задать вопросы), монтаж. | Подводка: с кем, о чем Основная часть: вопросы и ответы. В конце: итоговый вопрос. | Разговорность и зрелищность. Владение речью, умение общаться, артистизм. | ||||||||||
Аналитические жанры | ||||||||||||||||
Комментарий (в составе журналов и новостных программа) | Новый единичный факт или событие Аналитическая программа Михаила Леонтьева «Однако» | Оперативный комментарий Сообщить и дать первоначальную оценку. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ. | Причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. | Разновидность выступления в кадре. | Постановка проблемы (событие или тезис); показ+комментарий; краткий вывод | Четкость, динамика и логичность. Для совмещения показа и комментария используются приемы скрытой оценки. | ||||||||||
Беседа | Посвящен темам, представляющим общественный интерес. Нередко перерастает в дискуссию. Тем временем. Смыслы. А.Архангельский, Россия Культура. | Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов | Проанализировать для того, чтобы правильно действовать в сложившейся ситуации | Необходим сценарный план. Важен подбор собеседников. Журналист – модератор, режиссер и аналитик | Заявка проблемы, предъявление разных точек зрения, контраргументация, вывод. | Внутренняя динамика. Выразительность собеседников. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы). | ||||||||||
Корреспонденция («передача») | Новая проблемная ситуация В составе обзорных программ (Вести недели) Отдельно – чаще в формате спецпроекта (Специальный репортаж. Москва 24) | Всесторонний анализ, четкая и подробная аргументация | Поставить проблему и сориентировать читателя. | Корреспондент может быть в студии, в кадре, может быть представлен в закадровом варианте. | Объемный сюжет. Постановка проблемы или заявка тему в начале, основная часть – аргументация журналиста, вывод – подведение итога размышлений+ прогноз. | Логика, четкость в аргументации, использование образных приемов оценки (видео, авторский текст – метафоризация, сравнения, эпитеты). | Изменить сложившееся представление о событии | Автор всегда от 1-го лица. Оценка подчеркнуто субъективная, одна из многих. | 1-2 колонки на полосе. Комментарийный повод; детализация (причины, следствия, проявления); сопоставление мнений; краткий вывод (комментарии излишни). | |||||||
Обозрение | Новая общественная тенденция на основе неожиданного сопоставления известных фактов Вести недели (Россия 1) Международное обозрение (Россия 24) | Анализ в форме сопоставления событий для выявления тенденций (порой скрытых, трудно уловимых) | Прогноз развития ситуации. | Журналист в студии – комментатор событий, аналитик. Закадровый текст+видеоряд (с места событий, фотографии, документы). | Объемный сюжет. Заявка темы – общая характеристика тенденции (часто информационный повод+тезис), основная часть – панорама фактов и комментарий к ним, заключение – вывод. Появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни. | Больше авторских оценок: прямых и образных, нежели в статье. Однако по-прежнему главный критерий в отборе речевых и визуальных средств – четкость и ясность в изложении аргументации | ||||||||||
Ток-шоу | Актуальная общественная проблема или событие (от политического до бытового). Пусть говорят 60 минут Время покажет Вечер с Владимиром Соловьевым | Конфликтное сопоставление точек зрения, наличие интриги, размышление+развлечение. Спектакль. | Разоблачение и развлечение | Ведущий – главный герой шоу. Его личность – в центре внимания. | Соединение беседы и шоу – обязательно присутствие зрителей, их эмоциональных реакций | Динамика, эмоции, неожиданные повороты темы (факты или мнения), необязательность выводов. | ||||||||||
Художественно-публицистические жанры | ||||||||||||||||
Очерк | Человек как субъект действия, с которым связаны важные общественные события и проблемы. История характера. Трэвел-проекты, Документальные портреты. | Публицистический эпический (повествовательный) образ | Заставить сопереживать | Открытая, нередко журналист появляется в кадре. Заявка и литературный сценарий. | Сторителлинг: история жизни героя, история путешествия, история преступления или конфликта. | Длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры. | ||||||||||
Комедийные жанры (фельетон, памфлет, стендап) | Несоответствие в человеке или явлении. Программы Comedy Club (стендап) Скетч-шоу (Уральские пельмени), Сатирическое обозрение - Международная пилорама | Комедийный образ: юмористический или сатирический | Насмешка, осмеяние, разоблачение. | Автор скрыт за маской. | Ассоциативный зачин (анекдот, цитата, случай из жизни), основная часть – ассоциативная или фабульная, заключение – ироничный комментарий или резюмирующий эпизод. | Видео с комментариями, комедийное видео, мемы, фотографии с подписью, инсценировка (актеры). Разговорность и экспрессивность речи (парадокс, оксюморон, антитеза, ирония, литота, гипербола). | ||||||||||
Зарисовка | Моментальный образ пространства или человека, состояние. Часто используется в качестве заставки для программы. https://www.youtube.com/watch?v=b-HuQb5av18 | Видовая съемка, цепочка ассоциаций | Передать настроение | Журналист выбирает тему, пишет сценарный план (тональность, эпизоды, последовательность). | Несколько взаимосвязанных кадров. Длинный кадр, внутрикадровый монтаж, продолжительность кадра от семи до пятнадцати секунд. Музыкальное или шумовое сопровождение. Редко – закадровый текст. | Выразительность ракурсов, композиции кадра, света. Закадровый текст (если он есть) – эмоциональность, разнообразие речевых средств. | ||||||||||
|
Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. М.: Высшая школа, 2002.
https://dedovkgu.narod.ru/bib/telezhur.htm