Железная дорога – зона повышенной опасности.
Основные опасные факторы:
- транспорт (движущийся подвижной состав);
- повышенное скольжение;
- электрический ток.
Вредные факторы:
- не достаточная освещенность;
- повышенная или пониженная температура воздуха;
- повышенный уровень шума;
- электромагнитные излучения;
- повышенный уровень статистического электричества;
- пониженная ионизация воздуха.
Требования безопасности при нахождении на ж/д путях:
- Выход на пути, при производстве работ на путях, в т.ч. следование по пассажирскому парку осуществлять только в сигнальном жилете (застегнутым на все пуговицы или на молнию);
- Ознакомиться с маршрутами служебного прохода;
Маршрут служебного прохода – это маршрут движения работников по территории станции или структурных подразделений к служебным и вспомогательным помещениям и сооружениям, а также от места сбора к зданиям и помещениям, рабочим местам (зонам), к пассажирским платформам и другим остановкам транспорта и оборудованный в соответствии с Техническими требованиями.
- При выходе из помещения в темноту необходимо подождать, пока глаза привыкнут к темноте;
- следовать только по маршруту «Служебный проход»;
- при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от ж/д пути;
- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки («не габаритное место», берегись поезда»);
- при выходе на пути из-за стрелочных постов, платформ и др. сооружений ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава;
- после прохода поезда, перед выходом на путь, необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд;
|
- Переходить через пути следует по специально устроенным, обозначенным и освещаемым (в темное время суток) переходам. Переход оборудуют настилами, расположенными на уровне головки рельса и обозначают указательными знаками с надписью «Переход». Запрещается переходить через пути в местах устройства стрелочных переводов.
- Прежде чем вступить на путь, необходимо убедиться, что и с одной и с другой стороны нет приближающегося подвижного состава. Переходить пути следует только под прямым углом. На головки рельс нельзя наступать ногами.
- Пути, занятые вагонами и не огражденные (в установленном порядке) сигналами остановки, запрещается переходить под вагонами, под автосцепкой или через автосцепку. В случае такой необходимости надо воспользоваться тормозной площадкой вагона или обходить стоящие вагоны на расстоянии не менее 5 м от автосцепки, если расцеплены группы вагонов, то между автосцепками крайних вагонов должно быть не менее 10 метров.
10 м
- Если путь занят подвижным составом, следует воспользоваться проходными площадками и тамбурами, визуально убедившись в исправности поручней и ступеней.
- Запрещается перебегать пути перед приближающимся поездом, так как для перехода через путь требуется 5…6 с, а поезд, следующий со скоростью 90 км/ч за 1 с преодолевает расстояние, равное 25 м (150 м за 6 с). Для обеспечения полной безопасности при переходе через пути на крупных станциях устраивают пешеходные мосты и подземные переходы.
|
Проход вдоль путей
Для прохода вдоль путей на территории крупных станций устраивают и обозначают маршруты служебных проходов. В отдельных случаях ходить вдоль путей можно посередине широкого междупутья. При этом необходимо внимательно следить за движением поездов и маневровых составов по смежным путям, а также за состоянием междупутья. Если работник, проходя вдоль путей, несет длинный предмет, то располагать его надо параллельно рельсам. При приближении подвижного состава по смежному пути предмет следует положить на междупутье и отойти на безопасное расстояние, чтобы пропустить состав. Запрещается:
- ходить между рельсами, по концам шпал, внутри рельсовой колеи, а также по обочине пути на расстоянии ближе 2 м до ближайшего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижением подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, т.к. в указанных местах прохода могут находится предельные пикетные столбики, а также другие препятствия;
- переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же в след за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему пути движется встречный поезд;
- подлезать под вагоны;
- становится или садиться на рельсы;
- при проходе ж/д путей наступать на головки рельсов;
- вести личные разговоры по телефону, использовать наушники и другую гарнитуру;
- находится в местах отмеченных знаком «негабаритное место;
- переходить пути в местах стрелочных переводов.
Следовать на работу и обратно разрешается только в стороне от пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от рельса под наблюдением руководителя работ или специально назначенного работника. В случаях, когда пройти в стороне от пути или по обочине невозможно, например во время снежных заносов, допускается проход рабочих по пути, но при этом должны быть приняты необходимые меры предосторожности (посмотреть по сторонам, быть в сигнальном жилете). На двухпутном участке следует идти навстречу правильному движению поездов. При приближении поезда рабочие заблаговременно отводятся в сторону от рельсовой колеи (на участках со скоростью движения до 120 км/ч — на расстояние не менее 2 м от ближайшего рельса; со скоростью свыше 120 км/ч — не менее 4 м). При проходе поезда по соседнему пути, рабочих также отводят от рельсовой колеи на указанные расстояния. Руководитель работ обязан предупреждать рабочих об особой осторожности и следить за тем, чтобы они шли по одному (друг за другом) или по два человека в ряду, не отставая. Впереди группы идет специально выделенный и проинструктированный рабочий, ограждающий группу развернутым красным флагом (днем) и фонарем с красным огнем (ночью). Руководитель работ должен находиться сзади группы, также ограждая ее сигналами остановки.
|
В условиях плохой видимости, а также при проходе вдоль путей с глубокими выемками и кривыми малого радиуса, в глубоких выемках, кривых малого радиуса, лесистой или застроенной местности руководитель работ должен выделить еще двух сигналистов. Один сигналист следует впереди, другой — сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден на расстоянии не менее 500 м от идущей группы. Они оповещают рабочих о приближении поезда с помощью рожка. Днем сигналисты должны идти с развернутым красным флагом, а ночью — с красным огнём ручного фонаря. Они должны ограждать идущую группу до тех пор, пока рабочие не сойдут с пути.
Пропуск поездов.
Для обеспечения личной безопасности, пропуская поезд, маневровый состав, движущийся локомотив или специальные путевые машины, необходимо стоять на безопасном расстоянии от пути, лицом к пути, с полуоборотом головы навстречу движению. При этом следует внимательно наблюдать за состоянием локомотива, вагонов, груза на открытом подвижном составе и в случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения или жизни людей, принять меры к остановке состава.