Следует ли распределять на продукцию непроизводственные (общехозяйственные) накладные расходы? Поясните свой ответ.




ТЕМА 2

Любой пользователь учетной информации интуитивно понимает под себестоимостью сумму, в которую нам обошлось производство того или иного продукта. При этом есть некоторые расходы, которые можно однозначно атрибутировать как понесенные для производства именно этой, конкретной, единицы продукции или иного объекта калькулирования — это прямые (основные) расходы. То, что они входят в себестоимость, сомнений нет. А вот нужно ли учитывать в составе себестоимости прочие расходы, которые невозможно однозначно соотнести с единицей продукции, — это вопрос, ведь от того, с помощью каких правил мы «припишем» их к продукту, будет зависеть величина себестоимости. Получается, что у одной и той же единицы готовой продукции, лежащей на складе, несколько (вообще говоря, бесконечное множество) себе- стоимостей. Не логичнее ли включить в понятие «себестоимость» только бесспорные, прямые, затраты? Общераспространенный бухгалтерский подход состоит в том, что так делать неправильно.
Стандарты финансовой отчетности требуют включения в оценку запасов незавершенного производства и готовой продукции вместе с прямыми материальными затратами и затратами на оплату труда основных производственных рабочих общепроизводственных расходов. Сумма этих трех составляющих формирует производственную себестоимость, или затраты на продукт.

Требование включать в оценку запасов вместе с прямыми затратами части косвенных содержится как в международных, так и большинстве национальных (в том числе российских) стандартов. При этом все непроизводственные затраты (в российской практике речь идет об общехозяйственных расходах) считаются затратами периода, их сразу относят на финансовый результат этого периода.
С теоретической точки зрения обоснованием этого правила является то, что все производственные накладные расходы возникают при производстве продукции компании, и, таким образом, каждая единица произведенной продукции невозможна без этих расходов. Следовательно, на каждую единицу произведенной продукции должна быть начислена некоторая их часть.
Однако четкое соблюдение этого требования при составлении внешней финансовой отчетности приводит к тому, что информация, содержащаяся в такой отчетности, оказывается малополезной при принятии управленческих решений. Сформированная в соответствии со стандартами финансового или требованиями налогового учета себестоимость не дает возможности сравнивать, в частности, доходности отдельных продуктов и сегментов бизнеса1. Поэтому в управленческом учете был разработан, в частности, другой подход, суть которого — в определении себестоимости как суммы лишь переменных затрат. Такой подход к калькуляции получил название Direct Costing, или калькуляция по переменным затратам

11. ​ Поясните значение термина «дефицит/избыток возмещения накладных расходов». Каким образом величина дефицита/избытка возмещения накладных расходов отражается в отчетности?

Нормативные ставки распределения накладных расходов определяются заранее, до начала отчетного периода, с тем чтобы запланировать деятельность организации на этот период. Но будущее никогда нельзя предсказать абсолютно точно, поэтому фактические данные почти всегда расходятся с плановыми значениями этих же величин. Сказанное относится не только к величине накладных расходов, но и к величинам показателей, выбранных в качестве баз распределения, а также к объемам выпуска продукции. Поэтому суммы накладных расходов, отнесенных на продукцию, почти наверняка будут отличаться от фактических полных накладных расходов.
В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда расчетные постоянные накладные расходы за год составляют 2 ООО ООО руб., а расчетный годовой объем производства требует 100 ООО ч работы основных производственных рабочих. Расчетная ставка постоянных накладных расходов составит 20 руб. в час. Допустим, по истечении отчетного периода фактические накладные расходы оказались равны 2 ООО ООО руб. и, таким образом, совпали с расчетными цифрами, но фактический годовой объем производства составил 90 000 ч работы основных производственных рабочих, а не 100 000 ч, как ожидалось. В такой ситуации на продукцию будет отнесено только (90 000 ч х 20 руб./ч) = 1 800 000 руб. накладных расходов. Получается, что по итогам года возник дефицит возмещения накладных расходов в размере 200 000 руб.
Теперь возьмем ситуацию, когда фактические накладные расходы составляют 1 950 000 руб. вместо ожидавшихся 2 000 000 руб., а фактический объем равен плановому, т. е. составил 100 000 ч работы основных производственных рабочих. В такой ситуации отнесенные на продукцию в соответствии с плановой ставкой накладные расходы окажутся на 50 000 руб. больше фактических, что означает избыток возмещения накладных расходов.

Как следует учитывать такого рода расхождения? Можно как бы вернуться назад и распределить недостаток или избыток в возмещении расходов на каждую единицу продукции, произведенную в течение года, однако на практике делать это нецелесообразно, поскольку никакой полезной информации это действие не даст ни для финансового учета, ни для принятия управленческих решений. Другой вариант — перенести дефицит/избыток текущего периода на будущие отчетные периоды, но здесь есть существенные возражения. Не следует переносить ошибки прошлых периодов в будущее, поскольку такие поправки внесут искажения в информацию о результатах производственной деятельности будущего периода.
Общепринятой практикой в отношении дефицита или избытка возмещения накладных расходов является трактовка его величины. любой недостаток или избыток возмещения накладных расходов ни в какой форме не относится к продукции (не распределяется по продуктам и не влияет на оценку запасов). Это вполне соответствует международным стандартам финансовой отчетности, которые требуют, чтобы распределение накладных расходов для оценки материально-производственных запасов и незавершенного производства базировалось на нормальной производительности компании и чтобы любые недостатки и избытки возмещения списывались в текущем году.

12.​ Чем различаются трактовки термина «себестоимость» в финансовом и управленческом учете?

Замечательный российский бухгалтер Р. Я. Вейцман разделял два вида исчисления себестоимости: общая себестоимость выпуска продукции и себестоимость каждой единицы выпуска. В рамках финансового учета определяется прежде всего себестоимость выпуска, а уж затем бухгалтер (если его кто-либо попросит об этом) разделит полученный результат на число калькуляционных единиц.
Бухгалтер-аналитик действует с другого конца — он определяет себестоимость единицы выпуска, а затем полученный результат использует для определения финансового результата или уровня результативности или для иных целей, соответствующих управленческой проблеме, которая перед ним стоит. Такой процесс формирования перечня затрат на какой-либо вид продукции и называется калькулированием'.
Калькулирование — система экономических расчетов себестоимости калькуляционной единицы в рамках направления учета затрат. Конечным результатом калькулирования является калькуляция — перечень затрат, необходимых для приведения одной калькуляционной единицы в некое целевое состояние. Если речь идет о себестоимости единицы продукции, калькуляция будет представлять собой список затрат, которые необходимо понести для ее
Я. В. Соколов пишет [10, с. 937]: «Калькулирование в финансовом учете ех poste, т. с. оно констатирует себестоимость, которая получилась и изменить которую невозможно. Это уже история. Калькулирование в управленческом учете — ex ante — это калькулирование того, чего нет, но может быть». изготовления, при анализе эффективности функционирования филиальной сети организации — список затрат, необходимых для выполнения филиалами своих основных функций (производство, торговое представительство и т. п.).
Содержание и форма проведения всех процедур в рамках управленческого учета определяются конкретной управленческой задачей или направлением учета. Процесс калькулирования не является исключением: и перечень затрат, и правила исчисления величины каждой калькуляционной статьи зависят от целей такой процедуры. Себестоимости одной и той же калькуляционной единицы для целей ценообразования и для определения результативности деятельности производственного подразделения будут разными. Если целью управленческой оценки является определение эффективности реализации различных функций предприятия, результат калькулирования будет выглядеть совсем по-другому, нежели при разработке системы материального стимулирования менеджмента.
Принципиальным моментом для калькулирования является выбор калькуляционной единицы, который, в свою очередь, зависит от направления учета. При исчислении себестоимости в целях оценки запасов, ценообразования или анализа доходности разных видов продукции калькуляционной единицей выбирают единицу продукции (штуку, пачку, квадратный метр и т. п.), при анализе, например, эффективности деятельности различных структурных единиц — сами такие единицы (филиалы, подразделения и т. п.).
Следует отметить, что при оценке себестоимости продукции бухгалтеру предстоит решить еще один принципиальный вопрос — калькулировать ли себестоимость только реализованной продукции или всей готовой произведенной. Бухгалтер, формирующий финансовую отчетность, без сомнений пойдет по первому пути, бухгалтер-аналитик должен сначала обдумать цель такого калькулирования.

13.​ Говорят, что список затрат, которые включаются в калькуляцию, в некоторой степени произволен. Значит ли это, что полученный результат недостоверен? Поясните свой ответ.

Список затрат, которые необходимо включить в калькуляцию, в некоторой степени произволен. Например, дискуссионным остается вопрос о том, следует ли включать в себестоимость единицы продукции часть непроизводственных накладных расходов. Да и включение общепроизводственных расходов также зависит от избранного метода калькулирования (по полным или по переменным затратам).
На величину каждой из статей калькуляции влияет выбор метода оценки соответствующего показателя. Например, выбор метода расчета амортизации повлияет на величину амортизационных отчислений в составе себестоимости, а выбор метода оценки запасов — на величину себестоимости готовых изделий. Хотя с точки зрения здравого смысла, если речь идет об одном и том же станке и одних и тех же запасах, это кажется странным. Но такая возможность варьировать оценку статей — особенность бухгалтерского учета в целом.

 

5) На основании каких величин затрат следует принимать управленческие решения финансового характера? (из лекций на почте)

При выработке определенных решений целесообразно выделять затраты принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Это означает, что при принятии определенного управленческого решения целесообразно принимать во внимание не все затраты, а только те, которые имеют отношение к данной хозяйственной ситуации.

Релевантные и нерелевантные затраты (принимаемые и не принимаемые во внимание при принятии решений).Во-первых, следует оперировать только будущими доходами и расходами предприятия. Если учитывать затраты прошедшего периода, то можно принять ошибочное решение. Например, предприятие в прошлом году закупило материалы для производства продукции на 40 тыс. р. Однако, необходимость в производстве этой продукции отпала, и нет возможностей продать эти материалы на сторону. На предприятие поступает предложение по производству продукции, в которой эти материалы могут быть использованы. Затраты на производство составят 30 тыс. р., а предполагаемая выручка 60 тыс. р. Производить ли продукцию?

Неправильный алгоритм решения: принимаем во внимание затраты прошедшего периода: 40 + 30 = 70 тыс. р.; затраты в 70 тыс. р. больше предполагаемой выручки в 60 тыс. р., следовательно, производство продукции убыточно (убытки 10 тыс. р.) и продукцию производить не выгодно.

Правильный алгоритм принятия решения. Учитываем только будущие затраты и выручку: 60 – 30 = 30 тыс. р. – предприятие будет иметь в будущем 30 тыс. р. прибыли. Продукцию необходимо производить. Эта будущая прибыль пойдет либо на увеличение прибыли, либо на покрытие убытков прошедшего года. Таким образом, в случае производства продукции убытки будут –40 + 30 = –10 тыс. р., если же продукцию не производить, то они будут больше – в размере стоимости неликвидных материалов – 40 тыс. р.

Во-вторых, принимать во внимание следует только те затраты, которые изменяются с изменением варианта решения.

Например, если деловую поездку можно совершить либо автомобилем, либо поездом, то при выборе более дешевого транспортного средства следует учитывать только стоимость бензина и цену железнодорожного билета, а стоимость питания в пути во внимание можно не принимать, поскольку оно будет одинаковым.

Если доходы от решения, принятого в настоящее время, не полностью покрывают затраты прошедшего периода, то такие убытки называют безвозвратными потерями или необратимыми затратами. На рис. показан процесс формирования необратимых затрат.

Процесс принятия решения начинается с сопоставления будущей выручки и будущих расходов. Если выручка больше расходов, то решение принимается вне зависимости от того, какие затраты были в прошлом. В примере, который рассматривался выше, 30 тыс. р. будущей прибыли не в состоянии полностью покрыть затраты прошлого года по приобретенным материалам стоимостью 40 тыс. р. Разница в 10 тыс. р. – это безвозвратные потери или величина необратимых затрат, которые уже никак невозможно уменьшить.

В то же время, необходимо учитывать при принятии решений вмененные затраты. Это категория, существующая только в рамках управленческого учета. Руководитель в процессе разработки решения может приписать какие-либо затраты, которые могут в будущем и не состояться. Это упущенная выгода, возможность, которая потеряна в результате выбора альтернативного управленческого решения. При разработке решений по дополнительному выпуску продукции руководитель должен принимать во внимание приростные и предельные затраты, т.е. дополнительные затраты, которые появляются в результате изготовления или продажи дополнительной партии и, соответственно, единицы продукции.

Пример: предприятие производит кефир. Появляется возможность перейти на производство йогурта. Прибыль от производства кефира составляет100 тыс. р./год; выручка от производства йогурта – 320 тыс. р./год; себестоимость йогурта – 200 тыс. р./год. Капитальных затрат не требуется. Выбрать лучший вариант.

Решение:

а) без использования понятия «вмененные затраты». Прибыль в случае производства йогурта: 320 – 200 = 120 тыс. р./год; это больше, чем в случае с кефиром – 100 тыс. р./год. Целесообразно перейти на производство йогурта – дополнительная прибыль при этом будет 20 тыс. р./год.

б) с использованием понятия «вмененные затраты»: если производить йогурт, то мы лишаемся прибыли от производства кефира величиной 100 тыс. р./год – это вмененные затраты, которые необходимо вычесть из прибыли от производства йогурта (320 – 200) – 100 = 20 тыс. р./год. Результат получился тот же, что и в случае А).

Предельные и приростные затраты. Приростные – это те затраты, которые приходятся на прирост объема производства продукции больший, чем одна единица. Например, предприятие производило 100 тыс. ед. продукции. В результате реконструкции основных фондов объемы производства выросли до 120 тыс. ед./год. Те затраты, которые приходятся на дополнительные 20 тыс. ед. продукции называются приростными.

Предельные – это затраты, которые приходятся на самую последнюю единицу продукции, произведенную предприятием. Этим понятием в основном пользуются в микроэкономике, а не в бухгалтерском учете. С точки зрения микроэкономики трудно выделить чистые переменные расходы. Переменные расходы могут изменяться по сравнению с объемами производства либо прогрессивно, либо дигрессивно, поэтому затраты материалов, заработная плата основных рабочих на единицу продукции с изменением объемов производства могут меняться. Правило оптимизации производственной программы предприятия можно сформулировать следующим образом: если предельные затраты равны цене единицы продукции, то в этом случае прибыль предприятия будет максимальной.

8 и 9) Назовите и поясните основные этапы процедуры распределения накладных расходов. / Что такое нормативная ставка распределения накладных расходов? Чем она отличается от фактической? Как они исчисляется?

В международной практике управленческого учета распределение производственных накладных расходов происходит в несколько этапов.

 

Первый — распределение накладных расходов между основными производственными и обслуживающими подразделениями. Его цель — выбрать метод, имеющий наиболее тесную причинно-следственную связь с формированием себестоимости.

 

Распределение должно быть связано с прибылью, полученной каждым подразделением. Для этого составляют накопительные ведомости — отчеты по каждому центру ответственности. В тех случаях, когда центр ответственности состоит из нескольких отделов и подразделений, его разбивают на центры затрат и по ним составляются отчеты. Например, группа токарных станков цеха № 1 — центр затрат. По этому центру составлена смета расходов по содержанию и обслуживанию токарного оборудования. Затраты обобщают непосредственно по тем подразделениям, где они возникли.

 

Однако часть затрат невозможно отнести к конкретным подразделениям, так как они осуществляются в интересах нескольких подразделений сразу. Например, расходы на внутризаводские перевозки материалов и полуфабрикатов для нескольких цехов. В таких случаях к каждой статье расхода можно применять различные базы распределения.

Конечный результат на этом этапе: деление расходов по статьям, выделение затрат, относящихся к конкретным подразделениям, и распределение общих затрат между подразделениями.

 

На втором этапе перераспределяют накладные расходы обслуживающих подразделений на производственные в соответствии с долей услуг, которую получили подразделения-потребители от обслуживающих подразделений-поставщиков. Например, в ремонтно-механическом цехе (РМЦ) регистрируется время по техническому обслуживанию производственных подразделений. Данные затрат времени на проведение работ служат основой для оценки услуг РМЦ, оказываемых производственным подразделениям.

 

Распределение накладных расходов усложняется, когда обслуживающие производства оказывают друг другу взаимные услуги. Обычно в таких ситуациях не изменяют механизма распределения, оценивая взаимные услуги по стандартной (нормативной) себестоимости.

 

Третий этап включает процедуры выбора метода и расчет ставок распределения накладных расходов для каждого подразделения. Основная цель — распределение расходов на заказы и виды продукции, производимые в различных подразделениях. Здесь предлагаются два подхода:

1. Расчет единой общезаводской ставки распределения накладных расходов. Ставку рассчитывают по предприятию в целом вне зависимости от того, в каких подразделениях выполнялся заказ. В таких случаях идет необоснованное перераспределение затрат между подразделениями. Затраты одного подразделения покрываются за счет другого. Единую ставку целесообразно использовать только в производствах с одинаковыми затратами времени на все работы, выполненные во всех подразделениях и относящиеся к одному заказу. Если на эти работы затрачивается разное время, то необходимо вначале установить ставки распределения: накладных расходов отдельно по каждому подразделению, чтобы на заказы распределялись фактически соответствующие им накладные расходы.

2. Расчет ставки распределения для каждого подразделения. Общая сумма накладных расходов по отдельным подразделениям делится на базу распределения. Базой распределения по заказам и изделиям может выступать:

а)нормированное машинное время для выполнения работ, процессов (станко-часы);

б) нормированное время выполнения ручных работ (нормо-часы);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: