Поучение Кирилла Туровского




Мохова Лада 19ИПД1

Тезисный план

Особенности развития древнерусской литературы в период феодальной раздробленности.

Начало XII в. для литературы древнего Киева было временем значительных достижений — развитие киевского летописания венчает «Повесть временных лет».

Но наступивший в XII век был для Киева временем тревожным и неблагополучным. После смерти великого князя киевского Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха), последовавший в 1132 г., начались феодальные раздоры, в 1169 г. Киев был разгромлен войсками Андрея Боголюбского, словом, в Южной Руси настало время, когда, по словам автора «Слова о полку Игореве»: «… начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себе крамолу ковати, а погании со всех стран прихождаху с победами на землю Рускую». Все это не могло способствовать успешному развитию литературы и книжного дела.

Образование самостоятельных полугосударств приводит к формированию на базе литературы Киевской Руси местных литературных «школ». Характер и своеобразие этих «школ» проявляется преждевсего в летописании и агиографии. Но через традиции Киева литературы этих областей устанавливали общие связи и продолжали отстаивать идею единства Русской земли.

Вершиной литературы этого периода является «Слово о полку Игореве», созданное в Киево-Черниговской Руси.

Словом, если XI век был временем становления древнерусской литературы, по преимуществу в Киеве и Новгороде, то в XII в. возникают новые литературные центры в различных областях Руси, создаются местные литературные школы.

 

Поучение Кирилла Туровского

Неполные сведения о Кирилле Туровском дает проложное его житие. Говоря о литературной деятельности Кирилла, житие отмечает: «...многа божественная писания изложив и славен быть по всей стране той».

Кириллу принадлежит обличие ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому(до нас не дошло),восемь торжественных «слов», два поучения, около двадцати двух молитв и один канон.

«Слова» (или поучение, послание церковного характера) Кирилла Туровского необычайно четки по композиции, в них три части: вступление, изложение и заключение.

Торжественные «слова» Кирилла Туровского посвящены церковным праздникам. Епископ ставит своей задачей разъяснить смысл того или иного христианского праздника, «воспети», «прославити», «украсити словесы», «похвалити». С этой целью он прибегает к аллегорическим образам, символическим параллелям. Образные художественные средства Кирилл Туровский использует с большим вкусом и умением. Характерная особенносто «слов» богослова — своеобразный лиризм и драматизм.

Задача вступления в «слове» - привлечь внимание слушателей, создать определенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятиюпоследующей, основной «речи». С этой целью автор прибегает к анафористическим «зачинам».

Нередко вступительную часть «слова» Кирилл Туровский начинает развернутым сравнением, позволяющим автору использовать его образы в дальнейшем изложении соержания.

Епископ ограничено сливает свои «слова» с церковным песнопением и живописью, он переносит действие из далекого прошлогов настоящее, тем самым заставляя присутствующих стать свидетелями событий, происходящих «днесь» и «ныне». При помощи стилистической амплификации проповедник передает слушателям чувства душевного волнения, восторга.

Заключительная часть «слова» Кирилла Туровского — похвала или молитва празднику — звучала как мощный финальный аккорд праздничной симфонии.

«Слова» Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на Руси. Они свидетельствовали о той большой художественной высоте, на которую поднялось ораторской искусство на Руси к концу XII столетия.

 

«Летописец Даниила Галицкого»

Из литературных памятников южной и юго-западной Руси до нас дошла лишь Галицко-Волынская летопись. Она дошла до нас в составе Ипатьевской летописи и состоит из двух частей: Галицкой летописи, излагающей события с 1205 по 1264 г., и Волынской — с 1264 по 1292 г.

Галицкая летопись представляет собой связаное высокохудожественное повествование о княжении Даниила Галицкого. Составитель ставит в центр повествования историческую личность князя и создает го биографию. Главное внимание уделяется политическим и военным событиям.

Стиль повествования чисто светский. В Галицкой летописи нет религиозно-моралистических рассуждений, но зато широко используется стиль героического дружинного эпоса и книжная риторика. Это и придает стилю произведения яркость и поэтичность.

Для стиля Галицкой летописи характерно пристрастие к трехчленным конструкциям типа: «Инии же избьени быша, инии язвени быша, инии же изоимани быша», где разного типа повторы (звуковые, лексические, синтаксические) создают особый ритм, по-военному резкий и четкий, как чеканный шаг солдат. Динамизм повествованию придает обилие глагольных форм: «Данилъ бо и вои его бѣ иструдилася. Поплѣнилъ бо бѣ всѣ Черниговьскые страны, воевалъ бо бѣ от Крещениа до Вознесения, створи миръ, воротися Кыеву». Выразить авторское отношение к героям помогают оценочные эпитеты: галицкие князья «крепки на брань», их противники – «горды» и «злы».

Создатель «Летописца Даниила Галицкого» демонстрирует прекрасное знание традиционных формул воинской повести, однако в использовании их проявляет оригинальность: вводит готовые формулы в развернутые и подробные батальные описания.

Образ мужественного князя-воина Даниила Галицкого раскрывается летописцем в рассказе о поездке князя в Орду в 1250 г. По-видимому, рассказ о пребывании Даниилав Орде написан очевидцем событий, лицом, сопровождавшим князя.

Исследователи неоднократно отмечали близость многих поэтических средств Галицкой летописи «Слову о полку Игореве». Подобно «Слову» Галицкая летопись прославляет воинские подвиги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: