Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), уроки-игры, уроки-путешествия, заочные экскурсии.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа, подгрупповая, фронтальная с индивидуальным и дифференцированным подходом;
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-
коммуникационные, интеграционные.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы (или СИПР). Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы (или СИПР).
Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в портфолио обучающегося и отражаются в СИПР.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело | 15ч | |
Восприятие прикосновений, тактильного контакта | 5ч | |
Ответ на прикосновения, тактильный контакт | 5ч | |
Принятие изменения положения тела, перемещения | 5ч | |
Знакомство с собственным телом, его частями | 20ч | |
Восприятие тела как целого | 3ч | |
Узнавание части тела, как части собственного тела | 3ч | |
Схема тела. Руки. Ноги | 3ч | |
Туловище: плечи, грудь, живот, спина | 3ч | |
Голова | 3ч | |
Лицо. Части лица | 3ч | |
Игра с собственным телом | 2ч | |
Одевание и раздевание | 8ч | |
Принятие процесса одевания-раздевания | 3ч | |
Участие в процессе одевания-раздевания | 5ч | |
Прием пищи | 11ч | |
Принятие процесса приема пищи | 3ч | |
Глотание. Жевание Прием жидкости | 4ч | |
Знакомство с посудой и приборами | 2ч | |
Поведение за столом | 2ч | |
Умывание | 17ч | |
Принятие процесса умывания | 3ч | |
Умывание с поддержкой,самостоятельно | 14ч | |
Чистка зубов | 13ч | |
Принятие прикосновений к области рта | 2ч | |
Стимуляция области около рта и области рта | 2ч | |
Знакомство со своими зубами и полостью рта | 2ч | |
Принятие процесса чистки зубов | 2ч | |
Чистка зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно | 5ч | |
Умение пользоваться туалетом | 10ч | |
Восприятие процессов выделения | 3ч | |
Умение пользоваться туалетом с поддержкой, самостоятельно | 7ч | |
Итого | 94 часа |
В связи с особенностями развития учащихся данного класса (затруднённое восприятие тела как целого и узнавание части тела, как собственного тела) программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в соответствии с потребностями и возможностями учащихся. На раздел «Знакомство с собственным телом, его частями» отведено наибольшее количество часов (12 часов).
Содержание тем учебного курса.
Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело (15часов).
- игры и упражнения на восприятие прикосновений, тактильного контакта;
- игры и упражнения на ответные прикосновения, тактильный контакт;
- практические задания на изменения положения тела, перемещения;
-игры - пантомимы, этюды.
Знакомство с собственным телом, его частями(20часов)
-игровые упражнения на восприятие тела как целого;
-упражнения на узнавание частей тела, как частей собственного тела;
-упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы;
-игра с собственным телом;
-игры –потешки.
Умывание (17 часов).
-имитационные игровые упражнения на принятие процесса умывания;
-практические действия и упражнения на умывание с поддержкой, самостоятельно.
Чистка зубов (13 часов.)
-игры и упражнения на принятие прикосновений к области рта;
-стимуляция области около рта и области рта;
-знакомство со своими зубами и полостью рта;
-практические действия и упражнения по чистке зубов с поддержкой, самостоятельно.
Умение пользоваться туалетом (10 часов).
-практические действия по формированию умения пользоваться туалетом с поддержкой, самостоятельно.
Прием пищи (15 часов).
-знакомство с посудой и приборами;
-сопряженные действия педагога и ребенка, направленные на отработку действий ложкой во время еды;
-игры и упражнения на формирование правильного поведения за столом.
Одевание и раздевание (8 часов).
-дидактические игры направленные на принятие процесса одевания-раздевания;
-сопряженные действия педагога и ребенка, направленные на отработку навыка одевания-раздевания с поддержкой, самостоятельно.
Планируемые результаты освоения программы
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Выделяем следующие ожидаемые результаты:
- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:
1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки: