Условия реализации программы.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Человек »

Г» дополнительного класса

 

Составитель: учитель Федоренкова С.В.

 

 

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Актуальность

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания - это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другими людьми, приобщению к социальному миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя.

Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с полной, частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно; культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно – вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности.

В основу уроков по предмету «Человек» положен комплексный подход. Уроки-занятия организуются в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающие практические и игровые упражнения.

Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Темы уроков-занятий по предмету «Человек» интегрируются и на­ходят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий социальный мир», «Математические представления», «АФК», в реализации задач коррекционно-развивающей области, и в различных направлениях внеурочной деятельности.

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, педагог на уроках воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищенности.

Программа направлена на создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание индивидуального психического комфорта, на формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания детей с умственной отсталостью, укрепление их физического здоровья.

Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и рассчитан на 2 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;

4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.

5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Срок реализации программы: 1 учебный год. На основании программы может быть написана специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Цель и задачи программы

Цель: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами:

«Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело», «Знакомство с собственным телом, его частями», «Чистка зубов», «Умывание», «Умение пользоваться туалетом», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Задачи к разделу «Восприятие сенсорных событий, затрагивающих собственное тело»:

-учить реагировать на прикосновения, тактильный контакт;

-дать представления об изменениях положения тела,

-дать представления о своих двигательных возможностях при перемещении;

Задачи к разделу: «Знакомство с собственным телом, его частями»:

-учить воспринимать тело как целое;

-учить узнавать части тела, как собственного тела;

Задачи к разделу «Одевание и раздевание»:

- учить принимать процесс одевания – раздевания;

-формировать навыки одевания-раздевания с поддержкой взрослого и самостоятельно;

Задачи к разделу «Прием пищи»:

-учить принимать процесс приема пищи;

-формировать навыки приема пищи и питья;

-дать представления о посуде и столовых приборах;

-учить правильно вести себя за столом;

Задачи к разделу «Умывание»:

-учить принимать процесс умывания;

-формировать навыки умывания с поддержкой взрослого и самостоятельно;

Задачи к разделу «Чистка зубов»:

-учить принимать прикосновения к области рта;

-дать представления о зубах и о полости рта;

-формировать навыки чистки зубов с поддержкой взрослого и самостоятельно;

Задачи к разделу «Умение пользоваться туалетом»:

- формировать умение сообщать о потребности сменить памперс, посетить туалет;

-формировать умение пользоваться туалетом с поддержкой взрослого и самостоятельно;

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома.

При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.

Инструментарий учителя:

· рабочая программа;

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал, презентации).

Условия реализации программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: