Диагностика нравственной воспитанности М.И.Шиловой




План наблюдения за индивидуальными особенностями ребенка

В учебной и внеурочной деятельности

Обучающийся ________________________

Класс________________________________

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Мотивация Охотно Добровольно По собственному желанию Активно, включено, увлечено Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени   Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно, тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывает С трудом переучивается Характеризуется ригидностью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Регуляция действий Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием   Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно

Общие выводы по наблюдению: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Диагностика познавательной потребности (В. С. Юркевич)

 

Цель: определение интенсивности познавательной потребности.

Материал. Стандартизированная анкета, адресованная учителям, которые на основе наблюдений и бесед с родителями должны выбрать ответы на следующие вопросы.

Обучающийся ________________________

Класс________________________________

 

№ п/п Вопросы Возможные ответы Балл
  Как часто ученик подолгу (полчаса час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью (час-полтора для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков?) а)постоянно б) иногда в) очень редко  
  Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других  
  Много ли читает школьник дополнительной литературы? а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает  
  Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а)очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)  
  Часто ли ребенок задает вопросы? а)часто б) иногда в) очень редко  

 

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17—25 баллов — потребность выражена сильно; 12—16 баллов — умеренно; меньше 12 баллов — слабо.

Общие выводы по диагностике: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Диагностика нравственной воспитанности М.И.Шиловой

Методика отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм
  • Отношение к умственному труду
  • Отношение к физическому труду
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

 

Показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельностити по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 – нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Самообладание и сила воли 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: