Кислородное оборудование самолетов




16.1-16.2

Аэрометрические приборы и системы Оперативное ТО К аэрометрическим приборам относятся высотомеры, вариометры, указатели скорости, указатели числа М, указатели высоты и перепада давлений. К аэрометрическим систе­мам относятся системы воздушных сигналов (СВС), информационные комплексы воздушно-скоростных параметров (ИКВСП). Кроме этих приборов и систем, на ВС при­меняются высотный сигнализатор ВС-46, датчики высоты и скорости в бортовых самописцах, корректоры высоты (например, KB-16), коррек-торы-задатчики приборной скорости КЗСП, сигнализаторы скорости типа ССА, измерительные комплексы давления типа ИКДРД и др. К аэрометрическим приборам относят­ся также указатели углов атаки и температуры наружного воздуха.

Аэрометрические приборы про­веряют при оперативном ТО в базовом аэропорту. При этом необходимо:

проверить внешнее состояние ли­цевых сторон приборных досок, сте­кол приборов на отсутствие внешних повреждений; подготовить высотомер к полету согласно изложенной выше методике;убедиться, что стрелки высото­меров и указателей скорости стоят на нуле или в допустимом диапазо­не. Так, для ВАР-30, ВАР-75 допус­тимое расхождение составляет не более ±0,5 м/с, для КУС-730/1100— не более ±2 мм по шкале. Стрелки указателя числа М должны нахо­диться в исходном положении;проверить наличие на самолете таблиц поправок показаний приборов и их соответствие номерам установ­ленных приборов;проверить работоспособность приборов от приемников полного и статического давлений; убедиться в герметичности статической и ди­намической систем. Стрелки прибо­ров должны перемещаться плавно, без заеданий.

При проверке работоспособности электромеханических высотомеров и СВС предварительно должно быть включено их электрическое питание (115 В, 400 Гц, = 27 В).

Проверка на герметичность и работоспособность систем воздушно­го питания выполняется также по­сле работ, связанных с откидыванием приборных досок или выпол­нением демонтажно-монтажных ра­бот в системе. Проверка работо­способности аэрометрических прибо­ров и систем без проверки герме­тичности выполняется после ливне­вого дождя, обильного снегопада, пыльной бури, а также после удале­ния обледенения,снега с поверхности ВС.

Для примера:

Проверка работоспособности высотомера ВЭМ-72 в режиме «Авто­контроль» выполняется в следующем порядке:к прибору подают электрическое питание (115 В, 400 Гц и 27 В);устанавливают ручкой р0 стрелку высотомера на 0 м;нажимают кнопку «Автокон­троль». При этом показания высото­мера должны измениться на (150± ±50) м и загореться светосигнали-затор отказа питания 115 В, 400 Гц;отпускают кнопку «Автокон­троль», при этом стрелка высотомера должна вернуться в исходное положение с погрешностью ±10 м и светосигнализатор должен погас­нуть.

Системы СВС и ИКВСП при опе­ративном обслуживании проверяют с помощью элементов встроенного кон­троля. Перед включением СВС устанавливают на барометри­ческом счетчике указателя высоты УВО-15 давление, на 5—8 мм рт. ст. большее давления аэродрома. Затем включают питание и обогрев систе­мы, дают ей прогреться (15 мин при температуре воздуха от +50 °С до — 30 °С и 30 мин при температуре —30 °С и ниже). Кре­мальерой на указателе высоты уста­навливают давление 760 мм рт. ст. и нажимают кнопку «Контроль». Стрелки указателей должны занять определенные положения. При отпус­кании кнопки стрелки должны вер­нуться в исходное положение. На самолетах, оборудованных системой СВС-ПН-15-4М, при нажатии кнопки приборы должны показать: УВО-15М1 — высоту (12 000±40) м; УМ-1К-0.89 —число М = 0,8±0,01; УСВП — скорость (900 ±10) км/ч.После проверки следует кре­мальерой на левом УВО-15 стрелки установить на нуль высоты. Допус­тимое расхождение показаний баро­метрической шкалы с давлением, приведенным к месту стоянки, долж­но быть не более ±1,5 мм рт. ст. при давлении 720...780 мм рт. ст. и ±2 мм рт. Ст.

Характерными неисправностями аэрометрических приборов являются механические заедания стрелок, ки­нематических передач, шестерен кре­мальер, редукторов, деформации и разгерметизация манометрических и мембранных коробок. У электро­механических высотомеров встре­чаются отказы электродвигателей, потенциометров, блоков усиления, предохранителей. У вариометров мо­гут происходить нарушения герме­тичности корпуса, засорения, возни­кать трещины капилляров и др.

16.3

Периодическое техническое об­служивание аэрометрических прибо­ров выполняют в лаборатории с использованием КПА в сроки, уста­новленные регламентом. При снятии приборов с борта ВС должны соблю­даться определенные правила. После отсоединения трубопроводов полного и статического давлений на трубо­проводы, а также на входные шту­цера приборов «С» и «Д» должны быть поставлены технологические заглушки. Электрические штепсель­ные разъемы на приборах при их расстыковке должны быть также за­крыты технологическими заглушка­ми. В таком виде приборы должны транспортироваться в лабораторию и из лаборатории, а также находиться там в период до и после проверки.

У высотомеров проверяют внеш­нее состояние, герметичность корпу­са, плавность хода стрелок, проверя­ют рассогласования положения стре­лок высотомера со шкалой давлений и определяют инструментальную поправку. При проверке рассогласо­ваний стрелок высотомера со шкалой давлений устанавливают на шкале давление 760 мм рт. ст. и в корпусе прибора создают давление 760 мм рт. ст. Затем стрелки высотомера устанавливают на нулевую отметку. Если при этом отклонение баро­метрической шкалы от отметки 760 мм рт. ст. превысит допустимое значение, то выполняют юстировку— расконтрив кремальеру прибора, про­изводят согласование стрелок по шкале высоты с барометрической шкалой. На борту такую работу выполнять запрещается. Высотомеры проверяют до тех значений высоты, которые соответ­ствуют практическому потолку ВС. Инструментальные поправки определяют при прямом и обратном изменении давления, сравнивая по­казания проверяемого прибора с контрольным (УКАМП и т. п.). Ре­зультаты проверок заносят в журнал лаборатории, по значениям прямого и обратного хода рассчитывают осредненную (до 5 м) поправку.

Затем рассчитывают показания вы­сотомера с учетом суммарной по­правки (осредненных инструменталь­ной и аэродинамической) и округ­ляют результат до 10 м в большую сторону, заполняют бортовую табли­цу суммарных поправок, которую размещают в кабине ВС одновре­менно с установкой высотомера. У электромеханических высотомеров, кроме того, проверяют электричес­кую часть схемы — усилители, сос­тояние электрической проводки, ме­таллизацию, на стенде с помощью вольтметра проверяют выходные па­раметры.

Проверка указателей скорости во многом аналогична проверке высото­меров. Она также заканчивается оформлением таблиц поправок. Ре­зультаты проверки вариометров, ука­зателей числа М и других приборов оформляются в журналах и в соот­ветствующих паспортах. Если по­грешность приборов меньше допусти­мой, то они считаются пригодными для дальнейшей эксплуатации. Погрешности аэрометрических при­боров должны проверяться при виброперегрузках (0,1. ..0,3)g, что соответствует амплитуде 0,04 мм при частоте 50 Гц.

Для контроля СВС-ПН-15 на соответствие НТП используется аппаратура АП-СВС-2. При этом вводят в систему стимулирующие сигналы полного и статического дав­лений р„ и рст, а также электро-стимулирующие сигналы — сопро­тивления имитатора температуры и имитатора путевой скорости; изме­ряют на выходе систем сигналы, пропорциональные проверяемым па­раметрам.

Измерение и ввод величин рп и р ст осуществляется измерителем воздушных давлений (ИВД). Ввод электростимулирующих сигналов, контроль напряжений в цепях пита­ния и измерение выходных сигналов осуществляются измерителем выход­ных параметров ИВП. Для проверки в лаборатории, кроме АП-СВС-2, могут использоваться и другие приборы — электронные вольтметры, частотомеры, тестеры. Допуски на параметры системы для контроли­руемых значений сведены в таблицы, которые приведены в технологичес­ких указаниях.

Таблицы поправок для указате­лей высоты и указателей скорости системы СВС составлены на заводе-изготовителе. Они остаются постоян­ными при эксплуатации системы и обновляются 1 раз в год при переходе к осенне-зимней эксплуатации. Для проверки ИКВСП применяют КПА типа ИКВСП-1-6. Принцип провер­ки этой системы аналогичен про­верке СВС. Для проверки систем СВС, ИКВСП применяется также установка «Оценка».

Кислородное оборудование самолетов

Кислородное оборудование предназначено для повышения давления кислорода во вдыхаемой смеси вследствие увеличения его концентрации и избыточного давления.

В зависимости от способа хранения кислорода на самолетах применяют системы с использованием газообразного или жидкого кислорода.

На пассажирских самолетах применяются системы с использованием

только газообразного кислорода. Газообразный кислород хранится в баллонах, и в зависимости от его давления системы подразделяются на кислородные системы высокого давления с максимальным значением до 15 МПа(150 кгс/см2) и системы низкого давления – до 3 МПа(30 кгс/см2).

По способу подачи кислорода кислородные приборы подразделяются на приборы с непрерывной и периодической подачей, а в зависимости от назначения – на стационарные, переносные и парашютные.

Приборы с непрерывной (струйной) подачей кислорода под маску удобны в пользовании и создают малое сопротивление вдоху. Однако они характеризуются большим расходом кислорода и небольшой высотностью применения из-за того, что маска не герметично прилегает к лицу человека. Принцип непрерывной подачи кислорода положен в основу переносных, парашютных и стационарных приборов коллективного пользования пассажирами.

Переносные приборы используются теми пассажирами, которые по состоянию здоровья почувствовали необходимость в кислородном питании.

Такими же приборами могут пользоваться члены экипажа в случае необходимости выполнения работ вдали от рабочих мест.

На некоторых пассажирских самолетах взамен применения переносных приборов устанавливаются стационарные приборы коллективного пользования.

Принципиальная схема стационарного кислородного прибора с периодической подачей кислорода изображена на рис.3.

Рис 3. Принципиальная схема стационарного кислородного прибора:

1 – блок анероидов; 2 – пружина; 3 – колпачок; 4 – мембрана; 5 – рычажный механизм; 6 – клапан; 7 – клапан вдоха; 8 – клапан выдоха; 9 – маска; 10 – ручка выключателя подсоса; 11 – анероидная коробка; 12 – клапан подсоса; 13 – обратный клапан; 14 – мембрана; 15 – сегменты

Поскольку маска 9 герметично прилегает к лицу, при вдохе под действием разрежения по ней, открывается клапан вдоха 7, который соединяет маску с внутренним объемом прибора. При этом эластичная мембрана 4 прогибается и с помощью рычажного механизма 5 открывает клапан 6. Кислород из баллонов поступает к соплу инжектора и к кислородному индикатору. Вытекающая из сопла струя кислорода создает разрежение в смесительной камере, чем обеспечивает открытие клапана 13 подсоса воздуха и поступление воздуха В из кабины. Образующаяся воздушно - кислородная смесь С по шлангу поступает под маску.

Состав вдыхаемой смеси по высотам автоматически регулируется увеличении высоты полета давление воздуха в кабине уменьшается. В результате этого блок анероидов расширяется и, прикрывая клапан подсоса, уменьшает количество проходящего в смесительную камеру воздуха. На высотах 9000…10000 м этот клапан закрывается, и под маску поступает только чистый кислород. Однако и на меньших высотах по желанию члена экипажа можно прекратить доступ кабинного воздуха в прибор. Для этого необходимо поставить ручку 10 выключателя подсоса в положение «100% О2».

При выходе давление во внутренней камере прибора увеличивается. Мембрана 4 перемещается в первоначальное положение и закрывает клапан 6, этим самым прекращая подачу кислорода. Продукты выхода через клапан 8 поступают во внутренний объем кабины.

Для уменьшения сопротивления вдоху и предотвращения кислородного голодания в случае нарушения герметичности маски или агрегата кислородной системы предусмотрен анероидный механизм избыточного давления. При полетах на высотах более 4000 м анероиды 1 расширяются и оказывают давление на эластичную мембрану 4. Вследствие этого сопротивление вдоху значительно уменьшается. В том случае, если маска и шланги герметичны, при входе в камере возникает избыточное давление, которое деформирует мембрану. Возникшее усилие на мембране преодолевает затяжку пружины 2, и клапан 6 закрывается. В случае их негерметичности усилие через колпачок 3 деформирует мембрану, и клапан подачи кислорода открывается, обеспечивая непрерывную его подачу под маску.

Работоспособность прибора контролируется экипажем по кислородному индикатору. Движения сегментов 15 в такт с вдохом и выдохом сигнализируют о нормальной работе прибора.

Описанный прибор работает в режиме периодической подачи кислорода до высоты 12000 м, а на большой высоте –в режиме непрерывной его подачи под избыточным давлением, достигающим максимального значения на высоте 15000 м.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: