Внешний облик и состояние двигательной сферы.




Л.В. Шпак, Т.Б. Сапончик.

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изу­чению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М.: Институт обще­гуманитарных исследований, В. Секачев, 2002 — 112 с., илл.

ISBN 5-88230-073-8

В работе освещаются вопросы психолого-педагогического изучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются содержание и методы изучения. Приводятся конспекты «выявляющих» уроков на пер­вые две недели (первый год обучения).

•£ С.Д. Забрамная. Т.Н. Исаева. 2002 © МОИ. оформление. 2002. © В. Секачев. издание. 2002.


Забрамная С. Д. Исаева Т. Н,

ИЗУЧАЕМ ОБУЧАЯ

РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Институт общегуманитарных исследований,

В. Секачёв Москва 2002


Введение

Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые проблемы возникают с теми, которые страдают тяжелой умственной отсталостью (в прежней терминологии — имбецильностью),. сопровождающей­ся отклонениями в двигательной сфере {в том числе последствиями ДЦП и др.), в сенсорной, в эмоционально-волевой сфере и поведении, что может быть ре­зультатом того или иного заболевания (аутизма, шизофрении, эпилепсии и др.). Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего'развития.

Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, на­правленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплек­сном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии на­учно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Понятно, что помощь должна начинаться как можно раньше, а это связано с ранней диагностикой умственной отсталости. Причем важно не про­сто констатировать наличие у ребенка интеллектуального недоразвития, но и установить степень, характер и структуру дефекта. Задачи медицинского об­следования решают врачи. Психологи и педагоги-дефектологи должны опреде­лить образовательно-воспитательный «маршрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррек-ционном учреждении.

Для этого надо знать актуальные и потенциальные психофизические воз­можности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогичес­кие технологии. Удастся прослеживать динамику и становление формируемых функций. И в этом большое практическое значение психолого-педагогической диагностики.

В предлагаемых «Рекомендациях по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью» содержатся материалы из опыта нашей работы по проведению психолого-педагогического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом мы учитывали уже имеющиеся теоретические знания и практический опыт специалистов, занимающихся этой проблемой, взгляды ко­торых мы разделяем (см. список литературы).

Необходимо отметить, что при создании настоящего пособия мы не ставили задач дифференциальной диагностики и ориентировались не на психологов, владеющих специальными психологическими методами, а исходили из сугубо практических задач оказания помощи учителям и воспитателям в их повсед­невной работе с детьми на начальных этапах обучения. Мы стремились к цело­стному видению ребенка через выявление сформированности отдельных составляющих его психофизического развития и старались показать, как этого можно, добиться. Для нас важно было обратить внимание на те качества лично­сти ребенка, сферы деятельности, которые позволят лучше понять его и наме­тить стратегию работы.


Содержание и методы психолого-педагогического

Когда умственно отсталые дети достигают школьного возраста, требуется определить форму, содержание и методы их обучения. Для этого необходимо прежде всего выявить степень зрелости ребенка, от которой зависит продук­тивность всех видов его деятельности. Важно знать не только глубину и струк­туру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адек­ватный охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиеничес­кие условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.). Важным показателем готовности к школьному обучению является сформированность двигательной сферы (общая координация движений и умение управлять своим телом; тонкая моторика рук). Необходимо также установить бытовой и соци­альный опыт ребенка (навыки самообслуживания; элементарные представле­ния о себе, окружающих; умение вступать в общение со сверстниками, взрослыми; понимание ситуаций и адекватность поведения и т.д.). В ходе на­блюдения за игровой и предметно-практической деятельностью следует про­анализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности детей (внимание, восприятие, представления). Особое внимание при этом уделить состоянию речи (понимание обращенной речи; пассивный и активный словарный запас; звукопроизношение; наличие фразовой речи). Необходимо выявить сформированность эмоциональной сфе­ры и способность к саморегуляции, являющиеся важнейшими показателями психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы получить все эти сведения о ребенке, целесообразно пользоваться следующими методами изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент (включение заданий диаг­ностического характера в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их совокуп­ность. Форма изучения может быть индивидуальной и групповой.

В помощь учителям и воспитателям приводим программу психолого-педаго­гического изучения детей.


Программа психолого-педагогического изучения детей


 


Содержание изучения:


Методы изучения:


 


I. Общие сведения о ребенке: Фамилия, имя, дата рождения. Год по­ступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учреждениях и каких. Если прибыл из школы, то в каких классах и сколько лет обу­чался.


Изучение документации.


 


II. История развития: Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды, вовремя ли ро­дился. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.


Беседа врача с родителями. Изучение документации.


 


III. Се*мья ребенка: Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Материаль­ные условия жизни; занятия роди­телей. Отношение членов семьи к ребенку.


Беседа с родителями.


 


IV. Физическое состояние ребенка: Изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности в осан­ке и т.д.)- Нарушение движений, пара­лич, парезы; стереотипные и навязчи­вые движения в жестах, мимике, у Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания);


Наблюдение во время занятий, во вре­мя игр и т.д. Обследование врачом. Изучение медицинской документа­ции. Специальные исследования.


 


"V. Особенности познавательной деятельности ребенка: 1) Особенности речи: понимание ус­тной речи (обращенных вопросов, указаний, объяснений). Наличие связной речи. Дефекты произноше­ния. Запас слов, грамматический строй речи. Нет ли болтливости, не­целенаправленной речи. Эмоцио­нальная окраска речи.


Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком.



Понимание письменной речи (тек­стов книг, таблиц и т.д.)


Изучение письменных работ.


 


2) Особенности внимания. Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. Легко ли переключается с одного вида де­ятельности на другой,


Наблюдения за ребенком на заня­тиях и в свободное от занятий время. Обследование с помощью экспери­ментально-психологических мето­дик.


 


3) Особенности восприятия. Активность восприятия, объем вос­приятия. Восприятие величины, фор­мы, цвета, положения в пространстве, восприятие времени. Наличие ил­люзий, галлюцинаций.


Наблюдения за ребенком на заня­тиях и в свободное от занятий время. Психолого-педагогическое обсле­дование специальными методиками.


 


4) Особенности мышления. Понимание окружающей обстановки, нет ли помраченности сознания. Знание названий и назначения про­стейших предметов. Соотношение реальных предметов с их изображе­нием на картине. Понимание содер-жания картин. Умение самостоятельно понять содержание текста. Умение сравнивать предме­ты с целью выявления сходства и различий. Умение классифицировать предметы и делать простые обобще­ния. Понимание причинно-след­ственных зависимостей. Характер процессов анализа, синтеза, обобще­ния,


Наблюдения за ребенком на заня­тиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обсле­дование специальными методиками.


 


5) Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (эмоци­ональная, образная, словесно-логи­ческая), способность к произвольному запоминанию. Быстрота запомина­ния. Прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Характер припоминания. Преобладает механическая или сло­весно-логическая, опосредствован­ная память.


Наблюдения за ребенком на заня­тиях и в играх.

Обследование с помощью экспери­ментально-психологических мето­дик.



6) Познавательные интересы. Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам). Отношение к отдельным учебным занятиям.


Индивидуальные беседы с детьми. Наблюдения за ребенком на заня­тиях и в свободное от занятий время. Изучение творческих работ детей.


 


VI. Эмоционально-волевая дея­тельность.

Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное). Реакция на про­исходящее вокруг. Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. Адекватность эмоци­онального реагирования. Способ­ность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д.


Наблюдения за ребенком на заня-^ тиях, вне занятий, в играх и т.д.


 


•VII. Особенности личности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. Наличие чувства долга и ответствен­ности.

Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя ребенок в учеб­ной, трудовой и игровой деятельно­сти. Взаимоотношения с коллекти­вом. Самооценка и уровень притязаний. Разрушительные на­клонности, склонность к бродяжни­честву, онанизм и т.д.


Наблюдения за ребенком в различ­ных ситуациях.


Уточним некоторые разделы этой программы и раскроем основные критерии, ко­торые следует учитывать при оценке полученных при изучении материалов.

При первой же встрече с ребенком следует отметить:

Внешний облик и состояние двигательной сферы.

Есть ли дефекты физического развития. Координированность движений. Свобод­но передвигается или с помощью взрослых. Если что-то настораживает, предложить дополнительные задания типа: встать на правую (левую) ногу; попрыгать поперемен­но на одной и на двух ногах; присесть; пробежать; выполнить движение по подража­нию (различные позы с участием рук, ног, наклонов туловища и т.д.); поймать мяч при бросании и катящийся по полу и др. При наблюдении за мелкой моторикой руки обратить внимание на то, какая рука ведущая; на силу руки (может ли сломать шпа­тель, согнуть алюминиевую проволоку, разорвать плотную бумагу, сжать резиновое кольцо-эспандер и т.д.); на ловкость захвата крупных и мелких предметов, способ­ность шнуровать, простукивать карандашом по нарисованным кружкам, нанизывать на стержень кольца, обводить карандашом, штриховать и т.д.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: