I. Задания на проверку «общих» знаний и умения ими пользоваться




Детективное агентство исторических расследований-2019

2019 год. Весенний модуль.
Южная группа районов Красноярского края

Вступительные задания

Здравствуй, будущий коллега по изучению истории и других общественно-научных дисциплин!

Я говорю «коллега», потому что в той круглогодичной школе интеллектуального роста, куда мы тебя приглашаем, предстоит не только знакомиться с фактами и идеями, которые уже установлены и закреплены в науке, но и давать ответы на такие вопросы, которые еще полностью не освоены, не доказаны, не объяснены учеными. А значит, тебе предстоит подняться на один уровень с взрослыми исследователями, научиться извлекать новое историческое и обществоведческое знание, до вас никому не доступное и не известное.

Это непростое – но очень ценное занятие, даже если ты не планируешь становиться учёным-исследователем. Получив такой опыт, ты сумеешь находить ответы на любые, самые сложные задания на уроке или на олимпиаде. А еще – ты сможешь анализировать и сопоставлять любые факты, в том числе, современные, докапываться до причин событий, использовать историю и обществознание для проектирования собственной жизни и принятия лично значимых решений!

Но чтобы понять, насколько тебе интересно и важно именно сейчас поучаствовать в этой школе, мы предлагаем тебе пройти вступительные испытания. Благодаря им, мы поймём, что ты уже знаешь об истории как о жизни общества в её развитии, а также – насколько тебе интересно использовать эти знания в собственной жизни, и какие именно историко-обществоведческие задачи интереснее всего для тебя.

Испытания включают в себя много заданий – но, пожалуйста, не пугайся этого! Чтобы стать участником круглогодичной школы «Детективное агентство исторических расследований», достаточно выполнить лишь некоторые из них.

За полноценное выполнение всех (вообще всех!) заданий вступительных испытаний вы получите 2850 баллов.

Но! – для того, чтобы стать участником школы «Детективное агентство исторических расследований», нужно получить всего 420 баллов – или больше, это уже ваш выбор. Однако – если тех, кто набрал 420 баллов, окажется больше, чем 50 человек (предельное количество участников первого модуля школы), нам придётся зачислить в состав участников тех ребят, которые набрали наибольшее количество баллов. Так что не ограничивайтесь планкой в 420 баллов и дерзайте, насколько хватит ваших сил, терпения и интереса.

В каждом задании указано, сколько баллов оно «стоит», и при каких условиях вы сможете получить максимальную оценку. Следовательно, вы можете достичь необходимого «лимита», выполнив 2-3 задания – наиболее сложных и «дорогостоящих»; можете заработать те же баллы, решив 10-15 заданий – а можете выполнить их все просто потому, что они вам интересны. (Напомню – решающим показателем для зачисления вас в образовательную программу является ваш искренний интерес к истории и обществознанию.)

Задания делятся на несколько категорий: те, где нужно использовать имеющиеся у вас «обычные» знания (предусмотренные школьной программой); те, где нужно применить углубленные знания (или переоткрыть их в ходе собственных рассуждений); те, где нужно предложить вариант ответа на вопрос, по поводу которого, учёные еще спорят; художественно-творческое задание. И, конечно же, за разные типы заданий начисляется различное количество баллов. Чем больше при выполнении требуется думать, рассуждать, привлекать дополнительную информацию для решения каждого из них, тем больше баллов можно заработать за правильное решение. Многие задания предполагают дополнительные условия выполнения, позволяющие получить дополнительные баллы.

Прежде, чем приступать к выполнению заданий, просмотри их перечень, оцени, сколько баллов можно получить за каждое из них – и определи для себя, какие именно задания ты будешь выполнять. Чтобы не тратить время зря.

И расскажи нам, пожалуйста, немного о себе:

1. Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество).

2. Сколько тебе лет?

3. В каком населённом пункте ты живёшь? В каком районе он расположен?

4. Как называется школа, в которой ты учишься? В каком классе ты учишься?

5. Какие школьные предметы тебе нравятся больше всего – и почему? (На «почему» можно не отвечать, но если ответишь, будет здорово.)

6. Чем тебе больше всего нравится заниматься в свободное время?

7. Определился(ась) ли уже ты с тем, какую профессию хочешь получать (ну, или несколько профессий на выбор)?

8. Почему для тебя интересны и ценны история и/или обществознание? Они помогут тебе поступить в нужный вуз, помогут решить какую-то жизненную задачу, они просто интересны и увлекательны, или…?

9. Есть ли у тебя уже какие-то достижения в области истории и/или обществознания? Если да, то какие: победы в олимпиадах? научные работы? краеведческие проекты? решение исследовательских задач «для себя»? историко-реконструкторские проекты? Или…?

10. Ответь, пожалуйста, как ты сам(а) думаешь:

- история – это: ______________________________________________________;

- обществознание – это: _______________________________________________.

- в круглогодичной школе по истории и обществознанию я хочу узнать: ______;

- в круглогодичной школе по истории и обществознанию я хочу понять: _____;

- в круглогодичной школе по истории и обществознанию я хочу научиться:___.

11. Если ты уже участвовал(а) в такой же интенсивной школе в прошлом году – укажи, пожалуйста, что тебе удалось из нее вынести (знания, опыт, и т.д.), как удалось применить в жизни (и удалось ли?) – и, самое главное, что нового хотелось бы узнать, испытать, пережить в этом году, в сравнении с предыдущим годом?

Прошу тебя отвечать на вопросы так подробно, как ты хочешь. Здесь точно нет правильных и неправильных ответов. Нам важно знать, что ты хочешь и что тебе важно получить в нашей круглогодичной школе интеллектуального роста - чтобы скорректировать её программу специально для тебя.

 

Получилось ответить на вопросы? Отлично!

Тогда время приступать к вступительным испытаниям

Очень просим в каждом ответе указывать порядковый номер раздела и номер задания в нём – чтобы было понятно, какие именно задания ты выполнил(а).

Разумеется, ты можешь пользоваться книгами и Интернетом. Но помни — не все тексты исторической тематики, особенно, в Интернете, особенно в Википедии, содержат проверенные данные. Там нередки натяжки, произвольные интерпретации, фейки и просто банальные фактологические ошибки. Поэтому, их стоит перепроверять, в том числе, за счёт сопоставления.

А дальше – надеюсь, мы встретимся на самой школе! J

 

 


 

Круглогодичная школа интеллектуального роста
«Детективное агентство исторических расследований»

I. Задания на проверку «общих» знаний и умения ими пользоваться

 

1. Часто очень трудно бывает ответить на вопрос – кто был основателем того или иного учреждения, кто дал жизнь какому-либо проекту, породил ту или иную моду. Даже по поводу основателей городов часто происходят споры. И всё-таки в некоторых случаях основатели заведомо известны, их личности отражены и закреплены в документах.

Предлагаем ответить на вопрос – кто был основателем (или основателями) для следующих объектов:

- Кыргызского каганата в Хакасско-Минусинской котловине;

- первого известного средневекового университета в Европе;

- Соловецкого монастыря в Московском государстве;

- Британской Ост-Индской компании, которая обеспечила присоединение Индостана к Британской империи и управляла им до 1858 года;

- классно-урочной системы в образовании;

- города Екатеринбурга;

- Русско-Американской компании;

- журнала «Современник»;

- Российского (императорского) географического общества;

- «Товарищества передвижных выставок»;

- Российской социал-демократической рабочей партии;

- Народного университета в Москве;

- Московского художественного театра.

Баллы: по 2 за каждый полный ответ, по 1 за частичный или неточный ответ. Максимальное количество баллов – 26.

 

2. Ниже вам представлены ряды исторических понятий. По какому принципу они составлены (какая эпоха или какое явление их объединяет) – и что, собственно, означает каждое из них?

А) закуп, холоп, рядович, огнищанин.

Б) аманат, ясак, скаска, острог;

В) временнообязанное состояние, выкупные платежи, мировой посредник, отрезки;

Г) военспец, буржуйка, Добровольческая армия, ЧОН.

Баллы: по 1 за правильное указание общего признака для понятий каждого ряда; по 1 за правильное определение каждого из понятий. Максимальное количество баллов – 20.

 

3. А вот сейчас – определите, по какому принципу образованы ряды из исторических дат, названий, понятий, имен и найдите в каждом из них «лишнее звено. Ну и укажите, конечно, что в какую дату происходило, что обозначает понятие, что связано с названием или личностью:

А) 1223, 1238, 1240, 1262.

Б) вор, прелестное письмо, полки нового строя, ополчение.

В) Петропавловский бой, оборона Севастополя, Ленкоранское сражение, взятие Карса.

Г) Ф.Э. Дзержинский, Г.Г. Ягода, О.Ю. Шмидт, Л.П. Берия,

Баллы: по 1 за каждое правильно выделенное «лишнее звено» в цепочке, по 1 за каждый правильно определенный принцип формирования ряда, по 1 за каждое правильное определение. Максимальное количество баллов – 24.

 

4. Перед вами – перечень исторических деятелей и перечень дат, как-то связанных с их активностью. Укажите, пожалуйста, какой деятель соответствует какой дате. И – что он совершил (или в связи с ним свершилось) в эту дату!

 

Деятель Дата
Владимир Мономах  
Ягайло Ольгердович  
Прокофий Ляпунов  
Иван Выговский  
Яков Брюс  
Иван Шувалов 1854-55
Егор Канкрин  
Петр Кошка  
Дмитрий Милютин  
Софья Перовская  
Глеб Кржижановский  
Николай Бухарин  
Алексей Косыгин  

Баллы: по 1 баллу за каждое правильное соотношение деятеля и даты; по 1 баллу за объяснение, что происходило в указанные даты. Максимальное количество баллов – 26.

 

5. Теперь – установите, пожалуйста, соотношение между правителем нашей страны и деятелем культуры, работавшим в его эпоху, в том числе – укажите, в каких отношениях правитель находился с культурным деятелем.

Иван III Барма и Постник
Иван Грозный Илья Эренбург
Алексей Михайлович Николай Новиков
Петр Великий Николай Карамзин
Елизавета Петровна Афанасий Никитин
Екатерина Великая Борис Якоби
Александр I Алексей Константинович Толстой
Николай I Леонтий Магницкий
Александр II Аввакум Петров
Николай II Николай Бердяев
В.И. Ленин Николай Римский-Корсаков
И.В. Сталин Степан Крашенинников
Н.С. Хрущев Михаил Булгаков

Баллы: по 1 баллу за каждое правильное соотношение; по 2 балла за указание, в каких отношениях правитель находился с деятелем культуры (кроме того, что они жили и действовали в одно и то же время). Максимальный балл – 39.

 

6. И еще одно соотношение – установите, пожалуйста, к какой эпохе в истории нашей страны относится то или иное прославленное инженерное изобретение:

Становление Московского государства Электрические лампы накаливания
Петровские реформы Противогаз
Эпоха Екатерины II Гуляй-город
Эпоха реформ Александра II Токарный станок А.К. Нартова
Рубеж XIX-XX вв. Механический протез И.П. Кулибина
Первая мировая война Ледокол

Баллы: по 1 баллу за каждое правильное соотношение; по 4 балла за указание, какую роль данное изобретение сыграло для данной эпохи (кроме того, что оно было сделано в соответствующее время). Максимальный балл – 30.

 

6. В мировой истории немало государей получило уважительное прозвание «Великий». В том числе, в отечественной истории им пользовалось, как минимум, 5 правителей. Назовите, пожалуйста, от 3 до 5 отечественных правителей, прозванных «Великими», и от 3 до 7 их иностранных коллег с такой же «приставкой». И предположите, пожалуйста, за какие действия каждый из этих государей удостоился такой чести?

Баллы: 1 за каждого названного государя; до 2 за развернутое обоснование, почему его или её прозвали «великим» («великой»). Максимальное количество баллов – 36.

 

7. Приведите в соответствие между собой общественно-экономическую формацию – и наиболее свойственные ей формы государственного устройства, а также формы общественной идеологии. И попробуйте объяснить, почему каждая форма общественного устройства порождала именно такие, а не иные, политические и идеологические системы.

 

Формация Форма государственного устройства Форма идеологии
Первобытно-общинный строй Монархия, в редких случаях олигархическая республика Многобожие (политеизм)
Рабовладельческий строй Республика, конституционная монархия, диктатура Рационализм либо разнообразные формы религии
Феодализм Община с распределением функций управления «по ситуации» Анимизм: вера в духов, присущих каждому предмету или явлению
Капитализм Сетевая система распределения ресурсов и соорганизации людей Рационализм
Коммунизм Городская республика или монархия Единобожие (монотеизм)

Баллы: по 1 баллу за каждое правильное соотношение; до 3 баллов за каждое объяснение соответствия. Максимальное количество баллов – 40.

 

8. История как России, так и всего мира, знает немало крестьянских войн. Некоторые из них побеждали, несравненно большее количество терпело поражение. Однако, практически все они изменили ход истории: жизнь тех стран, в которых они происходили, уже не оставалась прежней. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете историю крестьянских войн в нашей стране – где в них неизменно участвовали казаки. Сопоставьте между собой даты крестьянской войны, имя её лидера, его сподвижников (внимание, их могло быть несколько; кроме того, они могли переходить в стан противника) – ну и укажите, чем каждая из войн закончилась? (Внимание! – результаты вам предстоит вписать самим, максимально ёмко и точно.)

 

Даты крестьянской войны Руководитель Сподвижники Чем закончилась
1606-1607 Емельян Иванович Пугачев Фёдор Шелудяк  
1667-1671 Кондратий Афанасьевич Булавин Иван Лоскут  
1707-1709 Иван Исаевич Болотников Василий Ус  
1773-1775 Степан Тимофеевич Разин Чика (Иван Зарубин)  
    Игнат Некрасов  
    Хлопуша (Афанасий Соколов)  
    Алена Арзамасская  
    Прокофий Ляпунов  
    Лукьян Хохлач  
    Салават Юлаев  

Баллы: по 1 баллу за каждое точное сопоставление (максимум – 14 баллов); по 2 балла за каждое точное описание результатов крестьянской войны; по 3 балла за характеристику роли каждого из сподвижников в войне. Максимальное количество баллов – 52.

 

9. Многие исторические моменты запомнились нам по ёмким и метким высказываниям, связанным с ними. Часто мы используем эти высказывания в повседневной речи, даже не задумываясь, откуда они взялись. И столь же часто мы приписываем знаменитым историческим деятелям слова, которые те никогда не произносили.

Соотнесите, пожалуйста, приведенные ниже знаменитые фразы с историческим деятелем, который якобы их сказал, определите, в связи с чем фраза вырвалась у героя – и оцените, на самом ли деле данный деятель произносил такие слова:

 

Высказывание Деятель С чем связано высказывание На самом ли деле говорил
Что это – глупость или измена?! Александр Невский    
Если кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! И.В. Сталин    
А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить В.И. Ленин    
Вчера было рано, завтра будет поздно! Л.Н. Толстой    
История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость В.Г. Клочков    
Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим Петр I Великий    
Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва Иван IV Грозный    
Указую… говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была П.Н. Милюков    

Баллы: по 1 баллу за каждое верное соотношение высказывания и его автора; по 1 балла за правильное указание ситуации, в которой было сделано высказывание; по 3 балла за оценку, действительно ли такое высказывание имело место быть. Максимальное количество баллов – 40.

 

10. Исторические события и процессы отражались не только в документах или «высоких» художественных произведениях, но и в таких, казалось бы, легкомысленных вещах, как частушки. Постарайтесь определить, какие события и явления отечественной истории запечатлелись в частушках, приведенных ниже (и каковы хотя бы примерные даты этих событий):

 

Хорошо тому живется,

Кто записан в бедноту:

Хлеб на печку подаётся,

Как ленивому коту.

 

Прилетели птицы с юга –

От синицы до грача.

В этом личная заслуга

Леонида Ильича.

 

Нет ни плугов, нет ни борон,

На березе кличет ворон.

Живем в ленинском раю

У могилы на краю.

 

Ходят волны по реке

Белыми барашками.

Переполнен Петроград

Матросскими рубашками.

 

Дорогой товарищ Тито,

Ты теперь нам друг и брат:

Нам вчера сказал Никита –

Ты ни в чем не виноват!

 

Баллы: по 2 за каждое правильное соотнесение частушки и исторического события/явления; до 2 баллов за развернутое обоснование, почему именно то или иное событие отразилось в частушке. Максимальное количество баллов – 20.

 

11. Часто похожие понятия оказываются весьма различными по своему смыслу. Дайте, пожалуйста, определение каждому из понятий, приведенных ниже, и объясните, в чем состоит принципиальное различие между ними.

Революция

Восстание

Бунт

Мятеж

Крестьянская война

Общественно-политическое движение.

Баллы: по 2 за каждое правильное и корректное определение понятия; до 12 за комплексное разъяснение сходств и различий между этими понятиями. Максимальное количество баллов – 24.

 

12. Перед вами – несколько исторических дат. Предположите, пожалуйста, что между общего, и какое они имеют отношение к истории Юга Красноярского края?

201 г. до н.э.

840 г. н.э.

1207 г.

1707 г.

1918 г.

Баллы: по 3 балла за объяснение содержания каждой из приведённых дат; до 7 баллов за объяснение, что общего между этими датами в контексте истории Юга Красноярского края (и не только). Максимальное количество баллов – 22.

 


 

II. Задания, требующие углубленных знаний
и/или самостоятельных рассуждений и поиска

13. Перед вами – несколько отрывков из художественных текстов. Датируйте, какую эпоху описывает каждый текст (ну и обязательно укажите, за счёт чего вам удалось определить эпоху).

 

****

— Торговлишкой заняться? Опять деньги нужны, — Михайла поглядел на босые ноги. — В стрельцы пойти? Тоже дело не наживочное. Покуда до сотника доберешься, — горб изломают. Недавно к отцу заезжал конюх, из царской конюшни, Данило Меншиков, рассказывал: казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам. А поди, пошуми, — сажают за караул. Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы... А пошли жаловаться, — челобитчиков били кнутом перед съезжей избой. Ох, стрельцы злы... Меншиков говорил: погодите, они еще покажут...— Слышно, говорят: кто в боярской-то шубе, — и не езди за Москву-реку.— А что ты хочешь? Все обнищали... Такая тягота от даней, оброков, пошлин, — беги без оглядки... Меншиков рассказывал: иноземцы — те торгуют, в Архангельске, в Холмогорах поставлены дворы у них каменные. За границей покупают за рубль, продают у нас за три... А наши купчишки от жадности только товар гноят. Посадские от беспощадного тягла бегут, кто в уезды, кто в дикую степь. Ныне прорубные деньги стали брать, за проруби в речке... (А.Н. Толстой)

 

****

Если бы читатель мог… посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашел бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми или соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. Среди этих темных крыш резко белели и краснели стены Кремля, Китай-города и других укреплений, возникших в течение двух последних столетий. Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колеса, одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоченых голов, казались отдельными городами.

Надо всею этою путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо воздымались кремлевские церкви и недавно отделанный храм Покрова Богоматери… который мы знаем ныне под именем Василия Блаженного. (А.К. Толстой)

 

****

Отрезок пути Петербург – Букарешт был преодолен быстро и даже с комфортом, скорый поезд (два классных вагона и десять платформ с орудиями) домчал Варю до столицы румынского княжества в три дня. Из-за карих глаз стриженой барышни, которая курила папиросы и принципиально не позволяла целовать руку, офицеры и военные чиновники, следовавшие к театру боевых действий, чуть не переубивали друг друга. На каждой остановке Варе несли букеты и лукошки с клубникой. Букеты она выбрасывала в окно, потому что пошлость, от клубники тоже вскоре пришлось отказаться, потому что пошла красная сыпь. Поездка получилась веселой и приятной, хотя в умственном и идейном отношении все кавалеры, разумеется, были совершеннейшими инфузориями. Один корнет, правда, читал Ламартина и даже слышал про Шопенгауэра, он и ухаживал тоньше, чем другие, но Варя по-товарищески объяснила ему, что едет к жениху, и после этого корнет вел себя безупречно. А собой был очень даже недурен, на Лермонтова похож. Да бог с ним, с корнетом. (Б. Акунин)

 

****

Горе гостило, и беды свивали гнезда в аулах Чечни и под крышей украинской хаты, в казачьей станице и в хибарках рабочих слободок. Плакала крестьянка, шагая за плугом по пашне. Плакала горожанка, уронив голову на скорбный лист, на котором – против дорогого имени – горело страшное слово: «Убит». Рыдала фламандская рыбачка, с тоскою глядючи в море, поглотившее моряка. В таборе беженцев – под телегою – рыдала галичанка над остывающим трупом дитяти. Не утихаючи вихрились вопли у призывных пунктов, казарм и на вокзалах Тулона, Курска, Лейпцига, Будапешта, Неаполя.

Над всем миром развевались знамена горя и, как зарево огромного пожара, стоял стон, полыхали надсадные, рвущие душу крики отчаянья…

И лишь в дворцах раззолоченных – Москвы, Парижа и Вены – сверкала музыка, пламенело пьяное веселье и ликовал разврат.

– Война до победы!

Военная знать и денежные киты дружно сдвигали бокалы с кипящим вином:

– Война до победы!

А там – на полях – огненные метлы, точно мусор, сметали в братские могилы гамбургских грузчиков и шахтеров Донбасса, кочевников Аравии и садоводов с берегов Ганга, докеров из Ливерпуля и венгерских пастухов, пролетариев разных рас, племен и наречий и пахарей, добывающих в поте лица хлеб насущный на земле отцов и дедов своих. (Артем Веселый)

Баллы: по 4 за каждый правильно определенный исторический период; дополнительно от 1 до 5 за обоснование, по каким признакам удалось датировать описанную ситуацию. Максимальное количество баллов – 36.

 

14. Такие разные современные города: Белгород, Воронеж, Пенза, Тамбов, Самара, Краснодар, Оренбург, Омск, Ачинск, Красноярск, Канск. Они удалены друг от друга на тысячи километров, у них различный облик, принципиально разное экономическое положение, особый менталитет жителей. И, однако, у всех них – точнее, у истории их основания – есть, по крайней мере, одна существенная общая черта. И это при том, что все эти города появились в разное время, в «разлете» от конца XVI до конца XVIII века.

Что это за общая черта в истории основания перечисленных городов? И с какими глобальными процессами в истории нашей страны она связана?

Баллы: до 30, в зависимости от точности и аргументированности ответа, приведения конкретных фактов об основании каждого из перечисленных городов.

 

15. Ниже представлены тексты, написанные от имени конкретных исторических деятелей прошлого в разные периоды их деятельности. Постарайтесь определить – кто мог бы быть автором каждого из этих текстов? Ну и укажите, по каким признакам вы это определили.

 

А) Господь Всемогущий, укрепи разум и дух мой! Не раз поддерживал ты меня, Отец Небесный, в бранях с недругами – и с королевским воеводой, которого самого дал мне в поединке уязвить копьем, а его рыцарей помог нежданным налетом поразить; и с целым Орденом, который научил Ты меня одолеть, обратив его силу в его же слабость. Правда, далась та победа гибелью многих малых сих, которые стояли в первом заслоне – поселян и посадских людей, не ученных рати, без доспехов и коней. И ведь такое же испытание готовишь мне и ныне, когда должен пожертвовать жизнями, чтобы уберечь землю нашу. И, о Господи! – землю ли хочу сберечь, либо собственную власть и гордыню? Единокровный мой брат готовит мятеж против нечестивых – но ведь не время тому мятежу! И оплачен он будет многою кровью, а земли наши будут вовсе отобраны у природных князей и отданы в правление нечестивым. Или же ошибаюсь я, Господи, а втайне от самого себя завидую брату – младшему, но получившему в обход меня великокняжеский стол?! Научи, Отец Небесный, как поступать и действовать, и различить бесовские соблазны от Воли Твоей!

 

Б) Вот ведь оно как бывает, братцы! И победил, и целое царство нежданно для себя забрал – а между тем попал, как кур в ощип! Царство-то взято, и тебя самого едва ли не царем считают, а велик ли с того прок, когда припасу на одну зиму, да всех-то нас несколько сотен, а сколько за зиму помрет либо от оружия поляжет, то Бог весть! На что же решиться? Уходить ли, пока реки льдом не встали, да отчитываться перед хозяевами, что-де исполнили их волю лучше, чем приказывали? А меж тем враг из степи вернется, и пойдет все сызнова! Либо уж сесть на здешнем троне вольным царем, да местные народишки к покорности приводить? А либо поступиться царской властью, да голову сберечь, да великие милости себе заполучить? Пожалуй что третье вернее!

 

В) На что решиться, Господи? Хорошо, когда даёшь власть сильным и доблестным, но ведь я не таков, и Ты о том знаешь! Мне бы слагать усладительные вирши, да к ним музыку, и жить, николи не нарушая заповеди Твои! Но строг Ты, и уже в начале пути моего привел к надобности горьких и тяжких решений, противу ближних своих, милых моему сердцу, но ради общего блага. И те испытания были невелики против новых, что предвещаются ныне. Вот откажу я единоверным посланникам, ищущим нашего покровительства и подданства – и тем самым предам многие тысячи душ христианских на поругание еретикам, а к тому же, сохраню лютого врага на ближних рубежах к столице! Но приму я зов народа, единокровного с нами, открою войну – и не станет ли она новым позором, горшим, нежели двадцать и сорок лет назад? Или, твоим, Боже, покровительством, уже научились мы воевать и сможем сполна отомстить за прежние обиды? И ведь если обернется война победой, вдвинемся мы далеко на Запад и станем значимы в делах европейских! Помоги, Боже, решиться!

 

Г) Чего я хотел больше – богатства или достижения новых, неведомых земель, приведения их в подданство Российской державе? Да Бог весть! Важно, что всё то удалось. Хотя, признаться, стяжал я много меньше, чем мог бы. Видать, и натурально я более мечтатель, нежели негоциант. Впрочем, важно ли это сейчас! Россия встала твердой ногой в Новом свете, и меха тамошнего зверья исправно пополняют казну матушки государыни, ну да и нам, грешным, дают право на благоприятную жизнь и мирское признание. Тяготит ли совесть мою резня туземцев, кою я учинил на островах? Разве только в малой мере, поскольку стоило ли им жить, коснея в суевериях, не зная цены собственному богатству и при том еще смея оказывать противодействие нам как представителям просвещенной монархии Всероссийской. Единственное, что тяготит думы мои – сколь непросто доставлять товары в новые земли, присовокупленные нашими стараниями к Отечеству. Впрочем, зять мой как вельможа, приближенный к царям, уж наверное найдет достойное решение сему вопросу. Или уж, по крайней мере, тоже отметит имя своё в истории Русской Америки.

(Дополнительные баллы – за ответ на вопрос – кто зять этого персонажа, и удалось ли ему на самом деле внести вклад в развитие Русской Америки?)

 

Д) Жизнь кончена? Или только начинается? Хотелось бы верить в первое, хоть это и весьма непросто. Ведь в прожитой жизни было немало славного и даже будящего гордыню. Просвещение Отечества, борьба с невиданным врагом, величайшим полководцем последних столетий, и победа над ним, лесть иноземных венценосцев и их царедворцев, освобождение народов – но, разумеется, гложет душу, что не оказалось среди этих народов своего, русского. И вот по части забот о собственном народе всё, можно сказать, пошло дымом. И повинен в том я сам, никто иной. Кара сие за гибель отца, или за собственную мою неспособность к воле и воплощению собственных моих замыслов – не всё ли уже равно? Теперь, слава Богу, передаю мои замыслы тем, кто идет за мною, стопами моими, и начинаю жизнь иную, незаметную, но куда более милую моему сердцу – а возможно, и куда более полезную для любезных моих соотечественников. И не убоюсь ни лишений, ни обид, ни даже поражения в правах и смерти, коими может быть чревата подобная моя метаморфоза!

 

Е) Неужели всё-таки уже никогда самому не удастся повторить?.. Повторить, развить, усилить?.. Да даже просто увидеть эти синие силуэты гор и отблески их снеговых шапок? Тем более, довести до конца научную – и одновременно политическую! – миссию этих дальних странствий. Натурально, потомок старинного боярского рода в нашем просвещенном веке «для собственного удовольствия» может с комфортом, но и со щекоткой нервов путешествовать уже даже по индийским или цейлонским джунглям – заведомо зная, что на привале его ждет горячий бульон и мягкое одеяло. Но не праздные развлечения, а соображения высшего порядка должны руководствовать русского дворянина в его действиях! Служба науке – и Отечеству, и не хочу разбираться, что из этого выше или ниже. Однако, вышло так, что сам-то путешествовал туда, в «белое пятно» на границе познанного и на границе России, всего дважды, а потом – сперва святое дело избавления Родины от крепостного ярма, а затем – всемерное содействие «чужим» путешествиям. Экое, право, скверное слово! – какие же они чужие, когда все эти экспедиции свои! И с каждым, кому ассигновались суммы и писались письма о содействии, я был мысленно во всех его странствиях, и за достижения каждого гордился, как за свои собственные! И наша страна не только не представляет собой теперь сборище белых пятен на карте, а помогает изучать иные континенты! И всё же, всё же – как жаль, что те две экспедиции, за которые я даже получил почетную приставку к и без того древней фамилии, я не продолжил сам!..

 

Ж) Мы, считай, наверняка обречены на гибель. Он – самый отважный, самый понимающий, самый любимый (ах, о чем я!) – арестован. Сам он, конечно, никого не выдаст, даже под инструментами старой испанской инквизиции – но кто поручится, что вместе с ним не взяли еще одного, двух, десять, и что они не окажутся слабыми? Ведь нас уже немало, хоть большинство и не знает всех планов, а тем более механизмов управления организацией. Но все равно – ниточка потянется, а эти мастера заплечных дел хорошо умеют быстро дотянуть её до кончика. Поэтому – другого решения не может быть, хотя, результат наверняка будет ничтожен! Мы погибнем – но мы и так рано или поздно погибнем, если не сбежим за границу, о чем, разумеется, не может идти речи. Зато погибнет и тот, кто так вдохновил и так подло обманул народ и общество. Революция после этого вряд ли свершится – но по крайней мере никто из палачей уже не сможет жить в спокойствии, а народ увидит, что Бог их не хранит – и уже это окажется ценным. Жребий брошен – увидимся на эшафоте!

 

З) Говорите, я чудак! А про себя думаете – по глазам вижу, что думаете, уважаемый: я – сумасшедший! Что же-с, что же-с, имеете основания! Право слово, какой еще капиталист, как сейчас модно называть нашего брата, станет жертвовать деньги на партию, чьей целью является смерть капитализма?! Ну, то есть школы, больницы, уж тем более помощь искусству – это для русского толстосума привычный предмет заботы, чтобы, так сказать, душу спасти (хотя за себя лично не ручаюсь, что таковая имеется). А вот помогать борцам с самими собой – не сумасшествие ли? А я скажу, уважаемый, не только не сумасшествие, но и необходимая душевная гигиена! Потому что, во-первых, если хочешь сохраняться в силе – воспитай себе достойного противника, а противника достойнее, чем эти господа, вернее, «товарищи», я не вижу. Во-вторых – всё равно они победят, потому что только они могут кого-то организовать и притом заразить простой, но действенной идеей – а вложения нужно всегда делать верные (хоть я и не стану вымаливать у них право на снисхождение в обмен на теперешнюю помощь!). В-третьих – ведь все мы, нынешнее купечество, меценатствуем, чтобы душу спасти – не свою, так хоть папаши либо дедушки! И по мне, искупить живоглотство старших, да, пожалуй, и собственное, лучше, если подать помощь тем, кто рано или поздно всё это живоглотство в гроб вгонит. А не картины собирать и не театры организовывать. Впрочем, и это тоже неплохое дело, и незачем вам, уважаемый меня слушать – меня ведь почти что официально признали сумасшедшим!

 

И) В который раз уже за последние несколько лет приходится принимать судьбоносное решение! Тут и подумаешь – не проще ли сразу было со всеми потрохами отдаться тем, кто под красным флагом, и не спрашивать себя больше ни о чём? Вон сколько неплохих и непростых людей так сделало, от Бессарабии до Сибири, –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: