ЗНАЧЕНИЕ «ОМ» В ГАЯТРИ-МАНТРЕ.




ПРЕДИСЛОВИЕ.

В качестве подтверждения сказанному в анонсе к данной статье хотелось бы привести некоторые высказывания Ошо относительно значения АУМ (см. Ошо. Мистический опыт (от секса к сверхсознанию). М. Нирвана. 1999г., 2001г. 351 стр., также см. ниже п.5. Что такое АУМ?):

«АУМ — это выражение глубокого духовного переживания. Когда нам говорят, что Бог бесконечен и безграничен, мы говорим, что понимаем. Но наш опыт связан только с ограниченным. <…>. Ничто в мире невозможно сравнить с АУМ. Это святая святых в том смысле, что оно является конечным, запредельным, где все теряет свою идентификацию. <…>. АУМ пришло в существование в форме рисунка, чтобы <…> разбудить в человеке стремление выяснить его значение. <…>. Рисунок требует глубокого изучения; это не обычная картинка. <…>. В Индии было сделано больше открытий духовного плана, чем в любой другой стране; ищущие других стран были одиноки. Точно так, как в наши дни Запад проводит широкомасштабные научные опыты, задействовав армию ученых, так и в Индии в науке души одновременно были задействованы тысячи гениев и интеллектуалов. Открытия, принесенные ими из путешествий в душу, крайне полезны, но при путешествии в другие страны это знание было либо уничтожено, либо стало фрагментарным. <…>.
Духовное течение всего мира тесно связано с Индией, потому что базовый, первоначальный источник духовности зародился именно здесь, именно отсюда весть об этом распространилась по всему миру. Но посланники понесли знание в иные страны, где люди разговаривали на иных языках. <…>. Символизирующее Высшее не должно становиться инструментом, средством: оно должно оставаться финалом. Символ Абсолюта должен оставаться только для достижения. АУМ — это то, что должно быть достигнуто, поэтому я решительно против использования его как средства медитации. В прошлом оно использовалось в этом качестве, что принесло немалый ущерб. <…>. Я всегда чувствовал, что АУМ следует использовать только в качестве символа, а не как технику медитации. Чистый звук АУМ не должно делать нечистым, используя его как технику. <…>. Слово такой чистоты нельзя использовать как средство для духовного роста. Наш язык не достоин даже произносить его: оно слишком чисто для физического тела. Это слово начинается там, где язык становится бессмысленным, а тело бесполезным. Здесь пролегает резонанс, и этот резонанс вибрирует сам по себе. Его можно только пережить, но никак не создать. Следовательно, АУМ должен переживаться, а не произноситься. <…>. Использующие АУМ как технику, никогда не переживают АУМ в реальности. <…>. Я утверждаю, что лучше вовсе не знать АУМ, не использовать его. Однажды он появится и приобретет значение. Его появление будет означать достижение вами границ. Теперь вы вот-вот шагнете за пределы психики, за пределы реальности слов. Последнее слово пришло, и вы находитесь в месте, откуда начинается слово; вы находитесь там, где весь мир стоит у Истока; вы находитесь у порога Творения, Создания. Невозможно передать очарование зазвучавшей самой по себе мелодии. Нет средств, способных описать ее…».

(Ошо. Мистический опыт (от секса к сверхсознанию). М. Нирвана. 1999г., 2001г. 351 стр.)

Вот такой мистический круг АУМ, обозначенный как «АУМ-ПАРАЦЕЛЛАРИУМ»,
можно найти на страничке «Познавшие» на сайте VEDA-STUDIO
(твоя практика высшего самосознания)
www.veda-studio.ru

Это общепринятый универсальный символ Индуизма, а также один из наиболее важных символов Йоги и Тантры. Считается, что это, согласно разным источникам и авторам:
- символ Бога
- символ Брахмы
- символ Брахмана
- мистический знак
- символ высшей святости
- символ Атмана и Брахмана
- символ целостности Бытия
- символ диалектики Единого
- символ Абсолютной Истины
- символ всеобщего Абсолюта
- символ индивидуальной души
- символ предельного и высшего
- символ неисчерпаемой энергии
- символ божественной вселенной
- символ наивысшей духовной силы
- глубочайший символ тотальности
- символ созидания и божественности
- символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы и др.

Согласно Б.К.С.Айенгару (см. Айенгар Б.К.С. Прояснение Йоги. Йога-Дипика. Медси ХXI. 1993г. 528 стр.): этот «символ в целом представляет Брахма-Видью — познание Я, бессмертное учение». А еще это символ мантры «ОМ», или, если быть более точным, ее графическое изображение. В Индийской Традиции считается, что звук «ОМ» является звуком Солнца и Света, поэтому мантра «ОМ», а значит и ее графическое изображение, символизирует собой движение сознания человека вверх, приближение души человека к высшим сферам. Мантра «ОМ» одна из самых древних и широко известных биджа-мантр, это наиболее краткая и при этом самая всеобъемлющая, «мистическая» мантра. Считается, что это космическая мантра, квинтэссенция всего Космоса, ключ к Высшей Мудрости и Силе, ключ к Реализации.
Мантра «ОМ» является частью многих санскритских мантр. Но, прежде всего, мантра «ОМ» — это основная тантрическая мантра.

«Тайна мантры. Некоторые говорят, что сочетание мантры, янтры и мудры является тайной Тантры, говорят, что это ключ к магии. Это потому, что существует описание отдельных мудр, янтр и мандал, но об их сочетании письменная информация отсутствует. <…>.
Символика Тантры. Мандалы — это те же янтры, только не такие строгие. Они могут быть представлены в различных вариантах и с разнообразными добавлениями. На рис. 1.9 представлена мандала, символизирующая единение Шивы и Шакти, а на рис. 1.10 представлена мандала «ОМ», часто используемая в тантрической медитации.

Расфокусированный взгляд на эту мандалу как бы втягивается через сужающийся тоннель в реальный мир, мир, представленный мантрой «ОМ». Такого рода объекты являются необходимым пособием для прохождения тантрических обрядов. Восприятие этих объектов носит комплексный характер. Одновременно идет воздействие на зрение за счет созерцания мандалы или янтры, на слух — за счет произношения мантры, тактильное — за счет выполнения руками символических жестов, мудр. Считается, что отдельно они не работают и не дают нужного эффекта».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить.
Старклайт. 2000г. 232 стр. Сайт www.avatargroup.ru.)

«Звучание основной тантрической мантры ОМ вызывает упорядочивание энергоинформационной структуры окружающего вас пространства и стимулирует работу Аджна-Чакры, наиболее тесно связанной с гипофизом, шейным нервным сплетением и головным мозгом. Нормальное функционирование этой чакры активизирует интеллект, психические возможности, воображение и визуализацию ярких зрительных образов».

(Мантра ОМ. Сайт www.charming-face.ru.)

Существует несколько толкований, интерпретаций графического символа мантры «ОМ». Вот, например, одна из таких интерпретаций (в двух вариантах, при этом обратим внимание на некоторые разночтения):

«Попробуем посмотреть на символ ОМ как на мистический знак, это позволит нам немного проникнуть в смысл, который ему придают священные писания Индуизма, и других восточных религий. Если попытаться проникнуть в этот мистический символ, оказывается, что он состоит из трех слогов, объединенных в один, но не как физическая смесь, но скорее как химическое соединение.

Символ АУМ состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4), и точки. Большая нижняя кривая (1) символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в этом состоянии сознание развернуто наружу через ворота чувств. Больший размер означает, что это самое распространенное (у большинства) состояние человеческого сознания. Верхняя кривая (2) обозначает состояние глубокого сна (сушупти) или бессознательное состояние. Это состояние, когда спящий не желает ничего и не видит снов. Средняя кривая (3), которая находится между глубоким сном и бодрствованием, означает состояние сна (свапна). В этом состоянии сознание индивида включено и направлено внутрь. Это может проявляться как сон со сновидениями. Это три основных состояния сознания человека. С точки зрения индийской мистической мысли предполагается, что вся реальность проявляется через эти три состояния, эти три кривые, следовательно, представляют весь физический феномен.
Точка обозначает четвертое состояние сознания, известное на Санскрите как Турийя, изображаемое как анусвара. В этом состоянии сознание не погружается ни наружу, ни внутрь. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние, которое является конечной целью всей духовной деятельности. Это абсолютное (не относительное) состояние освещает все другие 3 состояния.
Наконец, полукруг символизирует Иллюзию (Майя) и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, наша Иллюзия или Майя, мешает реализации этого высшего состояния блаженства. Полукруг открыт в верхней части и не касается точки. Это означает, что это высшее состояние не зависит от Майи. Майя влияет только на проявленное, на феноменальный мир. Таким образом, форма знака ОМ представляет собой как непроявленное, так и манифестированное, как ноумен, так и феномен. (Из внешнего источника)».

(Аум (Ом) как символ. Сайт www.grail.chudoforum.ru.)

«Более глубокое исследование этого мистического символа показывает, что он составлен из трех слогов, объединенных в один, но состав этот подобен скорее физической смеси, чем химическому соединению. Действительно, на Санскрите звук «О» — является объединением «А» + «У»; следовательно, OM правильнее было бы писать как АУМ.

Таким образом, символ АУМ состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4) и точки. Большая нижняя кривая (1) символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в котором сознание направлено вовне — через ворота чувств. Больший размер показывает, что это самое обычное состояние человеческого сознания. Верхняя кривая (2) обозначает состояние глубокого сна (сушупти), или несознающее состояние, когда спящий человек не желает ничего и не видит каких-либо снов. Средняя кривая (3) обозначает состояние между глубоким сном и бодрствованием, и отражает состояние сновидений (свапна), когда сознание индивидуума направлено вовнутрь, и в снах он созерцает свои представления о мире, существующем лишь за веками его закрытых глаз.
Вот три состояния сознания индивидуума. А так как индийская мистическая мысль верит, что вся проявленная действительность возникает из сознания, эти три кривые представляют полный физический феномен.
Точка показывает четвертое состояние сознания, известное на Санскрите как «турийя». В таком состоянии сознание не направлено ни за пределы тела, ни внутрь себя, ни в обоих этих направлениях вместе. Достигшее этой точки сознание находится в состоянии отдохновения от всего раздробленного, относительного существования. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние является окончательной целью всей духовной деятельности. Такое абсолютное состояние как бы освещает все три остальные.
Наконец, полукруг символизирует Майю и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, Иллюзия, Майя, отвращает нас от реализации самого высокого состояния блаженства. Полукруг открыт кверху и не касается точки. Это означает, что Майя не касается самого высокого состояния. Иллюзия затрагивает лишь проявленный мир. В этом и состоит эффект препятствования ищущему в достижении его окончательной цели — реализации ТОГО, то есть уникального, неочевидного, Абсолютного Принципа. В таком контексте, форма символа OM представляет и неочевидность и проявленность; и ноумен и феномен. <…>. Тройная символика OM постижима наиболее «обычными» из нас людьми и осуществима на интуитивном и объективном уровне. Отсюда и широкая популярность, и принятие этого знака. Причем, его символика простирается на полный спектр проявленной вселенной, что делает ОМ истинным источником духовности. Некоторые из таких символических эквивалентов приводятся ниже».

(ОМ — священный символ. Сайт Йога Нагры. www.nervana.name.)

Обратим внимание на тот факт, что, в Википедии (см. сайт www.ru.wikipedia.org.) в статье «ОМ (мантра)», можно прочитать: «Графическое обозначение [звука «ОМ»] появилось в VI веке (*6)» и дается ссылка на «Энциклопедию Британика» (2013, см. сайт www.global.britannica.com.), где сказано следующее: «From the 6th century, the written symbol designating the sound is used to mark the beginning of a text in a manuscript or an inscription» — «С VI в. используется письменный знак, обозначающий звук [ОМ], чтобы отметить начало текста в рукописи или надписи». Означает ли это, что графический знак мантры «ОМ» появился значительно позже, чем сам слог ОМ (АУМ), упоминания о котором можно найти уже в ранних Упанишадах? Например, в «Катха-Упанишаде», одной из одиннадцати Упанишад канона «Мукхья», к которому принадлежат наиболее древние Упанишады, прокомментированные Шанкарой, сказано (1.2.15-16): «Я кратко скажу тебе о цели, о которой в один голос говорят все Веды, это — То, это — ОМ. Этот слог [ОМ], воистину, есть [низший] Брахман [Хираньягарбха]; и этот слог, воистину, есть высший Брахман. Всякий, кто, медитируя на этот слог, желает любого из двух — к нему приходит это», или в «Шветашватара-Упанишаде» (из того же канона «Мукхья») сказано (1.13-14): «Как не виден облик огня, скрытого (в своем) источнике, (но) основа (его) не гибнет, и он снова добывается в (своем) источнике (с помощью) дерева, — так, поистине, в обоих случаях (постигается Атман) в теле с помощью Пранавы (ОМ). Сделав свое тело (верхним) арани и Пранаву (ОМ) — нижним арани, усердным трением размышления (человек) увидит Бога, подобного скрытому (огню)».
В «Йога-Сутре» сказано: «Выражающее Его (Бога) слово есть АУМ». «Его повторение и размышление о его значении есть путь». Патанджали учит, что, произнося этот священный слог и одновременно размышляя о его значении, йог достигает однонаправленной концентрации и подготавливает ум к медитации. В комментариях к «Йога-Сутре» Вьяса замечает, что через повторение этого священного слога йогу открывается высшая душа. А знаток тибетского мистицизма Анагарика Говинда в своем исследовании пишет, что «Ом» ведет нас к познанию в себе бесконечности. Таким образом, можно говорить о том, что мантра «ОМ» — это кратчайший путь к соприкосновению с божественным внутри себя.
Существует ли разница между такими понятиями, как ОМ, Омкара, Пранава и АУМ, который часто сравнивают с христианским словом «Аминь». То, что они «синонимы» и «выражают» один и тот же феномен, в этом плане разницы между ними нет. Но поскольку это разные слова, понятия и термины, возможно, они отражают разные аспекты одного и того же феномена? Поэтому рассмотрим эти «понятия» раздельно. Но, прежде чем это сделать, обратим внимание на один занимательный момент в отношении рассматриваемого предмета. Вот что пишет Александра Давид-Неэль (1868-1969, французская оперная певица, поэтесса и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета) в одном из своих исследований тибетского мистицизма (см. А.Давид-Неэль. Посвящения и посвященные в Тибете. (1932г.). СПб. Орис. 1994г. 384 стр.):

«Глава V. Посвящение «Мани» и различные значения «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». <…>. [В Тибете] ОМ повторяется ламаистами в сочетании с разнообразными санскритскими формулами, причем собственно [слогу] ОМ не приписывают какого-либо исключительного значения, тогда как другие мистические слоги, например, ХУМ и особенно ПХАТ, как считается, наделены величайшей энергией и широко используются в магии и мистических ритуалах [Тибета]».

И вот что пишет Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Хофман (1898-1985), выдающийся буддийский подвижник, знаток палийской литературы, неутомимый путешественник, организатор нескольких буддийских институтов) в своем исследовании тибетского мистицизма (см. Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. (1972г.). / Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г.):

«Часть 1. ОМ — Путь Всеобщности. 2. Происхождение и универсальный характер священного слога ОМ. В «Мантраяна-Упанишаде» ОМ сравнивается со стрелой, увенчанной наконечником манаса (мысль), которая вкладывается в лук человеческого тела; пронзая мрак неведения, она достигает лучезарного света Высшего Состояния. Сходный отрывок встречается в «Мундака-Упанишаде»: «Взяв, как лук, великое оружие Сокровенного Учения (Упанишад), вложи в него стрелу, заостренную непрестанной медитацией. Натяни тетиву разумом, преисполненным Тем (Брахманом). Проникнись, о благородный, Вечным, как Целью. Пранава (ОМ) — это лук; стрела — Атман; Брахманом зовут эту цель. Проникнись Им со вниманием, да соединишься ты с Ним, как стрела с целью». В «Мандукья-Упанишаде» значение звуков, составляющих ОМ, и их символическое толкование описаны следующим образом: «О» есть сочетание «А» и «У»; поэтому весь слог содержит три элемента — А-У-М. Поскольку ОМ является выражением наивысшей способности сознания, эти три составляющих элемента объясняются как три уровня сознания: «А» — бодрствующее сознание (санскр. джаграт); «У» — сознание во сне со сновидениями (санскр. свапна) и «М» — сознание в глубоком сне без сновидений (санскр. сушупти), ОМ в целом представляет всеобъемлющее космическое сознание (санскр. турийя) четвертого уровня, за пределами слов и понятий — сознание четвертого измерения. Однако выражения «бодрствующее сознание», «сознание во сне со сновидениями» и «сознание в глубоком сне» не следует понимать буквально, но как: 1) субъективное сознание, основанное на восприятии внешнего мира, т.е. наше обычное сознание; 2) сознание нашего внутреннего мира, т.е. мира наших мыслей, чувств, желаний, устремлений, которое мы можем назвать также духовным сознанием; 3) сознание недифференцированного единства, не разделенного более на объект и субъект и полностью пребывающее в самом себе. В Буддизме оно описывается как состояние бескачественной неограниченной Пустотности (санскр. шуньята). Тем не менее, четвертое и наивысшее состояние (турийя) различными философскими школами описывается по-разному, в соответствии с их представлением о том, что следует рассматривать как наивысшую цель или идеал — неописуемая свобода и независимость (санскр. сватантрия). <…>.
ОМ, ранее применяемый в космическом параллелизме ведических жертвенных церемоний, становится одним из наиболее важных символов Йоги. После того как он был освобожден от мистицизма и магии жертвенной практики, а также от философских спекуляций раннерелигиозной мысли, ОМ превращается в одно из основных средств в практике медитации и внутреннего объединения (что и является актуальным значением термина «йога»). Таким образом, ОМ превращается из метафизического символа в разновидность психологического инструмента или «посредника» для концентрации. <…>.
ОМ ассоциируется с освобождением, либо как средство к его достижению, либо как символ его достижения. Несмотря на различия в понимании и определении освобождения, ОМ никогда не принадлежал какому-либо одному философскому направлению, но, оставаясь верным своему символическому характеру, выражал то, что за пределами слов и форм, за пределами ограничений и классификаций, за пределами определений и объяснений: опыт-переживание бесконечности внутри нас, — что может ощущаться либо как манящая далекая цель, либо как простое предчувствие, либо как сильная тяга, или то, что может быть познано как раскрывающаяся реальность, или то, что осуществляется в результате уничтожения ограничений и рабства. <…>.
Но все эти определения, не утрачивая своего специфического характера, отмечены одним и тем же признаком: «бесконечность». И это важно, ибо показывает нам, что даже наивысшие достижения могут сохранять некий индивидуальный вкус — вкус той почвы, на которой они взошли, не снижая тем не менее своей универсальной ценности. Все же даже в этих предельных состояниях сознания, строго говоря, не существует ни идентичности, ни не-идентичности. Между ними существует глубокая живая взаимосвязь, а не сухое равенство, которое никогда не способно появиться в процессе жизни и роста, но является продуктом лишь безжизненного механизма. Таким образом, переживание бесконечности выражено ранними Ведами в терминах космологии, Брахманами — в терминах магического ритуала, в Упанишадах — в терминах идеалистического монизма, в Джайнизме — в терминах биологии, в Буддизме — в терминах психологии (основанной на опытах медитации), в Вайшнавизме — в терминах бхакти (мистическая любовь и почитание), в Ведантизме — в терминах метафизики, в Шайваизме — в терминах «не-двойственности» (адвайта) и аскетизма, в индуистском Тантризме — в терминах женской творческой энергии (Шакти) вселенной и в буддийском Тантризме — в терминах процесса преобразования психокосмических сил и явлений за счет наполнения их светом трансцендентального знания (праджня).
Соответственно, ОМ представляется одному как символ божественной вселенной, другому — как символ неисчерпаемой энергии, третьему — как безграничное пространство, а иному — как бесконечное бытие или как вечная жизнь. Для одних ОМ представляется вездесущим светом, для других — это всеобъемлющим законом, третьи понимают его как всемогущее сознание, как всепроникающую божественность, или представляют его в понятиях всеохватывающей любви, космического ритма, непрестанной творческой способности, или как неограниченное знание, и т.д. до бесконечности.
Подобно зеркалу, которое отражает всевозможные формы и цвета, не искажая их собственной природы, ОМ отражает оттенки любых характеров и воплощается в любых формах высших идеалов, не ограничивая себя исключительно каким-либо одним из них. Если бы этот священный слог был отождествлен с каким-нибудь конкретным значением, если бы он полностью принадлежал некоему частному идеалу, не сохранив иррационального, неосязаемого качества своей сути, он никогда не был бы способен символизировать то надсознательное состояние разума, в котором все индивидуальные устремления обретают свой синтез и свое воплощение. <…>.
8. Универсальный путь и возрождение священного слога ОМ. <…>. Поэтому ОМ представляет собой не только предельное и высшее в мантрической системе Буддизма, как мы увидим по ходу этой работы, но также то основное, что стоит в начале Пути Бодхисаттвы, а поэтому в начале почти каждой мантры, каждой священной формулы, каждой медитации религиозного содержания и т.д., а не в конце. Буддийский Путь, можно сказать, начинается там, где кончаются Упанишады, и хотя один и тот же символ ОМ принадлежит обеим системам, его значение в них не одно и то же, так как оно зависит от положения, которое данный символ занимает в этой системе и в связи с другими символами, принадлежащими ей. Поэтому было бы полным непониманием интерпретировать употребление ОМ в Буддизме как отзвук Брахманской Традиции или освоение и возврат к учению Упанишад. На этом же основании было бы большой ошибкой считать, что использование термина «нирвана» совершенно одинаково, что для буддистов, что для индуистов.
Процесс возрождения ОМ в Махаяне может быть адекватно понят лишь на основе цельного воззрения на всю систему и практику мантр. В данном случае достаточно указать на природу священного слога, освобождающую разум и душу. Его звучание раскрывает сокровеннейшие глубины человека для восприятия вибраций высшей Реальности — не той, что вне его, а той, что извечно присутствует внутри и вокруг него, от которой он сам отгородился стеной своего иллюзорного эго. ОМ является средством, разрушающим это искусственное заграждение, и через него приходит сознание бесконечности нашей истинной природы и нашего единства со всем живущим.
ОМ — это изначальный звук вневременной реальности, вибрирующий в нас с безначального прошлого и отражающийся в нас, когда мы развиваем наше внутреннее чувство слышания совершенным успокоением ума. Это запредельный звук врожденного закона всех вещей, вечный ритм всякого движения, ритм, в котором этот закон становится выражением совершенной свободы. <…>.
Часть 4. ХУМ. Путь Единения. 1. ОМ и ХУМ как дополнительные ценности опыта и как метафизические символы. <…>. Чтобы не затеряться в лабиринте деталей, нужно время от времени возвращаться к основным особенностям нашей темы. Мы начали с идеи о слове мантры и принципа изначального звука, заключающего в себе могущество ума, квинтэссенцию всего исконного, непосредственного опыта. В качестве главного и первого из этих изначальных звуков мы исследовали происхождение и использование различным образом священного слога ОМ на протяжении всей истории его существования. При переживании ОМ человек открывается, выходит из своей скорлупы, освобождается, ломая тесные рамки эгоизма и установленные им же самим ограничения, он становится единым со Всем, с Бесконечностью. ОМ — это подъем к универсальности, ХУМ — это нисхождение состояния универсальности в глубины человеческого сердца. ХУМ не может существовать без ОМ, но ХУМ больше, чем ОМ: это Срединный Путь, который не теряется ни в конечном, ни в бесконечном и не приводит ни к одной из крайностей. Поэтому сказано: «В темноте пребывают те, кто служит только миру, но в еще большей темноте те, кто поклоняется только бесконечности. Принимающий и то, и другое спасается от смерти знанием первого и достигает бессмертия знанием другого» («Иша-Упанишада»).
ОМ в своем динамическом аспекте проходит через индивидуальное и сверхиндивидуальное сознание, переходит в «абсолютное», свободу от эгоизма, от иллюзии своего «я». Жить в абсолютном так же невозможно для живого существа, как и плавать в вакууме, так как сознание и жизнь возможны только там, где есть относительное. Переживание ОМ изменяется и созревает при переживании ХУМ. ОМ можно сравнить с солнцем, а ХУМ с почвой, куда должны упасть солнечные лучи, чтобы пробудить дремлющую жизнь. ОМ — это бесконечное, а ХУМ — это бесконечное в конечном, вечное во времени, вневременное в преходящем, безусловное в обусловленном, бесформенное как основа всех форм, трансцендентальное в преходящем — таким образом осуществляется Мудрость Великого Зеркала, отражающая как Шуньяту, так и объекты, и открывающая как «пустоту» в вещах, так и вещи в «пустоте».
«Видеть вещи частичными, несовершенными элементами — это низшее аналитическое знание. Абсолют повсюду: его можно увидеть и найти везде. Каждое конечное есть бесконечное и: должно познаваться и ощущаться в своей внутренней бесконечности, а также и в своей внешней конечной проявленности. Но чтобы таким образом понимать мир, воспринимать и переживать его, недостаточно иметь только интеллектуальное понимание или воображение того, что он именно таков: необходимо некоторого рода божественное видение, особое чувство, экстаз, переживание единения самого себя с объектами своего сознания. При таком переживании каждая вещь, заключенная в Едином, становится для нас нашей собственной» (Шри Ауробиндо Гхош). Такое «божественное» видение возможно только благодаря реализации универсальности нашего высшего сознания. Поэтому мы должны пройти через переживание ОМ для того, чтобы достичь умиротворяющей глубины переживания ХУМ и понять ее. Вот почему ОМ стоит в начале, а ХУМ в конце мантр. В ОМ мы открываем себя, а в ХУМ мы отдаем себя. ОМ — врата к знанию, ХУМ — звук жертвоприношения. Санскритский слог «ху» означает «жертвовать», осуществлять акт подношения. А священной жертвой, согласно Будде, является: пожертвование собственного «я».
Совершенно неправомерно считать звук ХУМ выражением: страха, вызова, актом угрозы или запугивания или же заклинания демонов. Такое поверхностное объяснение возникает вследствие незнания практики и традиции мантр. Во многих монастырских библиотеках и храмах можно найти бесчисленные собрания мантрических формул. Этими книгами по мантрам западные школы пренебрегали, так как они имеют чисто эзотерический и непереводимый характер. Однако их тщательный анализ позволил бы получить ценную информацию, касающуюся развития, структуры и внутренних законов этих с виду произвольных звукосочетаний, не подчиняющихся ни правилам грамматики, ни филологическому разбору. И все же они обладают конкретным значением, так как соответствуют не только определенным эмоциональным и психическим состояниям, но и некоторым определенным интроспективным видениям (мысленным образам, символам и т.д.), которые посвященный человек может вызвать с их помощью. Кроме того, они оказывают неоценимую помощь при изучении тибетской иконографии. <…>.
Таким образом, путь к реализации ОМ есть путь к универсальности, а путь от ОМ к ХУМ есть путь реализации универсального в индивидуальном. Это Внутренний (мистический) путь, который завершает трансформацию нашего земного, «материального» мира в более глубокую, невидимую реальность, из которой проясняется видимая; в неслышимую, из которой исходит звук; неосязаемую, откуда рождается прикосновение; запредельную для сознания, откуда появляется мысль».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум.
/ Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г.)

И вот что пишет С.З.Арушанов в своем исследовании матрицы Мироздания (см Арушанов С.З. Китайский иероглиф Дао, священный символ ОМ и ацтекская пиктограмма «Мир» в матрице Мироздания. 05.08.2010г. Сакральный смысл священных символов «Амен Ра». Сайт www.amenra.ru.):

«В этой статье мы рассмотрим матрицу Мироздания в качестве базиса, на основе которого были созданы китайские иероглифы, в частности иероглиф «Дао» и его пиктограмма, Ацтекская пиктограмма «Мир», и священный ведический символ ОМ. Вот, что нам известно об этих священных символах из свободной энциклопедии Википедия. <…>.
По воззрениям древних «Дао — это путь, по которому творит Природа и обязано следовать Общество». Из рассмотрения результатов совмещения исходного иероглифа «Дао» и пиктограммы «Дао» с матрицей Мироздания нам становится ясным, что китайский иероглиф и пиктограмма изначально создавался по законам матрицы Мироздания, которая выступала в качестве базиса для их создания. <…>.
Таким образом, матрица Мироздания, как базис Мироздания и основа для создания письменности, включая иероглифику, была известна древним китайским мудрецам также как и египетским жрецам, жрецам древней Индии, жрецам древнего Ирана, древним Славянам, древним грекам, и древним иудеям.
Наряду с китайским иероглифом «Дао» рассмотрим индийский священный символ АУМ (ОМ). Далее сравним эти два символа, совместив их с матрицей Мироздания. Приведем из литературных источников краткое описание священного символа АУМ (ОМ). <…>.
Визуально АУМ (OM) представляется пиктограммой. Таким образом, во всех текстах ведического происхождения АУМ (или ОМ) является сущностью всего. АУМ является единым целым, олицетворяющим всеохватывающее космическое сознание (турийя), выходящее за пределы слов и концепций сознание четвертого измерения, чистое самосуществование. <…>.
Феноменальный мир сотворен различными частотами. Согласно всем духовным учениям, Бог сначала сотворил звук, а из этих звуковых частот возник феноменальный мир. Из этого звучания состоит все наше существование. Когда этот звук упорядочивается желанием нечто сообщить, проявить, вызвать, материализовать, возбудить или наполнить энергией, он превращается в «мантру».

На рисунке показаны два священных символа разных культур — Древней Индии и Древнего Китая, совмещенные с матрицей Мироздания в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы. Оба символа «венчают» основание Верхнего Мира, как место «последнего шага» перед Нижним Миром матрицы Мироздания. Их смысловое значение — указание на «главенство» Верхнего Мира над Нижним Миром матрицы. Основные элементы обоих символов ОМ и ДАО проходят по одним и тем же позициям Верхнего Мира матрицы. Но, в отличие от символа ОМ, который касается дугой только вершины пирамиды Нижнего Мира, символ ДАО еще «охватывает» или проходит по всем шести верхним позициям Нижнего Мира матрицы. В этом смысле символ ДАО указывает на значимость и «характер» процессов в месте перехода от Верхнего Мира матрицы к Нижнему Миру. Из рисунка хорошо видно, что оба символа были построены по законам матрицы Мироздания и описывают или отражают процессы, протекающие в этом «Невидимом мире».

(Арушанов С.З. Китайский иероглиф Дао, священный символ ОМ
и ацтекская пиктограмма «Мир» в матрице Мироздания. 05.08.2010г.
Сакральный смысл священных символов «Амен Ра». Сайт www.amenra.ru.)

 

ЧТО ТАКОЕ «ОМ»?

2.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«ОМ или АУМ — священный звук, слог, мантра или слово власти, символизирующее Бога, всезнание, всемогущество, вездесущность».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги. Сайт www.podduev.narod.ru.)

«ОМ — магический слог, употребляемый в священных формулах; он представляет силу Акаша-Шакти. Действенность его заключается в ударении на выдохе и созданном звуке».

(Д.Мид. Теософский словарь. / Пер. А.П.Хейдока.
(репринт 1988г.). Сайт www.lib.rin.ru.)

«ОМ. (II-2) — VIII, 13; IX, 17; XVII, 23, 24; нескл. ритуальный возглас, выражающий утверждение. В Упанишадах много говорится о его тайном смысле; используется для йогического сосредоточия; называется Пранава, позже Omkara, это название встречается реже. (Ред.) — см. также АУМ».

(Симфонический санскритско-русский толковый словарь
Махабхараты Б.Л.Смирнова. Ашхабад. 1962г.)

«ОМ (АУМ) — изначально, в ведическом ритуале, одно из главных возглашений, производящее благо. В принципе, оно начинает и завершает любой ритуальный текст. При громком и протяжном произнесении-пении обеспечивает идеальные условия для интроверсии. Стал предметом метафизических и мистических спекуляций уже в прозаических частях Вед, особенно в Упанишадах, и превратился в глубочайший символ тотальности, вселенной целости, непрерывности (благодаря свойствам его произнесения), в конечном же счете — в символ Атмана и Брахмана, в главную мантру. ОМ — источник всех звуков и сущность Вед. В «Мандукья-Упанишаде» толкуется как прошлое, настоящее и будущее; 3 состояния сознания — явь, греза и сон, соответственно «а», «у» и «м». Символика ОМ неисчерпаема. ОМ произносят в начале и конце значимых дел, в заглавиях традиционных текстов — для успешности начинания и сохранности. В Раджа-Йоге почти беззвучное твержение ОМ является одним из важных методов осуществления самадхи, так называемая джапа. В Кундалини-Йоге ОМ визуализируется в виде белой акшары в головном центре, тогда как все знаки алфавита — в нижних центрах тела. Таким образом, ОМ есть синтез и исток их всех. Используется также и в буддийской Йоге. Постижение этого слога в традиционном духе означает глубокое проникновение в традицию. (А.Парибок)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г. 576 стр.)

«ОМ. Величайшая мантра (см.), или слово власти. Верно произнесенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, привносит великую гармонию в тело и разум. Его ментальный эффект гораздо сильнее, когда это слово произносится не вслух, а умственно, однако в любом случае, оно должно звучать не очень громко и в «плавающей» форме, без усилий. Это слово состоит из трех букв: А, У и М. Гласные «а» и «у» сливаются в «о». «М» произносится без разжимания губ, то есть назально, и продолжается согласно представлениям и интуиции произносящего. Теория слова «ОМ» заключается в том, что первый звук «А» образуется в задней части рта, последний звук «М» издается с помощью губ, а «У» является плавным переходом между ними; таким образом, слово покрывает весь спектр возможных гласных. Поскольку гласные нес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: