Введение
Говоря об эстетике прошедших веков, мы всегда можем четко выделить художественные стили, образ мышления, особенности эстетического восприятия людей того времени. О современном мире сложно сказать что-то конкретное и определенное, и оттого эта проблема кажется все более и более актуальной. К чему в итоге пришло культурное развитие? В чем особенности эстетике новейшего времени, современности? Огромное влияние на это имело и имеет направление постмодернизма. Эстетика постмодернизма характеризует современные вкусы и представления о прекрасном.
Понятие эстетики
Эстетика может рассматриваться с разных сторон. С одной стороны, мы можем говорить об эксплицитной эстетике, то есть эстетике как науке, дисциплине, которая извне приписывает категории эстетического окружающему миру. Это направление сформировалось к середине XVIII века, но уходит корнями гораздо глубже. С этой точки зрения, термин «эстетика» (от греч. aisthetikos – чувственный) был введен в употребление немецким философом Александром Баумгартеном в своей двухтомной работе «Aesthetica», которая была опубликована в 1750-1758 г.
В его работе эстетика была определена как «наука о низшем уровне познания – чувственном познании, в отличие от высшего – логики» [1] Отсюда можно сделать вывод, что первичными автор признает «эстетические суждения», которые предшествуют суждениям логическим, как ощущение и восприятие предшествует мышлению. Предмет эстетических суждений – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.
Но для данной работы наиболее важной является имплицитная эстетика. В этом понимании эстетика представляется не как наука, а как «особая форма бытия-сознания»[1]. Она относится к бытию каждого человека, связана с его мировосприятием, с источниками и проявлениями прекрасного в мире. С этой точки зрения понятию эстетики можно дать следующее определение:
|
«Эстетика – это наука о гармонии человека с Универсумом; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию»[1] Бычков В.В.
Об эстетике в таком ключе говорили еще в Древней Греции, и справедливо будет сказать, что эстетическая проблематика возникла почти одновременно с проблематикой философской (Бычков В.В., 2002).
Центральными проблемами эстетики можно назвать две: проблема собственно эстетического, то есть прекрасного, возвышенного, и проблема искусства как более широкой категории, как прекрасных творений.
Рассматривая эстетику постмодернизма, необходимо говорить скорее об имплицитной эстетике в контексте обеих проблем. Так как постмодернизм включает в себя и философские представления о том, что есть прекрасно, онтологии прекрасного, так и искусство, которое является одним из важнейших факторов, по которым постмодернизм можно рассматривать в контексте эстетики.
Постмодернизм: характеристика и истоки
Постмодернизм обычно рассматривается как эпоха, как направление мысли и искусства, как философское направление, но в целом представляет собой совокупность и социальных, и политических, и культурных факторов.
Предвестниками постмодернизма являлись постструктурализм и постфрейдизм. Еще в XIXв. Намечается кризис в науке и культуре того времени, который постепенно перетекает в постмодерн, который В.В. Бычков очень точно называет особым «состоянием» гуманитарной науки и искусства. Слияние постструктурализма и представления психоанализа дают приток новым художественно-эстетическим понятиям, на которых начинают основываться философы и деятели искусства того времени. Это такие понятия, как бессознательное, язык, текст, письмо, ризома, шизоанализ (вместо психоанализа), либидозность и др. Это приводит к тому, что оценивается в итоге не только само произведение, но и его связь с бессознательным самого автора, его внутренним миром.
|
Одной из главных категорий новой парадигмы становится такое понятие, как «постмодернисткая чувствительность», которая характеризуется пониманием мира, человека, искусства как смыслового хаоса, к которому нельзя подходить с точки зрения классического структурализма и каких бы то ни было точных формулировок или принципа. Вселенная может рассматриваться только с точки зрения иронии, своеобразной игры чувствования (В.В. Бычков, 2002). О принципиально новом стиле мышления в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар и другие представители философии того времени.
Они рассматривают искусство в одном ряду с другими феноменами культуры и цивилизации. Вся культура признается за «игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов, симулякров и симуляций»[1]
Фактически, постмодернистское искусство рассматривается как повторение искусства прошлого, преломляющееся в свете современных проблем, неопределенности. Это связано с появлением все новых открытий в гуманитарной науке, которые несколько отступают от привычных позитивистских принципов, и делают мир менее предсказуемым, принципиально непознаваемым полностью, всегда оставляющим пространство для интерпретации своих проявлений. Также причина этого в исчерпанности традиционных направлений искусства, идейного застоя в искусстве, появление «общества потребления», о котором говорит Ж. Бодрийяр. Отсутствие нового порождает видоизменение и переработку старых идей с использованием нового контекста и дискурса. Также важным признаком постмодернизма в искусстве является размытость оппозиций между словом и экзистенцией, текстом и телом.
|
В целом, Г.Кюнг выделяет несколько индикаторов постмодернизма в обществе. Он предлагает использовать термин «постмодернизм» не только в применении к искусству, но в применении ко всему всемирно-историческому бытию.
Во-первых, это новой веры в разум и прогресс, которые привели к возникновению доминирующих в обществе и науке сил — естествознания, техники, индустрии и демократии (Маньковская Н.Б., 2000).
Во-вторых, это смена парадигм, то есть замена модернистского европоцентризма постмодернистским глобальным полицентризмом, возникновение «возможности самоуничтожения человечества»[3].
В-третьих, индикатором постмодернизма является кризис прогрессистского мышления, связанный с утратой господствующими силами своей абсолютности и незыблемости.
Это приводит к гуманизации наук, выдвижении прав и свобод, индивидуальных особенностей человека на передний план, преобладание ценностей отдельного человека перед ценностями государств и общества в целом как в науке, так и в искусстве и философии.
Таким образом, постмодернизм – это состояние общества, науки и искусства, берущее начало от постструктурализма и постфрейдизма, характеризующееся размытостью, хаотичностью восприятия мира и человека в целом, постулирующее, что мир не может восприниматься как четкая система, структура, а может рассматриваться только с позиций относительности и субъективности, иронии и игры.
Поскольку, говоря о постмодернизме, мы имеем в виде и философию, и науку, и искусство, мы, как уже было сказано, рассматриваем эстетику постмодернизма в контексте всех этих проявлений.
На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что эстетика постмодерна перестает брать за основу традиционные теории и концепции, и переходит к совершенно новому состоянию. Поэтому можно говорить о таком виде эстетики как о неклассической эстетике.