От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <…>, и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.
Из этого письма многое можно понять и почерпнуть. Но ограничимся несколькими вопросами:
|
1. В какой момент восстания это письмо было написано? (В тексте есть прямое указание на это, так что палеографическая экспертиза не нужна.)
2. Почему Степан Тимофеевич подчеркивает, что письмо в равной степени адресовано представителям разных народов, населяющих уезд?
3. К чему, собственно, Степан призывает людей в этом письме – за кого стоять, кого поддерживать, что делать, вообще как себя вести? И насколько это увязывается с его образом как вождя народного восстания?
4. В частности – как Степан велит поступать с феодалами, и насколько это, опять же, увязывается с логикой антифеодального восстания?
5. Почему Степан Тимофеевич требует, чтобы с этого письма дьячки в сельских церквах делали списки? Специально улики создает для будущего следствия по делу о восстании? Или настолько уверен в своей победе? Или…?
Ну и можете сами поставить к этому «прелестному письму» интересующие вас вопросы, и ответить на них.
Баллы: до 75, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, подробности анализа документа, оригинальности версий, наличия собственных вопросов к источнику и ответов на них.
28. И еще один источник, на этот раз, совсем интересный – о попытке изобрести крылья для человека в России в самом начале петровской эпохи. Это отрывок из хроники И.А. Желябужского, заслуженного российского дипломата XVII века, писавшейся им на склоне лет. Проанализируйте, пожалуйста, этот текст, и предположите:
|
- Что на самом деле хотел сделать мужик, заявивший, что займется изготовлением крыльев (что за предмет был у него в голове, с какой конструкцией, и т.п.)?
- Каковы были шансы, что эта конструкция поднимет человека в воздух, хотя бы как дельтаплан (исходя из размеров и материала)?
- Насколько серьезный урон незадачливый изобретатель причинил казне (насколько большие суммы по ценам того времени были истрачены)?
- Были ли, на ваш взгляд, шансы у этого безвестного изобретателя довести свои крылья до уровня действующего дельтаплана?
«Того ж месяца апреля (1695 г. от Р.Х.) в 30 день закричал мужик караул, и сказал за собою государево слово, и приведен в Стрелецкий приказ, и расспрашивай, а в расспросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать, как журавль. И по указу великих государей сделал себе крылья слюдные, а стали те крылья в 18 рублев из государевой казны. И боярин князь Иван Борисович Троекуров с товарищи и с иными прочими вышед стал смотреть; и тот мужик, те крылья устроя, по своей обыкности перекрестился, и стал мехи надымать, и хотел лететь, да не поднялся и сказал, что он те крылья сделал тяжелы. И боярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему сделать другие крылья иршеные; и на тех не полетел, а другие крылья стали в 5 рублев. И за то ему учинено наказанье: бит батогами, снем рубашку, и те деньги велено доправить на нем и продать животы его и остатки».
Баллы: до 120 баллов, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, подробности анализа документа и привлечения дополнительных документов, оригинальности версий, использования межпредметных знаний.
|
29. История Киевской Руси в целом богата романтическими событиями и образами. Один из них связан с Настасьей из мелкопоместного боярского рода Чагров – любовницей великого князя Галицкого Ярослава Осмомысла (хвалебно упомянутого в «Слове о полку Игореве», и не только в нем). Ради нее, князь изгнал из княжества законную супругу – дочь Юрия Долгорукого – и ее сына, считавшегося наследником. Однако, местные бояре, которые в целом были весьма независимы и вели себя наподобие европейских баронов, велели князю под угрозой свержения помириться с супругой – а Настасью сожгли на костре.
Вопрос – а зачем такая изощренность? Почему боярам-магнатам недостаточно было ее изгнания или заточения в монастырь, или «обычной» казни? Почему именно костёр? Предложите ваши версии!
Баллы: до 75 баллов, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, привлечения дополнительных знаний об эпохе, оригинальности версий.
30. И еще одна загадка – тоже, если подумать, не очень веселая. К началу петровской эпохи, как известно, Украина была поделена между Россией и Речью Посполитой. В 1702 году, в разгар Северной войны, на польской, «Правобережной» Украине началось новое национально-освободительное восстание, во главе с полковником Семёном Палием. Повстанцы просили Петра I и гетмана Левобережной Украины Ивана Мазепу о принятии их в подданство. Однако, Пётр оттягивал решение, а Мазепа в результате оклеветал Палия перед царем, так что потенциальный союзник был схвачен царскими солдатами, отправлен в Сибирь и отпущен только после измены Мазепы. В результате, Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой до самых ее разделов.
Почему так произошло? В чем были мотивы Мазепы клеветать на Палия (это, кажется, более, понятно)? И – почему Петр не принял это предложение и поверил гетману – будущему изменнику (это уже куда труднее понять)?
Баллы: до 65, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, привлечения дополнительных знаний об эпохе, оригинальности версий.
31. Изучение истории, как известно, строится на выявлении и оформлении причинно-следственных связей. Притом, они могут быть не только последовательными по времени, но и синхронными, не только односторонними, но и взаимно направленными.
Ниже указаны исторические явления, процессы, конкретные события второй половины XVIII века, связанные как с историей нашей страны, так и со всемирной историей. Попробуйте собрать из них «паззл» - расположить и показать связи между ними, так, чтобы были видны причины, следствия, взаимные воздействия. И – попробуйте указать (толщиной стрелок или цветом стрелок), какие связи между явлениями вы считаете более важными, а какие – менее значимыми (желательно обосновать, почему так).
Первоначальное накопление капитала в Европе
Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Освоение черноземных земель России
Завершение огораживания в Англии
Промышленный переворот в Англии
Крестьянская война Е.И. Пугачева 1773-1775 гг.
Превращение Индии в колонию Англии
«Греческий проект» Екатерины II
Максимальное ужесточение крепостного права в Российской империи
Повышение товарности помещичьего хозяйства
Активизация вывоза хлеба в России
Борьба России с кочевниками Причерноморья и Предкавказья
Ликвидация Запорожской Сечи
«Уложение о губерниях» 1775 г.
Баллы: до 65, в зависимости от точности и подробности построенных связей между событиями и явлениями, аргументации этих связей в пояснениях, оригинальности версий.
32. Эпидемии – к сожалению, постоянный спутник истории человечества, и нередко горький, но важный фактор его развития. Бичом средневековья считалась чума (да и вплоть до конца XVIII века она активно вмешивалась в исторический процесс), а также оспа (и лица многих государственных деятелей XVII-XVIII вв., изображенные на портретах, носят ее следы). Но с начала XIX века, а особенно с его второй четверти, на первый план выходит холера. Она не только захватывает целые страны Европы – уже «цивилизованные», с налаживающимся медицинским обеспечением – но провоцирует крупные народные восстания, как в России, так и за ее пределами (например, в Австрийской империи).
А, собственно, почему холера вдруг стала «актуальной» именно в это время? Случайное совпадение? Или какие-то события в человеческой истории вывели соответствующие бактерии на не заслуженную ими высоту влияния? Почему эпидемии холеры начали регулярно происходить в Европе именно с начала XIX века?
Баллы: до 90, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, привлечения дополнительных знаний об эпохе, оригинальности версий.
33. Все мы с детства помним сказку об Иване-царевиче и Сером волке – и о том, как в итоге Иван женился на Елене Прекрасной, добыв для царя-отца Жар-Птицу. Но не имеет ли эта история отношения, при всех её волшебных свойствах, отношения к реальным историческим событиям? Ведь многие волшебные сказки были отражением либо религиозно-мифологических представлений древних славян, либо – реальных фактов, оказавших воздействие на историю. Кто из наших исторических деятелей мог стать прототипом для Ивана-царевича, а кто – для Елены Прекрасной? Ну и для Серого Волка тоже прототипа можно поискать…
Баллы: до 90, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, привлечения дополнительных знаний (в том числе, межпредметных), оригинальности версий.
34. Одним из ключевых идеологов самодержавной политики Ивана Грозного был некий публицист, «воинский человек» Иван Пересветов. До сих пор идут споры, был ли он реальной личностью или чьим-то псевдонимом. Но известен целый ряд его текстов, где «Пересветов» показывает достоинства единодержавной власти монарха, «ставки» на рядовых дворян, а не на аристократию, активной внешней политики, и т.д.. При этом, в качестве образца для подражания автор приводит современную ему Османскую империю – которая, по идее, для христианина того времени должна быть символом всего самого дурного, главным врагом. В особенности, казалось бы, это должно касаться Московского государства, которое только что провозгласило себя преемником Византии – разрушенной именно османами.
Почему «Пересветов» (независимо от того, кем он был на самом деле) призывает молодого государя Ивана Васильевича и его товарищей «равняться» на Османскую империю, а не, например, на христианскую, пусть и католическую, Испанскую империю того же самого времени?
Баллы: до 70, в зависимости от точности и аргументированности ответа, логической стройности, фактологического обоснования, привлечения дополнительных знаний об эпохе, оригинальности версий.
35. Животные – и прежде всего, домашние животные – были неизменным спутником человека на протяжении всего его исторического пути. Ученые даже шутят насчёт того, что именно собака, точнее, ставший ею одомашненный волк, «вывела человека в люди». Но почему-то одомашнивание животных и появление их в разных эпохах развития сельского хозяйства мы рассматриваем отдельно от основного исторического процесса.
Ниже приведен список животных, одомашненных человеком на протяжении истории. Укажите, пожалуйста – какие последствия для хозяйства, торговли, военного дела, социального и даже политического устройства повлекло одомашнивание каждого из перечисленных живых существ (в том числе, какие реально известные переломные исторические моменты и события с этим связаны). Внимание! – последствия могут быть как положительными, так и отрицательными!
Собака –
Коза –
Верблюд –
Лошадь –
Слон –
Корова (бык) –
Северный олень –
Курица –
И аналогично – какие животные из стоящих сегодня «в очереди» на одомашнивание могут совершить значимые перемены в истории человечества современности и ближайшего будущего – и какие именно перемены?
Лось –
Овцебык –
Морские млекопитающие (тюлени, каланы, дельфины) –
Бобры –
Антилопа канна –
Баллы: по уже одомашненным животным – до 20 за обоснование роли каждого в историческом прогрессе человечества; по потенциально домашним животным – до 35 за аналогичное обоснование, в зависимости от логичности, аргументированности, развернутости. Максимальное количество баллов – 325.
IV. Творческое задание
А здесь вам предлагается создать проект художественного произведения на историческую тему – либо кинематографического, либо литературно-художественного. Ведь испокон веков – и особенно в наше время – художественные произведения создавали у массы людей куда более яркое и отчетливое представление об исторических событиях, чем лекции и учебники.
Мы предлагаем вам попробовать себя в конкретном жанре художественного отображения исторических событий – художественной биографии.
Вам нужно:
- выбрать исторического персонажа (можно обосновать, почему выбрали именно этого, а не другого героя);
- определить, что из реальных фактов его жизни наиболее важно для демонстрации зрителю/читателю, и в каком виде – реалистического рассказа или, может быть, серии метафор;
- придумать фабулу фильма/литературного произведения;
- представить план-конспект сценария/литературного произведения (желающие могут представить сценарий/произведение полностью, особенно если это, например, поэма или короткометражка).
Основные требования:
- строгое следование историческим фактам, известным о персонаже;
- создание образов, которые найдут отклик у потенциального читателя/зрителя;
- общая логика и достоверность повествования (чтобы у читателя/зрителя не возникало вопросов).
Баллы: от 50 (просто за смелость взять такое задание) до 600 (готовое произведение короткого формата).