Классификация типов политических лидеров




Особенности политического лидерства

1. Воздействие лидера на общественное мнение осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц. Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно.

2. Профессиональный характер лидерства. В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

3. Многоролевой характер лидерства. Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.

Функции политического лидера:

1) интегративная — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2) ориентационная — выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальная — определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационная — инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

5) коммуникативная — обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

6) гаранта справедливости, законности и порядка — обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.

Классификация типов политических лидеров

По масштабу социальной базы: 1. Общенациональный; 2. Больших социальных групп; 3. Общественной организации или движений.
По отношению руководителя к подчинённым: 1.Авторитарное предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. 2.Демократическое выражается в учёте руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
По имиджу 1) Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования. 2) Лидер-служитель — наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. 3) Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить. 4) Лидер-пожарный — обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Примеры лидеров: большинство лидеров в современных обществах.
По ресурсам лидерства (классификация по М. Веберу): 1. Традиционное: опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. 2. Легальное: опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определённых властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами. 3. Харизматическое: основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

3. Закрепление.

Ответить на вопросы:

3.1.

1. Роман Романов был избран руководителем отделения одной из политических партий в своём поселке городского типа. Он опирается на активность рядовых партийцев, учитывает их мнение при выработке общего решения. Определите тип лидерства по следующим критериям: а) по масштабам лидерства; б) по способу легитимации власти; в) по отношению лидера к подчинённым.

3.2. Гражданин Н. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики.

Определите тип лидерства по следующим критериям: а) по масштабам лидерства; б) по способу легитимации власти; в) по отношению лидера к подчинённым.

3.3.Изучая типы лидерства в государстве Z, ученые узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z — неограниченная монархия.

Домашнее задание: напишите эссе «Политический лидер как основа эффективного развития государства» (на примере лидера мирового масштаба) Объем – не меньше 200 слов.

Инструктаж к написанию эссе:

1. Вступление, в котором определена проблема, поставленная автором высказывания, и сформулировано собственное отношение к его мнению. Можно использовать следующие словесные клише: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому

утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным»; «Представленная в этом высказывании проблема актуальна и злободневна для...»; «Мне очень импонирует фраза...»; «Для меня эта фраза является ключом к пониманию...»; «Именно поэтому я соглашаюсь с автором высказывания» и т. д. Если проблема, поднятая автором высказывания, не позволяет сформулировать однозначный ответ, целесообразно отметить в тексте этот факт и привести аргументы «за» и «против», например:

«С одной стороны, я согласен(на) с автором высказывания, потому что... С другой — нет, поскольку...». Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

2. Основная часть, в которой содержится относительно развёрнутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Необязательно раскрывать все выявленные аспекты (составляющие) проблемы. Можно выбрать несколько наиболее ярких их них. Раскрытие проблемы (её аспектов) следует выстраивать как рассуждение, в ходе которого делаются самостоятельные умозаключения (выводы). Каждый тезис (мысль экзаменуемого по той или иной проблеме) необходимо аргументировать, используя факты и примеры, почерпнутые из различных источников: сообщений СМИ, материалов учебных предметов (истории, литературы, географии), личного социального опыта, собственных наблюдений.)

Могут быть использованы следующие словесные клише: «Рассмотрим следующие подходы к данной проблеме», «Проиллюстрируем приведённое положение примерами» и т. д.

Изложение должно быть «эмоционально заряжено»:это достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации. При этом важно, чтобы присутствовала внешняя сдержанность повествования.

Каждый абзац должен содержать только одну законченную мысль.

Предыдущий и последующий абзацы должны быть связаны между собой по смыслу.

3. Заключительное предложение (абзац), в котором подводятся итоги работы: выводы, обобщающие рассуждения по проблеме, поднятой в высказывании мыслителя.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

— соответствовать правилам орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Хотя данные ошибки не влияют на снижение балла за сочинение, но они ухудшают общее впечатление эксперта от представленной творческой работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: