Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста




 

Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка. Это поведение связано с нарушением ребенком соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений.

Отклоняющееся поведение в рамках педагогической проблемы характеризуется следующими особенностями, затрудняющими процесс обучения и воспитания детей.

1. Девиантное поведение ребенка может быть обусловлено спецификой протекания психических процессов, что может выражаться в их повышенной либо заторможенной подвижности.

2. Девиантное поведение может быть следствием типологических черт личности и характера ребенка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

Нарушения поведения имеют в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обусловленную, как возрастной незрелостью, неблагоприятной беременностью и родами.

К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма. Выделяют физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их); вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребенка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

Гиперактивный ребенок – ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

Дисфория - расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

Рассмотрим причины возникновения девиантного поведения у старших дошкольников. В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

Анализ научной литературы позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины девиантного поведения детей:

1) возросшая напряженность жизни, повышает тревожность. Многие склонны к пересмотру норм поведения, становятся все менее цивилизованными;

2) большое давление на неокрепшие умы и нервы дошкольников вызывает рассогласование между тем, что видит в реальной жизни ребенок;

3) широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания считаться с ними;

4) интеллектуальная неразвитость, душевная черствость;

5) неблагоприятная наследственность;

6) неустойчивость нервных процессов;

7) асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, преступный образ жизни и т. п.);

8) чрезмерный контроль со стороны взрослых или, полное безразличие к ребенку;

9) неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка;

10) замедленные темпы социального и морального, умственного развития;

11) педагогическая запущенность и др.

Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.

Используемая литература:

1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства. //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - с. 38-42.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - С. -Пб.: Питер, 2008. - 400с. (серия Мастера психологии)

3. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. - С. -Пб.: Питер, 2010. - 352с.

4. Менделевич В. Д. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2006, - 288 с.

5. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста /Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 56-67.

6. Рассел Дж. Девиантное поведение. - М.: Евразия, 2012. - 94с.

www.maam.ru

 

 

Профилактическая социально-педагогическая программа "Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников"

 

На данный момент одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка, но к сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Многие отечественные педагоги такие как: М. А. Галагузова, Р. В, Овчарова, Л. Я. Олиференко, С. А. Беличева и др. рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Существующие социальные проблемы заставляют задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни (особенно в условиях крупного города); неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, поэтому основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия» и разработке занятий по снятию напряжения.

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

С целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста была разработана социально-педагогическая программа «Путешествие в сказку»,

которая будет реализована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад п. Молочные Дворы Плавского района, Тульской области.

Цельюпрограммы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Целевая группа: дети 6-7 лет.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;

- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);

- формирование у воспитанников адекватной самооценки;

- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;

- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;

- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;

- аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;

- максимальная активность детей;

- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;

- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.

Методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».

Правовой базой для реализации программы являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

Ожидаемые результаты:

- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности, формирование доброго отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста;

- усиление роли семьи в воспитании детей;

· формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.

Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:

1. Снижение уровня агрессии;

2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;

3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.

Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 8 месяцев. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течение 30-40 минут, первое занятие (вторник) - направленное на снятие напряжения, второе занятие (пятница) -«Путешествие в сказку» - театрализованные представления детьми. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.

Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.

1. Подготовительный этап.

- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;

- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;

- обучение способам общения в группе – выработка правил;

- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.

В процессе реализации первого этапа, проводится:

1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.

2. Графические методики «КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ», (приложение 1).

3. Беседа.

4. Анкетирование родителей (приложение 2).

5. Анкетирование детей

6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.

7. Размещение социальной рекламы.

Подробней infourok.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: