Тема: Сценические средства выражения характера героя.
Теория – Познакомить со сценическими средствами выражения характера героя. Повторить термины театрального словаря.
Разминка - Работа над дикцией: скороговорки
- Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?»
- Упражнение - превращение: «Таня и мячик»
Ход занятия.
Орг. Момент.
Теория. А) Беседа по теме
Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры. Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку. Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства. В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Когда мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем любое чувство, даже когда просто скучаем, мышцы нашего лица непроизвольно приходят в движение. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства. Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бород. В театре постоянно пользуются гримом. Характер грима зависит от работы актёра над образом, замыслом режиссёра. Гримёр надевает артисту на голову парик. Разные парики, усы, бороды делают в постижёрном цехе мастера – постижёры. Костюм помогает передать характер героя.
Актёры делают всё, что скажет им режиссёр. Но каждый вносит в роль что – то своё. В театре все должны быть талантливыми.
Б) Игра «Подбери слово к картинке - театральные профессии» (Приложение 1)
Артикуляционная гимнастика.
А) Упражнения для губ, языка
(Каждое упражнение выполнять по 3 раза)
«Обрадовались - обиделись», «Почистите зубки», «Мама шинкует капусту», «Колечко», «Иголочка - лопаточка», «Белочка – мышка», «Слоник – лягушка», «Футбол», «Хомячок», «Маляр», «Грибок», «Лошадка».
Б) Дыхательная гимнастика
«Поднимаемся на лифте – опускаемся», «Сдуваем снежинки»
В) Упражнение на развитие дикции:
Проверка Д/З, скороговорка: Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей; а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Новая скороговорка: Кровельщик Кирилл
Криво крышу крыл.
Перекрыть крышу
Пригласил Гришу.
. Г) Упражнение на интонационную выразительность:
«Где мой пальчик?» Н.Саконской
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал!
В свой домишко не попал! Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Сценические движения
А) Упражнение на развитие воображения:
«Таня и мячик»
Таня сердится на мячик: Дует щеки круглый мяч:
Перестань меня дурачить! - Сам готов пуститься в плач!
Снова вырвался из рук, Я готов с тобой дружить -
Разве ты хороший друг?! Научись меня ловить!
Б) Упражнение на развитие воображения:
«Кошка выпускает когти» Надо изобразить кошку с мягкими лапками и выпускающую когти.
Работа над выразительным исполнением стихов, упражнений, этюдов.
6. Д/З - Повторить все скороговорки, кто ни участвовал в конкурсе «Верный друг» - принять участие.
Игра «Подбери слово к картинке» (Приложение 1)
|