Структура подготовки тренингового упражнения
- Цель (чего нужно достичь, что должны понять \ освоить \ усовершенствовать участники в результате его выполнения)
- Инструкция для участников (что нужно сказать \ показать участникам, чтобы им было понятно, что нужно делать)
- Оборудование (что нужно, для того, чтобы провести упражнение)
- Время (сколько времени нужно на выполнение упражнения)
- Количество (какое максимальное \ минимальное количество участников)
- Обсуждение (что важно обсудить с участниками по итогам выполнения упражнения)
- Ограничения (в каких случаях \ для кого упражнение может быть неэффективным или опасным)
Цепочка подбора упражнений на тренинге
В тренерском арсенале есть очень много инструментов, которыми можно воспользоваться при составлении программы тренинга. При подборе нужной формы работы для модуля (в соответствии с каждой из его частей) можно использовать следующую схему.
Для создания мотивации, скорее всего, подойдет:
· дискуссия;
· выполнение задания;
· ролевая игра;
· анализ видеозаписи;
· демонстрация (самим тренером, участниками, посредством видеофильма, слайдов, иллюстраций и др.).
В дидактической части можно использовать:
· схемы, рисунки, графики, таблицы, презентации, видео;
· запись на флип-чарте ключевых слов своего рассказа (мини-лекции);
· запись алгоритма действия.
· презентацию опыта участников
Для отработки навыка:
· упражнения (письменные и устные; индивидуальные и групповые);
· игры;
· кейсы;
· тесты (с разбором ошибок).
Базовая структура тренинга | |||
№ части тренинга | Часть тренинга | № элемента тренинга | Элемент тренинга |
1. | Вступительная | 1.1. | Приветствие |
1.2. | Разминка (приветствие, на формирование чувства "здесь и сейчас" и т.д.) | ||
1.3. | Правила (создание или актуализация) | ||
1.4. | Определение ожиданий | ||
2. | Основная | 2.1. | Мотивация (М) |
2.2. | Дидактика (Д) | ||
2.3. | Отработка (О) | ||
2.4. | N-нное количество блоков МДО, зависимо от имеющегося времени | ||
3. | Завершающая | 3.1. | Возврат к ожиданиям |
3.2. | Обратная связь по всему тренингу | ||
3.3. | «Позитив» для окончания тренинга |
Ориентировочная временная структура тренинга
|
Части тренинга | Этапы | Поримерная часть от общего времени тренинга в % | Продолжительность тренинга | ||
1.5 ч. | 6 ч. | 18 ч. | |||
Примерная продолжительность этапов | |||||
Вступительная | Вступление | 10-15 мин. | 5-15 мин. | 15-30 мин. | |
Знакомство | 15-25 мин. | 30-40 мин. | |||
Правила | 10-15 мин. | 20-45 мин. | |||
Ожидания | 15 мин. | 20-45 мин. | |||
Основная | Оценка уровня знаний о проблеме | 5-10 | 5-10 мин. | 15 мин. | 15-30 мин. |
Актуализация проблемы | 10-30 | 10-25 мин. | 15 мин. | 1-2 ч. | |
Поиск путей решения, получение информации | 20-40 | 30-35 мин. | 1-2,5 ч. | 3-7,5 ч. | |
Развитие практических навыков | 20-60 | 20-50 мин. | 1-3,5 ч. | 3-10 ч. | |
Завершающая | Рефлексия и завершение работы | 5 мин. | 15 мин. | 30 мин. – 1 ч. |
Примерная структура планирования тренинга
№ | ЧАСТЬ | ЗАДАНИЯ | УПРАЖНЕНИЯ | ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ |
Вступительная | 1.Создание благоприятной психологической атмосферы. Создание условий для налаживания общения между участниками | Знакомство Принятие правил работы Определение ожиданий. Разминки-«ледоколы». Упражнения на самоосознавание. | До 15 мин. для тренинга продолжительностью 1,5 – 3 часа. До 1ч. для тренинга продолжительностью 6-8 ч. До 2 ч. для тренинга продолжительностью более 8 ч. | |
Основная | Оценка уровня знаний о проблеме. Актуализация проблемы и ее особенностей. Поиск решения, предоставление необходимой информации, усвоение знаний. Отработка новых знаний и навыков. Оценка результатов работы над проблемой. Поддержание энергии в работе группы. | Все интерактивные техники. Упражнения на развитие групповой сплоченности. | ||
Завершающая | Подведение итогов совместной работы (результатов и процесса). Оценка полученного опыта. Подготовка участников к возвращению в обычную жизнь | Упражнения на осознавание полученного опыта и собственного состояния. Упражнения на восстановление. Прощание. | До 15 мин. для тренинга продолжительностью 1,5 – 3 часа. До 1ч. для тренинга продолжительностью 6-8 ч. До 2 ч. для тренинга продолжительностью более 8 ч. |
Пример составления плана тренинга
|
№ | Время | Деятельность | Цель | Описание упражнения, инструкции | Материалы | Примечания |
10:25-10:45 | Ожидания участников. Упражнение "Берега надежд" | Выяснение ожиданий и опасений участников, того, насколько ожидания совпадают с общей целью тренинга. | „Берега надежд” На флип-чарте нарисована речка с двумя берегами и подводными рифами в воде. Участники получают стикеры, на которые имеют возможность написать собственные ожидания и опасения, связанные с тренингом. На один из берегов участники наклеивают свои ожидания от тренинга, а на места рифов - опасения, если такие есть. | Флип-чарт, маркеры, стикеры, ручки для каждого участника | Флип-чарт с ожиданиями укрепляется на стене в помещении, где проходит тренинг. На этом этапе ожидания и опасения не анализируются. Это будет сделано в конце тренинга. |
Третий этап подготовки
|
На третьем этапе тренер оценивает составленный план в целом, определяет точное временное соотношение всех частей и этапов тренинга, определяет особенности и риски, связанные с проведением тренинга, выписывает то, на что необходимо обратить внимание во время каждого конкретного упражнения. На этом этапе часто проводится репетиция отдельных упражнений перед тем, как они будут использованы в тренинге, в учебной обстановке, с целью еще раз убедиться в их правильном подборе и выполнении.
Если тренер хорошо подготовился к проведению тренинга, выбрал наиболее оптимальные из различных вариантов, поверил аппаратуру и оборудование, прорепетировал то, что собирается делать и говорить, то большая часть работы уже сделана. Результат качественной подготовки – уверенность в себе и возможность творческой работы на самом тренинге, а как следствие – благодарные и заинтересованные участники.