Проблемы совершенствования безналичных платежей




Проблемы совершенствования можно сгруппировать по определенным признакам: психологические, кадровые, юридические, финансовые. Рассмотрим каждую из них более детально.

Психологические проблемы: Рядовому потребителю чисто психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Собственно, в среде банкиров встречаются две крайние точки зрения. Те, кому свойственна первая из них, считают: "Интернет – это опасно, и нам он не нужен". Позиция вторых противоположна: "Интернет – это чрезвычайно перспективно, и необходимо развивать Интернет-бизнес чего бы нам это ни стоило". Оба радикальных суждения лишь отражают разные стадии, которые обычно проходят люди, начиная знакомиться с Интернетом. Так, абсолютное отрицание целесообразности его использования характерно для тех, кто еще не представляет толком, что же такое эта Сеть. Фанатичная же вера свойственна тем, кто только что узнал об открывающихся горизонтах. Все бы ничего, да вот только последствием первого из заблуждений может стать технологическое отставание банка, а результатом второго – расходование значительных средств без видимой отдачи. Есть единственный верный способ, позволяющий выработать более профессиональное отношение к Интернету, – нужно просто продолжать его освоение, сначала изучая, затем стараясь создать и что-то свое.

Сложнее обстоит дело с обществом в целом. Активная аудитория Сети пока невелика: порядка 800 тыс. – 1 млн. человек (по данным агентства Monitoring.Ru), и почти все представляют несколько крупных городов. Большинство либо пребывает пока в стадии первого заблуждения, либо вообще не думает об Интернете. Конечно, ситуация постепенно меняется (тут и освещение в СМИ, и опыт друзей и знакомых), но все-таки слишком медленно, на что есть множество причин, в том числе и экономических. Тем не менее тот факт, что пользуются банковской системой и работают в Интернете люди наиболее социально активные, вселяет надежду, что их количества будет достаточно хотя бы поначалу, на первых этапах развертывания систем Интернет-банкинга. Что касается психологических трудностей, то к ним следует причислить страх потерять в Сети свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.

Кадровые проблемы: Качество и оперативность решения любой задачи напрямую зависят от квалификации специалистов, которые за нее берутся. Для разработки и сопровождения систем Интернет-банкинга сегодня жизненно необходимы программисты (причем работающие не только в области Интернет-технологий), системные администраторы, Веб-дизайнеры, Веб-программисты, эксперты по компьютерной и коммуникационной защите, экономисты, маркетологи, юристы. Все они должны хорошо представлять себе мир Интернета, что сейчас далеко не всегда достижимо. Очень трудно, например, найти юриста, который является к тому же знатоком электронных коммуникаций, да и стоить он будет недешево. То же самое относится к профессионалам сетевой безопасности. По мере проникновения Сети в повседневную жизнь постепенно появятся смежные профессии, необходимые для деятельности в сфере Интернет-банкинга. Юридические проблемы: К числу проблем, сдерживающих развитие Интернет-банкинга, относится также отсутствие четко сформулированного и систематизированного законодательства как по вопросам защиты и безопасности, так и в области электронной коммерции вообще. Это, разумеется, не останавливает тех, кто всерьез занялся Интернет-бизнесом. Необходимое им юридическое обоснование собственной деятельности они складывают из крупиц информации, которую выискивают в многочисленных законодательных актах, указах и инструкциях. Однако для тех, кто лишь подумывает о новом деле, правовой туман является одним из барьеров на пути в Интернет.

Финансовые проблемы: О том, что новые технологии являют собой активных потребителей финансовых ресурсов, знают все, но вот масштабы потребления представляет себе не каждый. По признаниям пионеров Интернет-банкинга – достаточно раскрученные платежные комплексы станут окупаемыми только через 2-3 года при сохранении динамики роста количества клиентов и увеличения оборота средств.

Если рубеж рентабельности платежных систем пока не пройден, то с продуктами класса "Интернет-Клиент" дело обстоит иначе – они изначально не задумывались как средства прямого повышения прибыли. Их задача – обеспечить качественное обслуживание клиентов. Оценить интегральную отдачу от "Интернет-Клиента" довольно сложно, так как основная ее часть – косвенная выгода. В любом случае тот, кто внедряет систему Интернет-обслуживания, должен быть готов к серьезным затратам, а кроме того, ему следует по возможности точно оценить конечный выигрыш. Чрезвычайно важно здесь избежать ошибочной попытки достичь рентабельности проекта в короткие сроки – за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов.

Интернет не выносит дорогих решений – он рассчитан на массовость и дешевизну сервиса. А вот стоимость самой системы Интернет-банкинга может быть весьма высокой.

Есть еще один важный финансовый аспект Интернет-банкинга – от участника системы электронных расчетов, как правило, требуется резервировать некоторую денежную сумму. Так, в случае межбанковских расчетов зарезервированные средства – это остатки на корреспондентских счетах (размеры остатков могут регламентироваться), для клиентов банка – это лимиты остатков на счетах и т. д. Другими словами, ради удобства онлайновых расчетов часть средств приходится исключать из активного обращения.

К финансовым относится и проблема рентабельности и стоимости микроплатежей. Известно, что через Интернет удобно делать небольшие покупки. Сумма микроплатежей по сложившейся ныне традиции не превышают 1 долл. Умение осуществлять подобные транзакции при невысокой процентной (а не высокой фиксированной) ставке представляется важным достоинством системы с позиции клиентов, но для ее владельцев это означает головную боль с точки зрения рентабельности

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ближайшей перспективе безналичный расчет не вытеснит наличное обращение: к такому выводу пришли участники прошедшей в ноябре 2009 г. III Международной конференции "Наличное денежное обращение: модели, стандарты, тенденции", организованной Ассоциацией региональных банков России и ЗАО "ИПК "ИнтерКрим-пресс".

Несмотря на то, что стремление заменить наличные деньги безналичными еще долго будет руководить умами людей и они будут придумывать альтернативные варианты денег - пластиковые, электронные и др., спрос на наличные деньги будет расти и к 2012 г. количество денежных купюр в России составит порядка 7 млрд листов (сегодня 5,5 млрд листов). Вместе с тем негативные процессы, которые наблюдались в российской экономике в последнее время, - замедление темпов экономического развития, снижение реальных доходов населения, потребительского спроса - привели к сокращению количества наличных денег в обращении. За последний год этот показатель уменьшился на 9,7%.

В этом есть и положительный момент - снижение объема наличных денег в обращении позволило успешно завершить начатую перед кризисом реконструкцию и модернизацию центра по обработке денежной наличности, находящегося в Москве и являющегося крупнейшим в мире.

Социологические исследования, проведенные по инициативе Банка России, показали, что 90,2% россиян оплачивают товары и услуги только наличными деньгами, 8,9% - используют как наличные, так и безналичные платежи.

Следует отметить факторы, влияющие на наличное денежное обращение в России, разделив их на прямые и косвенные. Прямое влияние оказывают: оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, денежные доходы населения, размер средней заработной платы и средней пенсии, уровень безработицы, объем продажи/покупки наличной валюты у физических лиц и другие. К косвенным относятся такие факторы, как уровень ВВП, индексы промышленного производства и потребительских цен, цена на нефть, размер внешнего долга, ставка рефинансирования Банка России, объем вкладов физических лиц в иностранной валюте, курсы доллара и евро к рублю и другие.

В связи с современным финансовым кризисом многие предприятия стали переходить на расчеты путем наличных денежных средств ЦБ РФ зафиксировал снижение объема безналичного обращения до 30%, хотя в малом и среднем бизнесе доля обращения наличности практически полностью заменила безналичную. Снижение безналичных расчетов по сравнению с наличными можно связать с предыдущим кризисом, а также с последствиями 1998г., когда многие коммерческие банки в одно мгновение перестали существовать вместе со счетами и денежными средствами на расчетных счетах, обслуживающихся в них организаций. Хотя, несмотря на прежние страхи, большие стабильно работающие предприятия продолжают пользоваться услугами коммерческих кредитных организаций, исключая соприкосновение с наличностью. В наше время физические и юридические лица полностью не могут перейти на безналичные расчеты, потому что не в каждом торговом центре, магазине или торговой точке возможно воспользоваться пластиковой картой, электронным кошельком или средствами, находящимися на расчетном счете. Хотя современные исследования выявляют тенденции роста количества торговых единиц, которые устанавливают терминал (пользуются услугой эквайринга), в итоге пытаются модифицировать систему оплаты, адаптировать возможность оплаты под современного обывателя.

В настоящее время каждая кредитная организация предлагает обслуживающимся организациям системы зарплатных проектов, корпоративных пластиковых карт; участвует в системе SWIFT, что ускоряет и упрощает безналичный расчет. Также очень важно, что максимальное время, необходимое для оплаты платежа безналичным способом составляет максимум 1 сутки.

 

Список используемых источников:

1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 1) от 30.11.1994 51-ФЗ (ред. от 08.07.1999)- М.: «Консультант» 1999 г.

2. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 2) от 26.01.1996 14-ФЗ - (ред. От17.12.1999) М.: «Консультант» 1999 г.

3. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» Положение ЦБР № 2-П от 03.10.2002г. (в редакции от 03.03.03г.)

4. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» Положение ЦБР от 05 декабря 2002г.» №205-П «Вестник Банка России».

5. Комментарий к Гражданском Кодексу Российской Федерации часть вторая)/Под редакцией Садикова О.Н. -М.: «ИНФРА-М-НОРМА», «Консультант»,1997.

6. Вишневская И.В. «Анализ рынка пластиковых карт». - М.: «Бухгалтерия и банки»,2004.

7. «Деньги, кредит, банки» Уч. Пособие под ред. Проф.Лаврушина О.И. -М.: «Финансы и статистика»,2002г.

8. Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита»- М.: Юнити, 1995г.

9. Лаврушин О.И.» Деньги, кредит, банки». - М.: «Финансы и статистика», 2003г.

10. Михайлов Д.М. «Международные расчеты и гарантии»-М.,ФБК-ПРЕСС,2008г.

11. Пещанская И.В. «Организация деятельности коммерческого банка. Учебное пособие» -М., Инфа-М, 2001г.

12. Смирнов К.А. «Маркетинг на рынке банковских услуг». I часть. - Москва, МСУ (Международный Славянский Университет), 1997.

13. Смирнов К.А. «Маркетинг на рынке банковских услуг». II часть. - Москва, МСУ (Международный Славянский Университет), 1998.

14. Смирнов К.А. «Основы банковского дела». - Москва, МСУ (Международный Славянский Университет), 2009г.

15. Чурин С. «Правовая природа сделок по безналичному переводу денежных средств», Хозяйство и право- 2008г. №4-5.

16. Эрделевский А. «О расчетах по аккредетиву», Хозяйство и право-1997г. № 3.

17. 3 октября 2002 г. N 2-П «Положение о безналичных расчетах Российской Федерации»

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

Рис. 1. Система денежных потоков в экономике

 

 

Территориальные управления Центрального банка РФ
Система коммерческих банков (межбанковские расчёты наличными деньгами)
Предприятия, фирмы, учреждения, организации разных форм собственности (расчёты наличными деньгами между предприятиями, фирмами, учреждениями, организациями)
Население (взаиморасчёты физических лиц наличными деньгами)  
Система расчётно-кассовых центров ЦБ РФ

 

Рис. 2. Схема налично-денежного обращения (на примере России)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: