Баскетбол на уроках физического культ в общеобразовательной школе




Последовательность и методика обучения передачам мяча в баскетболе на уроках физической культуры

Выполнил обучающийся группы 221 Орлов Артём Юрьевич

_______________

подпись

«__» _______ 20__ г.

 

 

Основная профессиональная образовательная программа по специальности:

49.02.01 Физическая культура

 

Форма обучения: очная

 

Руководитель:

преподаватель, Кокорева Татьяна Александровна

_______________

подпись

«__» _______ 20__ г.

 

 

Минусинск

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …...………………….5

1.1 История баскетбола……………………..….………………………….5

1.2 Баскетбол на уроках физической культуры в общеобразовательной школе……………………………………………..….…………………………….9

ГЛАВА II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕДАЧАМ МЕЧА В БАСКЕТБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………………12

2.1 Средства и методы обучению передачам мяча с 2-11 класс…………………………….………….………………………………..12

2.2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕДАЧАМ МЕЧА В БАСКЕТБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………...……………………………………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…………………….……………..31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или кенгуру на бегом – пока животное не устанет.

Физическая форма поддерживалась кроме того и тренировками. Австралийские аборигены постоянно занимались стрельбой из лука и метанием бумеранга, совершенствовались в беге и прыжках, играли в некое подобие мяча. У индейцев племён Африки пользовалось популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние дистанции, поднятие тяжести – камней различного веса. Среди ацтеков, майя, инков получила распространенная групповая игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикрепленный к столбу или стене. Чем не прародитель современного баскетбола!

Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах. Племена бушменов отличались исключительной выносливостью, их состязания в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течении многих часов, а за тем и доставлять тяжелый груз домой.

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не только на достижение высоких результатов, но и на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения которое берет начало в общеобразовательных школах.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Каждый раздел предмета ФК имеет свое содержание. Раздел спорт.игры (баскт.) включает в себя обучение уч-ся передачам, вед…….. Особое внимание в изучении баскатбола уделяется передачам мяча. Поэтому мы выбрали тему курсовой работы «Последовательность и методика обучения передачам мяча в баскетболе на уроках физической культуры».

Актуальностью работы является, необходимость изучения взаимосвязи уровня физической подготовленности и овладения техническими приемами передачи меча в баскетболе с целью конкретизации задач физической подготовки и более четкого прогнозирования ожидаемых результатов.

Исходя из вышесказанного данная тема считается актуальной.

Целью работы является изучение последовательности и методики обучения передачам мяча в баскетболе на уроках физкультуры.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- дать историческую справку о баскетболе;

- выявить теоретическую характеристику баскетбольной игры, как средство физического воспитания школьников;

- изучить средства и методы для обучения передачом мяча с 1-11 класс;

- последовательность

 

 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

История баскетбола

Первые упоминания о баскетболе уходят глубоко корнями в историю. Одна площадка, похожая на баскетбольную, была найдена в Мексике, и относится к периоду первого тысячелетия до нашей эры.

У индейцев майя похожую игру называли пок-та-пок. Майя рассматривали её как модель Космоса - движение мяча по полю напоминало им перемещение планет во Вселенной. Команде необходимо было забитьмяч, который был изготовлен из каучука и весивший до четырех килограммов, в кольцо, сделанное из камня и расположенное вертикально в стене.

Игра современного же баскетбола была придумана в декабре 1891 года в учебном центре Христианской молодёжной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс, США. Доктор Джеймс Найсмит долго искал, чем можно заменить надоевшую гимнастику, на уроках физкультуры. Он внедрял в учебную программу новые состязания: перетягивание каната, оздоровительные игры, но все быстро надоедало. Проанализировав все игры с мячом, он сформировал определенные рамки и правила игры [1].

Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

Вот они:

1.Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
2.По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни

в коем случае кулаком.

3.Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.

4.Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

5.В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
6.Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

7.Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
8.Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
9.Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

10.Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
11.Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
12.Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

13.Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.[3]

В начале своего зарождения баскетбол был не таким зрелищным, как в наше время, так как ведение мяча отсутствовало, игроки только перебрасывали мяч друг другу стоя на месте, а затем двумя руками снизу или от груди пытались забросить его в корзину.

Первый официальный баскетбольный матч случился в 1896 году, когда команда из Нью-Йорка стала продавать билеты на свой матч, а первое объединение профессиональных баскетбольных команд, возникло 1898 году, просуществовало оно около пяти лет, а позже распалось на несколько отдельных лиг. Правила тех лет позволяли игрокам заключать контракты с командами на каждую игру, таким образом, один игрок мог сыграть за один чемпионат практически за все команды, которые платили больше. Лучший игрок зарабатывал за один контракт внушительную сумму денег, не обращая внимания на синяки травмы.

Чуть позже в баскетбол ввели несколько незначительных новшеств, одно из них – это вырез дна в корзинах, а ещё позже выяснилось, что проще попадать мячом в кольцо с отскоком от щита.[2]

12 февраля 1892 года был проведен первый официальный матч. После этого матча баскетбол распространяется со скоростью звука.

В 1894 году в США издаются первые официальные правила. За все время развития баскетбола большинство правил того периода так и остались.

Начиная с двадцатых годов двадцатого века, образуются национальные федерации баскетбола, проводятся международные встречи. В 1923 году во Франции прошел первый женский международный турнир.

В США было запрещено чернокожим играть вместе с белыми.

В Гарлеме в 1922 году была создана первая команда «Нью-Йорк ренессанс» состоящая из чернокожих. Эта команда легко обыгрывала белые команды, а в 1927 году состоялся матч: «Нью-Йорк ренессанс» с «Болтон селтикс». Было сыграно семь игр, в результате боевая ничья, после этой встречи спортсменов перестали делить на белых и черных. А баскетбол стал объединяющим звеном в этом давнем противостоянии.

Новой ветвью в истории баскетбола стало появление его на Олимпийских играх. Это были игры приблизившие баскетбол к известной нам в наши дни игре. В январе проводилась одна из студенческих игр, где впервые в истории баскетбола студент совершил бросок по кольцу одной рукой, после этого большинство игроков стали следовать этому примеру и игра приобрела совершенно иной вид. Другое событие для развития баскетбола послужило правило отмены вбрасывания мяча в центральном круге после каждого взятия кольца. Благодаря этому правилу игра в баскетбол стала более скоростной и зрелищной. С 1938 года начался резкий взлёт популярности баскетбола, но все располагающие надежды пришлось отложить до лучших времён ввиду вступления Соединённых Штатов Америки во вторую мировую войну и только в 1946 году официально родилось одно из крупнейших спортивных предприятий – НБА. Все пять сезонов НБА, бесспорным лидером являлась команда «Лейкерс», а в 1951 году, уступила в финале клубу «Рочестер Ройалз».

Один из выдающихся и запомнившихся игроков за всю историю баскетбола является Майкл Джордан в составе команды «Чикаго Буллз». Каждый год его фантастическая карьера ознаменовывалась новыми достижениями. Шесть раз «Чикаго Буллз» выходили в финал с большой помощью Джордана.[2]

В России же о баскетболе узнали от русского пропагандиста физической культуры и спорта Георгия Дюпперона в 1901 году, в Санкт-Петербурге. А в 1906 году были проведены первые матчи. И уже в СССР баскетбол занял одно из лидирующих спортивных мероприятиях. В 1947 году Всесоюзная секция баскетбола вступила в члены Международной федерации баскетбола. Теперь советские баскетболисты могли участвовать во всех международных соревнованиях, проводимых ФИБА. В этом же году мужская команда СССР завоевала звание чемпионов Европы.[1]

Сейчас на площадках доминирует новое поколение. Но это только разжигает страсти вокруг этой великой игры, заставляя миллионы болельщиков с огромным интересом наблюдать за интересными играми великих баскетбольных мастеров одной из популярнейших игр нашего времени.[2]

Баскетбол на уроках физического культ в общеобразовательной школе

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

Портнов Ю.М. в своих работах отмечает, что в системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден,1987).

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).[4]

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;

б) быть правильно методически построенным;

в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;

ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;

з) носить воспитывающий характер.[5]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: