Реформы в МИ-6 после начала 1960-х гг.




Время командования сэра Дика Уайта, а затем его преемников сэра Мориса Олдфилда и сэра Артура Фрэнкса характеризуется процессом интенсивных преобразований в СИС. Изначально Уайт провозгласил курс на «линейный менеджмент» и «упрощённую и более прямолинейную вертикаль управления» (chain of command)[68]. Все директораты, которые упоминались выше, были поделены между тремя Главными Инспекторами (Chief Controllers). Отличительной чертой реформ являлся принцип «коллегиального мышления»[69], преобладающий у руководства. Однако исследователями подчёркивается характер преобразований: они носили скорее реакционный характер на изменения внешних условий, в которых существовала разведка[70]. К этому можно отнести процесс распада колониальной империи Великобритании и нарастающую конфронтацию с СССР.

Первое, что сделал Уайт с приходом на пост Си, ‒ реформировал систему рекрутинга. До этого на высокие посты назначались офицеры, прошедшие войну, а все рекруты были выходцами из престижных университетов Великобритании (Оксфорда и Кембриджа)[71]. Можно сделать вывод, что такое положение дел препятствовало развитию МИ-6, во-первых, из-за преобладания военного мышления, которое необходимо было менять. Во-вторых, существовала своя элита, ограничивающая круг лиц, способных стать офицерами разведки. В-третьих, такая опора британской разведки на престижные университеты делала их основной мишенью для иностранных спецслужб (в доказательство этого факта вспомним вышеупомянутую «Кембриджскую пятёрку»). Уайт создал специальную секцию Набора персонала (Recruitment Section), чьи функции заключались в поиске потенциальных молодых офицеров во всех британских университетах[72]. Эта реформа расширила карьерные границы разведки. Для новичков также был организован новый курс подготовки Intelligence Officers’ New Entry Course (IONEC), в котором больше внимания уделялось агентурной разведке, а не оперативной подготовке[73].

Опыт с проникновением Кембриджской пятёрки выявил уязвимость безопасности Секретной Разведывательной Службы и необходимость развивать контрразведывательную деятельность МИ-6. В связи с этим первая реформа заключалась в том, что секция R5 перестала быть частью Рекомендационного Директората, но была поставлена на один уровень со всеми Директоратами в качестве Главного штаба по Контрразведке (Head of Counterintelligence)[74]. Однако позже, после раскрытия Джорджа Блейка, в 1964 году был создан Директорат Контрразведки и Безопасности (Directorate of Counter-Intelligence and Security, D/CIS), поглотивший R5. Новое подразделение возглавил будущий Си Морис Олдфилд[75]. Также были созданы Контрразведывательные секции (Counter-Intelligence Sections, CI Sections), которые были разделены по регионам. Однако в ходе работы над этим исследованием автору не удалось найти всю информацию о распределении секций. Известно только, что CI3 занималась Китаем, CI4 – СССР, СI7 – Восточной Европой[76].

Помимо этого были созданы новые «Целевые секции» (Targeting Sections, T Sections) для выявления потенциальных рекрутов среди граждан Советского блока, которые рассматривались как “hard targets” ввиду большой угрозы раскрыть подпольную сеть, натолкнувшись на завербованных агентов. Функции T Sections заключались в мониторинге передвижений таких людей за границей, сборе документов на конкретного человека и обеспечении всей необходимой информации для смежных подразделений в случае операций против этих лиц. После вербовки сотрудники Целевых секций должны были обеспечить контроль над новым агентом, предотвратить возможную вербовку этого человека службами противника[77].

В данном вопросе МИ-6 тесно сотрудничала с МИ-5[78], поскольку Служба Безопасности специализировалась непосредственно на контрразведке. Например, была создана совместная контртеррористическая секция двух служб, состоявшая из отделения по Ближнему Востоку и отделения, борющегося с ирландским терроризмом[79]. Помимо этого одним из известных примеров успешной кооперации служб является вербовка агента КГБ Олега Лялина в 1971 году, который работал в Лондоне под прикрытием как член Советской торговой делегации. Лялин был агентом отдела КГБ, занимавшегося разработкой методики терактов и саботажа на территории противника в случае возможной войны. Некоторое время Лялин был двойным агентом и передавал британской разведке сведения о деятельности КГБ, в результате чего из Великобритании были высланы 105 советских дипломатов[80] и пятнадцати было запрещено въезжать на территорию Соединённого Королевства[81]. Вербовку Лялина осуществили агент МИ-5 Гарри Уортон и офицер МИ-6, агент под прикрытием Тони Брукс[82]. Один из агентов СИС, Билл Грехэм, в своей книге даёт комментарий по поводу того, как задачи МИ-6 и МИ-5 совпадали в подобных случаях. «МИ-6 обычно работала за пределами Соединённого Королевства, в то время как МИ-5 имело дело с угрозами внутренней безопасности страны. Но поскольку Советская торговая делегация, как и посольства, технически была иностранной территорией, она попадала под юрисдикцию МИ-6»[83].

Стоит упомянуть один из поворотных пунктов в истории СИС, положивший начало новому направлению деятельности. Это произошло до прихода Уайта на пост Си, однако автор считает более целесообразным включить рассмотрение события во второй главе работы из-за отличающегося характера преобразований. Речь идёт о первой операции по осуществлению государственного переворота, свержению националистического режима в Иране в начале 1950-х гг. Операция под кодовым названием “BOOT” была инициирована премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем и проводилась британскими спецслужбами с дальнейшим привлечением американских коллег из Центрального Разведывательного Управления (Central Intelligence Agency, CIA).

В 1951 новый премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык начал программу по национализации нефтяных ресурсов страны, он выступал против всякого вмешательства, контроля британских нефтяных компаний, называя их действия империалистическими[84]. По воспоминаниям[85] главы станции СИС в Тегеране Монтагю Вудхауса, МИ-6 осуществляла подпольную деятельность через связи с состоятельными предпринимателями Рашидианами (The Rashidians), которые в свою очередь должны были мобилизовать городскую поддержку, а также антиправительственные группировки на севере страны, которым СИС поставляла оружие. В 1952 году конфликт привёл к разрыву дипломатических отношений между Ираном и Великобританией, и эти трудности подтолкнули британцев к тому, чтобы обратиться за поддержкой к ЦРУ[86]. Судя по материалам The New York Times, американцы поддержали идею переворота, так как опасались распространения советского, коммунистического влияния в Иране[87]. В итоге совместная операция была проведена успешно, были восстановлены дипломатические отношения и заключены соглашения с британскими и американскими нефтяными корпорациями[88].

Операция “ВООТ” повлекла за собой мысли о необходимости создания специальной секции для политических действий. Так, в конце 1953 – начале 1954 была создана Special Political Action Section (SPA), помещённая под руководство главы R1. Функции SPA состояли в координировании операций, разработанных региональными инспекторами, самостоятельная разработка операций при консультации инспекторов и Форин офис[89]. Деятельность секции заключалась в том, чтобы оказывать влияние на выборы, распространять чёрную пропаганду, и другие подобные действия использованием агентов СИС в оперативных целях.

Ещё одной известной операцией на данном направлении был государственный переворот в Конго в 1961 году, так же осуществлённый совместно с американскими спецслужбами по причине установления националистического режима в этой стране. Однако нельзя не заметить, что и Мохаммед Моссадык в Иране, и Патрис Лумумба в Конго пришли к власти в результате демократических выборов. Этот факт заставляет задуматься об истинных мотивах действий Великобритании и США.

Возвращаясь к организационному вопросу, стоит отметить, что SPA являлась consumer liaison section, связанной с Информационно-исследовательским департаментом Форин офис (Foreign Office Information Research Department), что в очередной раз указывает на характер прямой связи СИС с правительством: непосредственный инструктаж секций от правительственных органов.

В 1957 году эта связь получила ещё большее развитие, поскольку Объединённый Разведывательный Комитет, до этого относящийся к Министерству обороны, перешёл в ведение высшей правительственной инстанции ‒ Кабинета министров. Таким образом, как пишет Филипп Девис, ОРК стал арбитром в формулировании национальных рекомендаций и приоритетов разведки, то есть характер отношений «заказчик-производитель» между СИС и правительством кардинально изменился. Больше не было многочисленных, иногда запутанных связей между различными департаментами и министерствами, поскольку все правительственные органы с этого момента делегировали ответственность ОРК за учёт национальных интересов в каждой сфере. Произошла централизация всего разведывательного аппарата, его более тесное слияние с правительством. В функции ОРК стала входить разработка ежегодного документа о Требованиях и Приоритетах разведки (Requirements and Priorities), который должен быть одобрен Кабинетом министров[90]. Каждый год ОРК проводит обзор деятельности МИ-6 и в отношении национальной безопасности, экономического благосостояния и предотвращения серьёзных преступлений. Известно, что все составленные рекомендации распределены на три категории, каждая из которых отражает масштаб, прямоту и непосредственность риска или же выгоды для интересов Соединённого королевства[91].

В конце 1950-х гг. шесть региональных инспекторов были заменены на четырёх Оперативных Директоров (Directorship of Production). Исследователь Филипп Девис объясняет это несколькими причинами. Во-первых, Великобритания стала терять свои колонии, а значит, присутствия штабов СИС на постоянной основе в регионах Ближнего Востока и Дальнего Востока больше не требовалось. Во-вторых, ОРК теперь был более консолидирован, его региональные отделения сократились. В-третьих, развитие коммуникационных сетей также избавило разведку от необходимости непосредственного длительного присутствия на определённой территории, поскольку трудности связи остались в прошлом. В-четвёртых, реформа была проведена с целью упрощения системы в целом[92].

В 1966 году началась новая волна организационных реформ, одной из причин которой был «демографический сдвиг»[93] в структуре разведки: офицеры, служившие в период руководства Синклера и первые десять лет при Уайте, уходили в отставку, тем самым открывая путь наверх новому поколению офицеров. Были реорганизованы Оперативные секции (P Sections). Теперь их было двадцать: P1 – Франция, P2 – Скандинавские страны, P3 – Германия и Австрия, Р4 – Восточная Европа, Р5 – СССР, Р6 – Греция, Турция, Кипр), Р7 – США и Канада, Р8 – Латинская Америка, Р9 – Китай, Р10 – Карибские острова, Р11 – Юго-восточная Азия и Австралия, Р12 – Япония, Р13 – Индия и Пакистан, Р16 и Р17 – Ближний Восток, Р14, Р15, Р18, Р19 – Африканские секции, Р20 – Соединённое Королевство[94]. Нельзя сказать однозначно, почему секции были реорганизованы именно так. Но в интервью некоторые офицеры выражали мнения о том, что все «сокращения или перегруппировки подразделений» зависели от «личных взглядов Си»[95].

В 1968 году Уайт ушёл в отставку, но по инициативе правительства его пост занял не сотрудник из внутренних структур СИС, но заместитель Генерального Секретаря Министерства Иностранных дел Джон Ренни. Несмотря на то, что Ренни был председателем ОРК, назначив на пост Си своего человека, правительство усилило контроль над разведкой, что было необходимо в виду некоторых серьёзных неудач последних лет. Как пишут исследователи[96], открытие в 1961, что Джордж Блейк был советским агентом, а затем побег Кима Филби в СССР в 1963 году были большими проблемами для МИ-6. Также правительство обвиняло разведку в серьёзных просчётах после того как в 1965 году бывшая британская колония Родезия (сейчас – Зимбабве) в одностороннем порядке объявила о своей независимости, чего не случалось со времён Декларации Независимости Соединённых Штатов[97]. Поэтому, кроме Ренни, «в то время не было ни одного подходящего на этот пост кандидата внутри Секретной Службы»[98]. Однако в Ренни был всё-таки смещён с должности из-за политического скандала, к которому были причастны его дети[99]. В 1973 году пост Си занял Морис Олдфилд.

При Олдфилде был изменён принцип функционирования службы, который уже упоминался в данной работе. Ким Филби описывал процесс принятия решения по принципу «горизонтального» разделения после окончания Второй Мировой войны. В 1970-х было принято «вертикальное» разделение по регионам, т.е. географическое, что в первую очередь коснулось Рекомендационных секций (R Sections). Теперь они были поделены следующим образом: Советский блок (Requirements Soviet Bloc, R/SOV), Дальний Восток (Requirements Far East, R/FE), Ближний Восток (Requirements Middle East, R/ME), Европа (Requirements Europe, R/EUR), Западное полушарие, куда входили Северная и Южная Америка и Карибские острова (Requirements Western Hemisphere, R/WH), Африка (Requirements Africa, R/AF)[100]. Можно предположить, что такая реорганизация, а также сокращение штата сотрудников[101] были вызваны всё тем же стремлением к более конкретной, прозрачной структуре. «Вертикальный» принцип функционирования чётко фиксировал за секциями территории, на которые распространялась их деятельность, в то время как «горизонтальное» деление могло приводить к наложению, пересечению функций разных подразделений.

Другим важным преобразованием, проведённым Олдфилдом, было упразднение специальной секции по политическим действиям (Special Political Action Section). Олдфилд считал, что такая деятельность очень опасна и затратна, более того, по его мнению, политическая активность выходила за рамки изначальной сферы деятельности разведки[102]. Тем не менее, некоторые исследователи полагают[103], что ликвидация SPA не означала фактическое приостановление политической активности СИС. Эта деятельность лишь стала более секретной и выполнялась через Оперативные секции в подконтрольных им регионах.

В начале 1980-х гг., пост Си сначала занимал Артур «Дик» Фрэнкс (1979-1982), а затем Колин Фигюрс (1982-1985), которые до этого были заместителями (Deputy Directors). В этот период СИС постепенно начинает переходить на вид электронного хранения и извлечения данных. Сначала появилась электронная система сообщений Automated Telegram Handling System (ATHS), которая развивалась, совершенствовалась, в итоге была переименована в UK Intelligence Massaging System (UKIMS)[104]. Однако система вызывала определённые проблемы, о которых будет сказано ниже.

В конце 1980-х гг. к приоритетным направлениям деятельности разведки добавилась борьба с наркотрафиком. В то время как в структурах ЦРУ существовало Американское агентство по борьбе с наркотиками (American Drug Enforcement Agency), в СИС не было отдельного подразделения, и деятельность, имеющая отношение к наркотрафику входила в круг полномочий региональной полиции[105]. Но в 1988 году была создана Секция по борьбе с наркотиками (Counter-Narcotics Section). Изначально отделы секции были сконцентрированы в регионе Западного полушария, в связи с большим распространением наркоторговли в Латинской Америке. Однако немного позднее наркотики стали поступать в Европу через Польшу и Чехословакию, открылись пути из Пакистана, Афганистана и Ирана, в связи с чем полномочия секции расширились[106].

Со второй половины 1980-х гг., с приходом Горбачёва в СССР и его новым курсом «перестройки», Холодная война стала приближаться к своему концу, политическое противостояние теряло остроту. Естественным образом это процесс повлёк за собой новые реформы в разведывательных структурах. Советская угроза пропала, а значит на повестке в приоритете стали новые проблемы. МИ-6 теперь была сосредоточена на пяти главных целях: противодействие терроризму, нераспространение ядерного оружия, борьба с транснациональной преступностью, поддержание экономической безопасности и сохранение мира[107].

Согласно исследованию Филиппа Девиса, адаптация СИС к новым условиям после окончания Холодной войны заключалась в трёх дополнительных направлениях, выраженных в создании новых подразделений. Так появилась секция Глобальных проблем (Global Issues section), по аналогу бывшей секции по политическим действиям была создана специальная секция по Информационным Операциям (Information Operations). Помимо этого, благодаря новым технологиям расширилась сфера сбора разведданных, которые стали добывать путём тайного проникновения в компьютерные системы, для чего была создана секция HACKNIT[108].

Секция Глобальных проблем объединяла в себе все секции по вышеперечисленным приоритетным направлениям, но конкретной информации о процессе управления этими секциями автору данной работы найти не удалось. Что касается секции Информационных Операций, известно, что она состояла из 20 офицеров и помимо работы в медиа была ответственна за распространение чёрной пропаганды, проведения психологических операций (так же, как велась работа с населением во время существования специальной секции по политическим действиям)[109].

Бывший офицер МИ-6 Ричард Томлинсон в своей книге также пишет о том, как с развитием технологий изменился подход к выполнению разведывательных операций. Он пишет, что во многих ситуациях необходимость в постоянных станциях отпадала, и их заменили так называемые “shoebox stations”. “Shoebox stations” состояли всего из одно офицера, оснащённого портативным компьютером с зашифрованным программным обеспечением и переносным факсом, размером с небольшой чемодан[110]. Томлинсон говорит, что такая мобильность процесса привела к увеличению найма сотрудников из правительственных подразделений и зачастую такие “contract labourers” служили всего шесть месяцев и получали щедрое вознаграждение[111].

В 1994 году правительство Соединённого Королевства узаконило существование Секретной Разведывательной Службы. Сначала в 1989 году был выпущен Security Service Act, касающийся МИ-5, а после ‒ Intelligence Services Act 1994, который действует и сегодня. Парламент впервые вывел разведку на законодательный, легальный уровень. Согласно акту, роль СИС заключалась в «получении и предоставлении информации, касающейся действий или намерений лиц, находящихся за пределами Британских островов; и выполнении других задач, связанных с действиями или намерениями таких лиц»[112]. Акт предоставлял полномочия МИ-6 осуществлять разведывательную деятельность, а также узаконивал действия Центра правительственной связи в ведении радио-электронной разведки. Целью провозглашались действия «в интересах национальной безопасности, с уделением особого внимания защите и внешней политике правительства Её Величества в Соединённом Королевстве; в интересах экономического благосостояния Великобритании; выявление и предотвращение серьёзных преступлений»[113]. Все разведывательные подразделения теперь были обязаны получать разрешение на ту или иную деятельность через приказ Заместителя Премьер-Министра (First Secretary of State). Помимо этого Акт 1994 предусматривал создание Парламентского Комитета по Разведке и Безопасности (Intelligence and Security Committee of Parliament). Функции Комитета заключаются в надзоре за деятельностью разведывательных служб, а именно: в изучении политики, административного аппарата и расходов МИ-5, МИ-6 и Центра правительственной связи и составлении отчёта, ежегодно предоставляемого Премьер-Министру. Известно, что Комитет не является выборным органом, он состоит из девяти парламентариев Палаты Общин и Палаты Лордов, назначаемых Премьер-Министром[114].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: