ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ПО ПРОФЕССИИ «ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ»




Дипломная работа – важный этап профессионального становления личности. При выполнении дипломной работы были использованы все знания, умения, приобретенные за время учебы. Была разработана коллекция женской нарядной одежды под девизом «Рязанская акварель». Изделия коллекции отличаются друг от друга по внешнему виду: они различны по форме, силуэту, покрою.

В данном разделе необходимо найти применение материалов дипломной работы в учебном процессе, разработать средства обучения на основе результатов дипломного проектирования, для чего необходимо изучить и проанализировать:

- квалификационные характеристики профессии «художник по костюму»;

- государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии «художник по костюму»;

- предложить и обосновать перечень и объемы предметов теоретической подготовки общепрофессионального и профессионального циклов;

- выбрать предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы;

- выбрать предмет и урок по этому предмету, в котором максимально будут полезны результаты дипломного проектирования;

- разработать средства обучения и прописать методику применения материалов дипломирования в выбранном уроке.

 

3.2. Анализ квалификационных характеристик

 

Для анализа квалификационных характеристик мы воспользовались Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), разработанным на основе ранее действовавшего ЕТКС, выпуск 49, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 года № 47. Его разработка вызвана изменением технологии производства, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовке рабочих, качеству конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также изменениями содержания труда.

Художник по костюму 3-й разряд

Характеристика работ

Творческая разработка эскизов несложной одежды с учетом тенденций моды и проработка в материале единичных изделий: халатов, пижам, легких платьев, производственной одежды. Подбор образцов материалов для создания изделий. Самостоятельная проработка сложных технологических узлов.

Требования, предъявляемые к работнику

Квалификацию одежды по назначению, основы рисунка, живописи, композиции, пластической анатомии, способы конструирования и моделирования одежды, технологию изготовления и современной обработки одежды.

Художник по костюму 4-й разряд

Характеристика работ

Творческая разработка эскизов сложных изделий одежды для тканей различного ассортимента с учетом тенденций моды. Изготовление конструкций и лекал согласно эскизу модели, технологическая обработка изделий и выполнение их в материале: блузки, юбки, брюки, жилеты, изделия детского ассортимента.

 

Требования, предъявляемые к работнику

Современные потребительские требования, предъявляемые к одежде, понятие «стиль» в одежде, способы поузловой технологической обработки изделий, методы, системы конструирования одежды, историю костюма.

Сравнивая характеристику работ мы выявили, что рабочий третьего разряда выполняет аналогичную работу рабочего четвертого разряда, только для изделий меньшей сложности и более узкого ассортимента.

Требования, предъявляемые к рабочим третьего и четвертого разрядов практически одинаковые. Для рабочих четвертого разряда добавляется знание современных потребительских требований к одежде.

 

3.3. Анализ государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «художник по костюму»

 

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Художник по костюму» включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания общепрофессионального и профессионального циклов обучения.

Организация обучения по профессии осуществляется в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования (утв. 08.12.99 г.; постановление Правительства РФ № 1362).

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы, которые кратко представлены в таблице 30.

 

3.5. Выбор и обоснование предметов, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы

Предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломного проекта, темы уроков и обоснование такого выбора представлены в таблице.

Таблица 32. – Использование материалов дипломной работы при изучении различных предметов

Название предмета Тема урока Используемые материалы дипломной работы
  История костюма   Обоснование выбранной тем дипломной работы: описание Рязанского народного костюма
  Материаловедение Строение и свойства тканей Свойства хлопчатобумажной и синтетической тканей
  Оборудование Машины, применяемые при изготовлении женской одежды из легких и средних тканей Техническая характеристика машин, применение
  Технология одежды Технология швейных изделий ассортиментных групп Технологическая последовательность операций
  Рисунок Рисунок фигуры человека Фор-эскизы коллекции
  Конструирование одежды Построение основы изделий Базовая основа плечевого изделия, рукава, брюк, клиниевой юбки
  Конструирование одежды Разработка конструкции изделий по эскизу Построение модельных конструкций
  Конструирование одежды Процессы разработки конструкции и изготовление лекал Создание лекал проектируемого изделия-блузки
  Основы конструирования Внешний вид одежды, покрой Методы формообразования проектируемых моделей, форма, силуэт, покрой

3.6. Выбор и обоснование предмета и урока по этому предмету, в котором максимально будут полезны результаты дипломной работы

 

Результаты дипломной работы максимально будут полезны по предмету «Основы конструирования» на тему теоретического урока «Внешний вид одежды, ее покрой».

В дипломной работе разрабатываемые изделия все разные по форме, силуэту, по покрою, поэтому целесообразно использовать этот материал для учебных целей.

 

3.7. Разработка средств наглядных пособий.

 

Нами был выбран урок по предмету «Основы конструирования» на тему «Внешний вид одежды, ее покрой».

Здесь мы будем рассматривать внешний вид одежды, ее покрой, дадим определения следующим понятиям: конструкция, форма, силуэт, покрой. Ознакомим учащихся с особенностями конструкции изделия в зависимости от покроя. Обсудим методы формообразования, виды форм, построение силуэтных форм.

Для наилучшего усвоения знаний по выбранной теме мы разработали наглядные пособия: плакаты и мини-плакаты в виде раздаточного материала.

 

3.8. Выбор и обоснование методики применения материалов дипломной работы в выбранном уроке.

 

Методика применения материалов дипломной работы в выбранном уроке представлена в виде фрагмента конспекта урока (Таблица 33).

 

Таблица 33 – Фрагменты конспектного урока.

Этап урока, затраты времени Содержание учебного материала Описание методики осуществления учебных действий
Изложение нового материала 25¢ - 30¢     Появившись в незапамятные времена, одежда изменилась с развитием человечества, претерпевая различные изменения в своем внешнем виде. Одежда то покрывала тело человека мягкими складками, скрывая очертания фигуры, то плотно облегала тело. Внешний вид одежды характеризуется формой и силуэтом. Форма – это внешний вид, очертания человеческого тела, фигура. Форма – одежды может быть мягкой, округлой или резкой угловатой. Она может быть большого и малого объемов. Объемность формы зависит от степени прилегания одежды к телу. Форма одежды либо подчеркивает фигуру человека, либо скрывает ее. Форма современной одежды соответствует естественным пропорциям тела человека. Силуэт – это характеристика внешней формы изделия, стилизованное плоскостное выражение объемной формы. В современном моделировании принято несколько ведущих силуэтов одежды, которые классифицируются по степени прилегания изделия к фигуре: прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапециевидный. Местоположение конструктивных линий одежды влияет на конфигурацию основных деталей и на покрой одежды. Под покроем одежды понимают внешний вид, придаваемый одежде конструктивными линиями: линиями втачивания рукава, линиями вертикального и горизонтального членения переда и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различают следующие покрои: с втачным рукавом, рукавом реглан, цельнокроеным рукавом. Конструктивные линии вертикального членения переда и спинки позволяют получить такие покрои изделия, как покрой со средним швом спинки. Такие покрои, как покрой с кокетками, покрой изделия, отрезного по линии талии, бедер получают при использовании конструктивных линий горизонтального членения. Сочетание вертикального и горизонтальных конструктивных линий позволяет получить комбинированные покрои изделий Вступительная речь. Начинаю излагать новый учебный материал.   Формирую новые понятия: внешний вид, форма, показываю первый плакат. Прошу учащихся записать определение в тетрадь. Показываю на плакате изображение разной формы одежды.     Формирую новое понятие силуэт, даю определение. Прошу учащихся записать. Формирую новые понятия: прямой силуэт, полуприлегающий силуэт, прилегающий силуэт, трапециевидный силуэт. Показываю на плакате изображения разных силуэтов. Формирую новое понятие покрой. Открываю второй плакат. Прошу учащихся записать определение.     На плакате показываю линии втачивания рукава, линии горизонтального и вертикального членения спинки и переда. Привожу примеры изделий с различными конструктивными линиями.
Первичное закрепление 7 мин. Обобщение полученных знаний Итак, внешний вид характеризуется формой, силуэтом, покроем.     - Что такое форма одежды? - Какие ведущие силуэты вы узнали? - Какой может быть форма одежды? - Что такое покрой одежды?   Раздаю раздаточный материал в виде уменьшенной копии плакатов каждому учащемуся для вклейки в рабочую тетрадь Провожу фронтальный опрос в виде коротких блиц-вопросов. Прошу ответить тех, кто поднял руку, либо по своему усмотрению.

 

На данном фрагменте урока используется методика применения наглядных пособий. Она является наиболее оптимальной в выбранном уроке, так как облегчает деятельность преподавателя, повышает внимание учащихся, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формирует наглядное представление о новых изученных понятиях.

При выполнении данного раздела мы нашли возможности использования результатов дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии «художник по костюму».

Изучив квалифицированные характеристики по данной профессии и государственный образовательный стандарт начального профессионального образования, мы предложили перечень и объем предметов теоретической подготовки общепрофессионального и профессионального циклов. Также мы выбрали предметы, при изучении которых возможно использование материалов дипломной работы и выбрали предмет и урок по этому предмету, в котором максимально будут использованы результаты дипломного проектирования. Разработали средства обучения – плакаты и прописали методику их применения в фрагменте конспекта урока.

Заключение

Очевидно, великая польза народного наследия в искусстве будет проявляться только тогда, когда мы будем постоянно изучать его как историю материальной культуры, вне зависимости от направления моды.

Пока же происходит так: народное искусство подробно изучается художниками-проектировщиками в студенческие годы, в учебном процессе. Теоретический и практический запас знаний о народном костюме действует от случая к случаю: включаясь в модную ситуацию, расцветая вместе с нею и умирая, когда она исчерпает себя.

Чтобы не было случайностей в складывающихся модных ситуациях, надо намеренно создавать их для органического соединения прошлого и настоящего. Мода – это то, что определяется сегодняшним днем: ритмом жизни, материальными и духовными потребностями людей, возможностями промышленности.

В первом разделе дипломной работы были проведены маркетинговые исследования, в ходе которых выявились мнения и предпочтения потенциальных покупателей нарядной женской одежды в фольклорном стиле. Были проанализированы направления моды по данной ассортиментной группе. На основании результатов маркетинговых исследований и анализа направлений моды была обоснована выбранная тема дипломной работы.

После обоснования выбранной темы были изложены основные потребительские и технико-экономические требования к проектируемым изделиям и материалам.

Во втором разделе дипломной работы были созданы эскизы будущей коллекции из которых выбраны три модели для разработки.

В техническом проекте выполнены технические расчеты и конструкторско-технологическая проработка проектируемых изделий.

В рабочем проекте были выбраны оборудование, методы обработки изделий, разработаны лекала на одно изделие и выполнены раскладки. На этом этапе были изготовлены изделия.

В методической части было найдено применение материалов основной части дипломной работы в учебном процессе при подготовке учащихся профессионального училища по профессии «художник по костюму», были разработаны средства обучения и прописана методика применения этих средств в учебном процессе.

Таким образом, задачи дипломного проектирования выполнены и цель достигнута.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: