Иногда подобного рода «сенсации» попадают в качественные СМИ. Почему это происходит?




В современном мире очень важно и чрезвычайно сложно ориентироваться в лавинообразном потоке информации. Данный проект, выполненный магистрантами второго курса кафедры социологии, поможет воспитать грамотного потребителя информации и убережет его от восприятия и транслирования фейковой информации.

Часть 1. ФЕЙК НЬЮС

 

Определение понятия

В 2017 году составители словаря английского языка Collins Dictionary признали словом года словосочетание fake news.

В этом словаре «фейковые новости » определяются как ложная, зачастую сенсационная информация, распространяемая под видом новостных сообщений.

Как заявляют составители этого словаря, за год (2017) частота употребления этого выражения выросла на 365%.

Во многом такой популярности словосочетание обязано Дональду Трампу, который часто использует его в своих речах.

 

Фейк или «Утка»?

В привычной старшему поколению терминологии фейковые новости – нечто похожее на газетную утку.

Однако если газетные утки часто имели характер шутки и распространялись в желтой прессе ради скандала, фейковые новости частенько появляются во вполне респектабельных СМИ.

Утку почти всегда можно разоблачить, просто включив критическое мышление, фейковая новость максимально похожа на настоящую. Настолько похожа, что профессионалы, работающие в качественных СМИ, сами не всегда могут разглядеть подделку.

 

С помощью чего формируется фейк ньюс?

Чтобы понять феномен фейковых новостей, нужно запомнить 3 важных определения:

Вброс – провокативная, вызывающая эмоции дезинформация. Отличительные черты: общественный резонанс (репосты, распространение), массовое обсуждение, отсутствие конкретного лица, которое взяло бы ответственность за выданную информацию.

ЦА, или целевая аудитория (понятие из маркетинга) – «цель» и основная «почва» для ожидаемого эффекта. Создатели вбросов конструируют свои фейк ньюс таким образом, чтобы получить лавинообразное распространение новости.

Источник новости – это издание или персона. Могут создаваться на время вброса, а потом – бесследно исчезать.

 

Виды фальшивых новостей

Существуют различные фейк ньюс, в зависимости от цели, для которой их производят.

Авторы таких фейковых новостей не мониторят все происходящие события, они их придумывают или добавляют к реальному, но скучному событию некий фантастический элемент.

В отличие от реальной новости, которая обычно не вызывает резонанса, фейк всегда «стреляет».

Секрет в том, что обычный читатель с вероятностью 90% пропустит обычную новость (экономика, культура) и кликнет новость с броским заголовком и нестандартным содержанием.

Читателю хочется острых сюжетов, и журналисты их производят.

Пример 1:

Ватикан. Сенсационной фейковой новостью было известие о том, что Папа Римский отменил ад. Журналисты итальянской газеты придумали сюжет, который обошел все мировые СМИ.

Папской пресс-службе пришлось опровергать информацию, однако от фейка остался жирный след во многих изданиях, сделавших републикацию.

Иногда подобного рода «сенсации» попадают в качественные СМИ. Почему это происходит?

Потому что в последние два десятилетия изменился способ формирования новостных разделов:

В доинтернетовскую эпоху для получения новостей редакции отправляли на место событий журналистов или получали информацию от доверенного корреспондента. Издания с меньшими возможностями пользовались услугами информационных агентств.

С появлением интернета редакции начали формировать отделы, сотрудники которых занимаются мониторингом сайтов и социальных сетей, пытаясь обнаружить уникальную информацию, которые приведет к ним больше читателей или зрителей.

Недостаток опыта, редакционный лимит времени на изготовление новости, лень, невнимательность, усталость - вот причины, по которым сотрудники качественных СМИ пропускают сквозь свой фильтр фейки.
То есть зачастую это происходит не намеренно и, как правило, в последствии опровергается самой же редакцией.

Есть яркие примеры, когда фейковые новости от авторитетных СМИ вызывают широкий общественный резонанс:

Пример 2:

Телесюжет о «распятом мальчике» — новостной телесюжет «Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца», показанный 12 и 13 июля 2014 года на российском «Первом канале».

В репортаже содержались не подтвердившиеся впоследствии «свидетельства» о якобы имевших место издевательствах украинских силовиков над поддерживавшими ДНР жителями города Славянска, в том числе о распятии трёхлетнего мальчика на глазах у его матери.

Скандальный сюжет получил значительный общественный резонанс. Одни увидели в нём свидетельство крайнего непрофессионализма и использования российских государственных СМИ в информационной войне с целью разжигания ненависти и вражды, другие — доказательство того, что «дезинформация» и «ложь» «стали нормой» для российских государственных СМИ, третьи упоминают этот телесюжет в ряду наиболее ярких проявлений так называемой «политики постправды», о которой позже.

Существует и более опасный вид фейк ньюс:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: