Прежде чем говорить о реформах структуры СИС в послевоенный период, стоит упомянуть о преобразовании, произошедшем ещё до начала войны. В 1936 году по инициативе правительственного Комитета Безопасности Империи в качестве вспомогательного органа был сформирован Объединённый Разведывательный Комитет, ОРК (Joint Intelligence Committee)[30]. В уставе[31] Комитета говорится, что его задачей является представление министрам и различным департаментам отчёта о предпринятых разведкой стратегических действиях, политических мерах; Комитет должен осуществлять мониторинг работы всех правительственных органов и в случае необходимости играть предостерегающую роль. Во время войны ОРК стал главным органом по оценке предоставляемой разведывательной информации. Сперва его функции были ограничены тем, что он являлся подкомитетом Комитета Безопасности Империи и не опирался непосредственно на Кабинет министров. Это означало, что любое решение могло быть принято только после его одобрения консенсусом членов JIC[32]. Но в 1957 году он стал частью Кабинета министров, после чего в функции Комитета вошло ежегодное составление документа о Рекомендациях и Приоритетах (Requirements and Priorities), представляющих собой указатель к действиям для Секретной Службы.
Инициатива по реорганизации СИС поступила именно от Объединённого Разведывательного Комитета. Война показала необходимость проведения более пристального анализа деятельности МИ-6. ОРК уже к 1941 году стал основным органом по контролю за разведкой и менеджменту разведывательной деятельности[33]. К середине 1943 года через специально созданный подкомитет по главным задачам разведки (Sub-Committee on Intelligence Priorities) ОРК собирал необходимую информацию, на основе которой позже изучались послевоенные проблемы в Европе. Из этого примера видно, что начался процесс централизации: вместо того, чтобы разделять задачу между офисами МИ-6 в разных европейских регионах, было решено закрепить её выполнение за единым центральным органом. Это было сделано для того, чтобы избежать путаницы с многочисленностью однообразных по функциям административных региональных образований[34].
|
В течение 1945 года ОРК проводил обзорную проверку СИС и Управления специальных операций (СОЕ), а именно соответствие их организации и управления новым послевоенным требованиям. Также проводился анализ того, какую роль эти структуры должны играть в послевоенный период. Помимо этого собственные исследования проводило Военное министерство. В 1946 году ветеран британской разведки офицер Кеннет Стронг принял на себя руководство новым подразделением ‒Объединённым Разведывательным Бюро (Joint Intelligence Bureau). ОРБ переняло функции нескольких органов военного времени и было ответственно за экономические, топографические и научные аспекты разведки на межведомственной основе. В течение 18 лет функции Бюро расширялись, в особенности стоит отметить переход под контроль ОРБ атомной разведки в 1957 году. Исследователи отмечают, что именно ОРБ через свою международную сеть выполняло ключевую работу на ранних этапах Холодной Войны, и его создание было важным шагом на пути централизации военной разведки[35]. Однако в 1964 году произошло новое преобразование, ещё большая централизация: был сформирован орган Персонала Военной Разведки (Defence Intelligence Staff), который поглотил ОРБ и ряд других агентств Секретной Службы.
|
Можно заметить, что первое десятилетие Холодной войны стало своего рода поворотной точкой и положило начало изменениям в процессе определения правительственных требований к разведке. Подход к преобразованию СИС был основан на стремлении к сохранению военной иерархии и частичном применении бюрократической системы к СИС. Сразу после войны бывшие географические секции (G-Sections) были сгруппированы в шесть новых P Sections, подконтрольных шести региональным инспекторам (Area Controllers): Controller Northern Area (C/NA) (Scandinavia and Netherlands), Controller Western Area (C/WA) (Belgium, Frence, Italy, Iberian Peninsula), Controller Eastern Area (C/EA) (Germany, Austria, Switzerland), Controller Eastern Europe (C/EE), Controller Middle East (C/ME) and Controller Far East (C/FE)[36]. В свою очередь каждый из региональных инспекторов подчинялся Кеннету Коэну, выходцу из «Организации Z», занимавшему пост Директора Производственного процесса (Director of Production, D/P)[37]. В соответствии с новой системой P1 занималась Бельгией, Францией, Италией, Испанией и Португалией и подчинялась C/WA, Р2 – Скандинавией и Нидерландами под контролем C/NA, Р3 – Австрией, Германией и Швейцарией (C/EA), Р4 – Ближним востоком, Р5 – Балканами под руководством C/ME[38].
Опыт войны доказал, что Си тяжело держать всю разведку под единоличным контролем. В доказательство этого можно вспомнить подпольную «Организацию Z» Клода Дэнси, которая по-настоящему спасла МИ-6 в самом начале войны после того, как сотрудники гестапо раскрыли станцию Секретной Разведывательной Службы в Гааге[39]. «Организация Z» оказывала существенную помощь по предоставлению оперативной информации на протяжении всего военного периода. Поэтому Стюарт Мензис сформировал особый орган, состоявший из пяти его заместителей (Deputy Directors), которые разделяли между собой разные функции (контрразведку, административную функцию и осуществление связи с правительством (consumer liaison function). Также был создан Секретариат из трёх человек, задачей которого была помощь Мензису в обеспечении контроля за новой системой[40]. Тем самым СИС приобрела более чёткую структуру в отличие от запутанной системы военных лет.
|
В 1945 году был созван подкомитет ОРК с участием членов Форин офис, однако результаты переговоров остаются засекреченными. Но известно, что под давлением со стороны правительства СИС созвала собственный внутренний Комитет по реорганизации СИС в сентябре 1945 года[41]. В состав Комитета вошли бывший заместитель директора департамента военно-морской разведки Хью Арнольд-Форстер; офицер по вопросам связи СИС и Правительственной Школой Кодов и Шифров Капитан Эдвард Хастингс; Глава Первой Секции (Section 1) Дэвид Футман; Глава Десятой Секции Ким Филби; инспектор разведки в Северном регионе полковник Джон Кордо[42].
Согласно Филби[43], первой задачей, ставшей перед комитетом, было определение основного принципа функционирования службы. Вопрос заключался в том, должна ли быть сохранена вертикальная структура с региональными организациями, самостоятельными в сборе и обработке информации по соответствующему региону, или горизонтальная – с её разделением по задачам: отдельно сбор информации и отдельная её обработка, независимо от региона. В итоге, была одобрен принцип горизонтального разделения. В соответствии с этим принципом было решено создать пять равноправных руководящих органов, о которых будет сказано ниже. Помимо этого была составлена ранговая система с фиксированными заработными платами и пенсиями, жёсткая иерархия чинов для офицеров разведки, также был налажен систематический подбор кадров. Оклад был приравнен к Гражданской службе (Civil Service) с соответствующим распределением по классам должностей (grades). Новая градация персонала (staff grades) состояла из шести рангов, от Младшего Офицера до Директора, с добавлением постов Заместителей шефа (Assistant Chief, Vice-Chief), которые стояли выше Директора, и самим шефом, Си.[44] При этом большое внимание стали уделять образованию персонала. Таким образом, Секретную службу сделали более привлекательной для молодых людей с целью обеспечить стабильный поток кадров.
Комитет по реорганизации СИС начал свою работу в конце 1945 года, но видимые изменения проявились только в конце 1946 ‒ начале 1947 года. Как уже упоминалось выше, структура СИС была переформирована в пять директоратов, подконтрольных помощникам или заместителям Си, что можно считать самым крупным преобразованием. Появились Финансовый и Административный директорат (Director Finance and Administration), Производственный директорат (Director of Production), Рекомендационный директорат (Directorate of Requirements), Директорат военного планирования (Directorate of War planning), Главный штаб по подготовке и развитию (Head of Training and Development). В производственный директорат вошли P-Sections, региональные управления (Area Controllers) и штаб-квартиры на Ближнем Востоке и Дальнем Востоке. Циркулирующие секции были преобразованы в Рекомендационные секции (R-Sections) и стали подконтрольны Рекомендационному директорату. Административные и финансовые вопросы, а также секция по набору персонала были переданы Финансовому и Административному директорату[45]. Такое разделение значительно упорядочило традиционную систему МИ-6, но два директората (Директорат Военного планирования и Главный штаб по подготовке и развитию) были наследием смежной с СИС организации СОЕ.
Важно упомянуть, что, несмотря на все изменения, ключевые соглашения 1921 года остались практически без изменений. То есть цели СИС по-прежнему устанавливались правительством (Whitehall) через соответствующие секции (consumer liaison sections). (Стоит отметить, что такое название подчёркивает характер отношений между правительством и Секретной Разведывательной Службой: правительство выступало в качестве заказчика/потребителя услуг СИС). Рекомендационный директорат объединил старые Циркулирующие секции под единоличным руководством старшего офицера, ответственного за анализ эффективности деятельности разведки и отчёт о работе разведывательных органов. Функции бывших Циркулирующих секций, теперь Рекомендационных, по большей степени остались неизменными. R1 всё так же отвечала за политическую разведку и работала от имени Форин офис; R2 – Воздушная секция (Air Section); R3 – Военно-морская (Navy); R4 – Военная (Military). Однако с окончанием войны против Германии пятая секция (Section V) была упразднена, и антикоммунистическая девятая секция (Section IX) во главе с Филби стала новой контрразведывательной секцией, названной R5. В отдельную секцию выделилось одно из подразделений Воздушной секции во главе с R.V.Jones. Оно стало секцией R7, которая занималась разведкой в научной сфере. Бывшая Section 8, теперь R8, превратилась в отдел, состоящий всего из одного человека, чьей задачей было поддержание контактов с Центром правительственной связи (Government Communication Headquarters) ‒ службой, ответственной за ведение радиоэлектронной разведки (SIGINT), и в состав которой входила Правительственная Школа Кодов и Шифров Блетчли-Парк. А также связь с одним из агентств Форин Офис (London Communications Security Agency)[46], под чьим контролем было обеспечение защиты информации (Communication Security, COMSEC) органов правительства и армии.
Шестая секция (Section VI) пережила своего «заказчика», Министерство ведения экономической войны (Ministry of Economic Warfare), и уже как R6 продолжила заниматься разведкой в индустриальной и коммерческой сферах для обеспечения работы других департаментов: Национального Совета по Торговле (National Board of Trade), Казначейства (Treasury), экономических секций Объединённого Исследовательского Бюро, отделов Форин Офис, занимающихся вопросами международной торговли, и Банка Англии (Bank of England)[47]. В таком положении R6 играла важную роль в механизмах отношений «заказчик-производитель», поскольку R6 была первой секцией по связям с правительством (consumer liaison sections), в которой работали исключительно специалисты СИС, без привлечения офицеров из правительственных департаментов.
Окончание войны повлекло за собой изменения в кругу старших руководителей (senior leadership). Валентин Вивиан работал до начала 1950-х гг., однако уже не в качестве полноправного заместителя, но в более низком положении – членом Инспекции безопасности (Inspectorate of Security). Клод Денси подал в отставку сразу же после окончания войны, а за ним последовал и его заместитель генерал Джеймс Корнуелл. Поэтому Мензису пришлось назначать новых людей на посты заместителей шефа: генерала Департамента военной разведки Джона Синклера (Vice-Chief), командора воздушной разведки Джеймса «Джека» Истона (Assistant Chief)[48]. Если раньше высшие посты занимали люди из Адмиралтейства, то теперь Мензис открыл путь наверх сотрудникам Военного и Воздушного министерств. Этот факт также свидетельствует об углублении межведомственной интеграции СИС.