Кризис в науке, искусстве и человеческой жизни в целом привел к появлению постмодернизма. При этом эстетические взгляды также претерпевали глобальные изменения, так как кризис затронул и эту сферу бытия.
В отличие от традиционных, классических эстетических представлений, новые концепции не обладали системностью и единством, они были направлены на создание открытых систем, подразумевавших пространство для различных трактовок, в котором не было ничего абсолютно верного (Кривцун О.А., 1998).
Неклассическая эстетика перестает сосредотачиваться на прекрасном, дистанцируется от понимания искусства как прекрасного. В центр выходят новые категории, такие как интересность, выразительность, убедительность. Это направление стремилось создать такую модель искусства, которая не будет работать согласно логике, но будет учитывать парадоксальность творческого и реального мира, и воплощать в себе их иррациональные стороны (Кривцун О.А., 1998)
Философские и искусствоведческие воззрения объединяются в неклассической эстетике, и черпают друг в друге новые для себя понятия. Философия стремится быть более образной, выразительной, близкой к искусству, а искусство наполняется экзистенциальнми проблемами, тяготеет к метафизической проблематике и наполняется множественными значениями, интерпретирующимися каждым отдельным зрителем по-своему, так как оставляет в себе такую возможность. Происходит так называемое растворение «художественного в эстетическом»[3].
Искусство наполняется множеством параллельных, быстро возникающих и так же быстро иссякающих направлений. Старые стили оттесняются на задний план, но, с другой стороны, на их основе появляются новые веяния в искусстве.
|
Однако в целом можно сказать, что постмодернизм находится ближе к эстетике, чем к искусству (Маньковская М.Б., 2000). Сложно полностью отнести его к чему-то одному, он как бы находится на пересечении множества областей, но при этом по-своему видоизменяет каждую из них. Н.Б. Маньковская выделяет 3 особенности, характерных эстетике постмодернизма. К первой относятся такие свойства, как неопределенность, выражающаяся в открытости, плюрализме, эклектизме, неортодоксальности, случайности культурной жизни. Ко второй относится имманентность или, иными словами, сосредоточенность на внутренних связях, постмодернистского самосознания, которая перемещает культурную деятельность в сферу интеллектуальных игр, загадок, превращая ее в «метаискусство». Третья особенность – это переход от проблем познаваемости и источников знания, то есть от эпистемологических проблем, к онтологическим проблемам, то есть проблемам бытия и происхождения всего сущего. эстетика постмодернизм неклассический имплицитный
Помимо искусства, эстетика постмодернизма касается и массовой культуры. В этом контексте постмодернизм, наследуя идеи авангарда, интересует повседневная жизнь, мода, быт. В отличие от авангарда, постмодернизм не отвергает традиции и не проводит четкой демаркационной линии между профанной и возвышенной культурой. Размытость границ свойственна эстетике постмодернизма и здесь: с одной стороны, массовая культура признается тривиальной, профанической, но, рассматриваясь в игре, сквозь призму иронии, она преображается в нечто оригинальное и изящное. Постмодерн отвергает сосредоточенность на избранных классах, и останавливает свое внимание на публике вообще, на обществе в целом, включая все его классы. Однако этот интерес опасен тем, что вкусы большинства перемешивают с эстетикой избранного, тонкого. Прекрасное перемешивается с безобразным, бытовое – с сакральным, повседневность врывается во все сферы культуры, что грозит разрушением прежних эстетических норм и устоев, эклектичностью, смешением вкусов, причем не всегда в лучшую сторону. Развиваются идеи об обществе потребления, и потребление начинает выступать как критерий эстетичного и культурного. И в контексте неопределенности рамок эстетического, возникает паника, ощущение катастрофичности происходящего. Это вызывает страх, напряжение, развитие идеи об эстетике смерти (Например, Ж. Бодрийяр)
|
Таким образом, постмодернизм - это состояние, закономерно возникшее в обществе со стремительно развивающейся наукой, искусством, информационными и коммуникационными технологиями, в обществе, которому свойственны стремительные перемены. Люди перестают понимать четкие рамки знания, общественных законов, и этому восприятию мира вторит идея постмодерна. Постмодерн вбирает в себя основы постструктурализма, постфрейдизма, авангарда, при этом строит самобытную модель мира. Этой модели характерна неопределенность, относительность всего, массовость, размытость границ, парадоксальность и абсурдность, которую невозможно воспринимать иначе, как с иронией и двояко.
|
Эстетика постмодернизма, с одной стороны, позволяет трактовать искусство не только с точки зрения художественных элементов, но и в связи с личностью и внутренним миром автора, дает простор для интерпретаций и интеллектуальных загадок, позволяет увидеть удивительное, прекрасное в обыденном и повседневном. С другой стороны, она стирает границы изящного, уникального и массового, это эстетика повторения, так как постмодернизм, по большому счету, не порождает новые идеи – он пересматривает старый мир и переосмысливает его идеи. Эстетике постмодернизма свойственна неопределенность, относительность, демократизация и переход к проблемам бытия, внутреннего мира, ценностей человека.
Заключение
Очевидно, что постмодернизм и до сих пор господствует в современной эстетике, плавно перетекая в постпостмодернизм. Однако на данный момент культура все еще переживает кризис исчерпанных идей, пытаясь погрузиться все глубже в повседневность. На мой взгляд, современная культура и искусство требуют большего шага назад, чем позволяет постмодерн, и некоего нового Ренессанса, обращения к классике, структурализму, чтобы компенсировать профанизированную эстетику постмодерна классическими представлениями об изяществе, доступными не всем. Это помогло бы обновить взгляды, обратиться к новым идеям и сделать эстетическое более возвышенным и комплексным. Все обладают своеобразным эстетическим опытом, но отсутствие границ грозит вседозволенностью и включением в возвышенное вообще любых элементов и артефактов, превращая прекрасное в сугубо простое и бытовое. Другими словами, как мне кажется, современная эстетика должна остановиться на пути упрощения и встать на путь усложнения, утончения.
Список использованной литературы
1. Бычков В.В. Эстетика. М., 2002
2. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998
3. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. М., 2000
4. Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1994
Размещено на Allbest.ru