Л.В. Шпак, Т.Б. Сапончик.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002 — 112 с., илл.
ISBN 5-88230-073-8
В работе освещаются вопросы психолого-педагогического изучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются содержание и методы изучения. Приводятся конспекты «выявляющих» уроков на первые две недели (первый год обучения).
•£ С.Д. Забрамная. Т.Н. Исаева. 2002 © МОИ. оформление. 2002. © В. Секачев. издание. 2002.
Забрамная С. Д. Исаева Т. Н,
ИЗУЧАЕМ ОБУЧАЯ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Институт общегуманитарных исследований,
В. Секачёв Москва 2002
Введение
Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые проблемы возникают с теми, которые страдают тяжелой умственной отсталостью (в прежней терминологии — имбецильностью),. сопровождающейся отклонениями в двигательной сфере {в том числе последствиями ДЦП и др.), в сенсорной, в эмоционально-волевой сфере и поведении, что может быть результатом того или иного заболевания (аутизма, шизофрении, эпилепсии и др.). Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего'развития.
Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Понятно, что помощь должна начинаться как можно раньше, а это связано с ранней диагностикой умственной отсталости. Причем важно не просто констатировать наличие у ребенка интеллектуального недоразвития, но и установить степень, характер и структуру дефекта. Задачи медицинского обследования решают врачи. Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «маршрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррек-ционном учреждении.
|
Для этого надо знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Удастся прослеживать динамику и становление формируемых функций. И в этом большое практическое значение психолого-педагогической диагностики.
В предлагаемых «Рекомендациях по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью» содержатся материалы из опыта нашей работы по проведению психолого-педагогического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом мы учитывали уже имеющиеся теоретические знания и практический опыт специалистов, занимающихся этой проблемой, взгляды которых мы разделяем (см. список литературы).
|
Необходимо отметить, что при создании настоящего пособия мы не ставили задач дифференциальной диагностики и ориентировались не на психологов, владеющих специальными психологическими методами, а исходили из сугубо практических задач оказания помощи учителям и воспитателям в их повседневной работе с детьми на начальных этапах обучения. Мы стремились к целостному видению ребенка через выявление сформированности отдельных составляющих его психофизического развития и старались показать, как этого можно, добиться. Для нас важно было обратить внимание на те качества личности ребенка, сферы деятельности, которые позволят лучше понять его и наметить стратегию работы.
Содержание и методы психолого-педагогического
Когда умственно отсталые дети достигают школьного возраста, требуется определить форму, содержание и методы их обучения. Для этого необходимо прежде всего выявить степень зрелости ребенка, от которой зависит продуктивность всех видов его деятельности. Важно знать не только глубину и структуру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адекватный охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.). Важным показателем готовности к школьному обучению является сформированность двигательной сферы (общая координация движений и умение управлять своим телом; тонкая моторика рук). Необходимо также установить бытовой и социальный опыт ребенка (навыки самообслуживания; элементарные представления о себе, окружающих; умение вступать в общение со сверстниками, взрослыми; понимание ситуаций и адекватность поведения и т.д.). В ходе наблюдения за игровой и предметно-практической деятельностью следует проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности детей (внимание, восприятие, представления). Особое внимание при этом уделить состоянию речи (понимание обращенной речи; пассивный и активный словарный запас; звукопроизношение; наличие фразовой речи). Необходимо выявить сформированность эмоциональной сферы и способность к саморегуляции, являющиеся важнейшими показателями психологической готовности ребенка к школьному обучению.
|
Чтобы получить все эти сведения о ребенке, целесообразно пользоваться следующими методами изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент (включение заданий диагностического характера в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их совокупность. Форма изучения может быть индивидуальной и групповой.
В помощь учителям и воспитателям приводим программу психолого-педагогического изучения детей.
Программа психолого-педагогического изучения детей
Содержание изучения:
Методы изучения:
I. Общие сведения о ребенке: Фамилия, имя, дата рождения. Год поступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учреждениях и каких. Если прибыл из школы, то в каких классах и сколько лет обучался.
Изучение документации.
II. История развития: Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды, вовремя ли родился. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.
Беседа врача с родителями. Изучение документации.
III. Се*мья ребенка: Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни; занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.
Беседа с родителями.
IV. Физическое состояние ребенка: Изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности в осанке и т.д.)- Нарушение движений, паралич, парезы; стереотипные и навязчивые движения в жестах, мимике, у Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания);
Наблюдение во время занятий, во время игр и т.д. Обследование врачом. Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
"V. Особенности познавательной деятельности ребенка: 1) Особенности речи: понимание устной речи (обращенных вопросов, указаний, объяснений). Наличие связной речи. Дефекты произношения. Запас слов, грамматический строй речи. Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи. Эмоциональная окраска речи.
Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком.
Понимание письменной речи (текстов книг, таблиц и т.д.)
Изучение письменных работ.
2) Особенности внимания. Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой,
Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
3) Особенности восприятия. Активность восприятия, объем восприятия. Восприятие величины, формы, цвета, положения в пространстве, восприятие времени. Наличие иллюзий, галлюцинаций.
Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.
4) Особенности мышления. Понимание окружающей обстановки, нет ли помраченности сознания. Знание названий и назначения простейших предметов. Соотношение реальных предметов с их изображением на картине. Понимание содер-жания картин. Умение самостоятельно понять содержание текста. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий. Умение классифицировать предметы и делать простые обобщения. Понимание причинно-следственных зависимостей. Характер процессов анализа, синтеза, обобщения,
Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.
5) Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (эмоциональная, образная, словесно-логическая), способность к произвольному запоминанию. Быстрота запоминания. Прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Характер припоминания. Преобладает механическая или словесно-логическая, опосредствованная память.
Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх.
Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.
6) Познавательные интересы. Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам). Отношение к отдельным учебным занятиям.
Индивидуальные беседы с детьми. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Изучение творческих работ детей.
VI. Эмоционально-волевая деятельность.
Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное). Реакция на происходящее вокруг. Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. Адекватность эмоционального реагирования. Способность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д.
Наблюдения за ребенком на заня-^ тиях, вне занятий, в играх и т.д.
•VII. Особенности личности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. Наличие чувства долга и ответственности.
Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя ребенок в учебной, трудовой и игровой деятельности. Взаимоотношения с коллективом. Самооценка и уровень притязаний. Разрушительные наклонности, склонность к бродяжничеству, онанизм и т.д.
Наблюдения за ребенком в различных ситуациях.
Уточним некоторые разделы этой программы и раскроем основные критерии, которые следует учитывать при оценке полученных при изучении материалов.
При первой же встрече с ребенком следует отметить:
Внешний облик и состояние двигательной сферы.
Есть ли дефекты физического развития. Координированность движений. Свободно передвигается или с помощью взрослых. Если что-то настораживает, предложить дополнительные задания типа: встать на правую (левую) ногу; попрыгать попеременно на одной и на двух ногах; присесть; пробежать; выполнить движение по подражанию (различные позы с участием рук, ног, наклонов туловища и т.д.); поймать мяч при бросании и катящийся по полу и др. При наблюдении за мелкой моторикой руки обратить внимание на то, какая рука ведущая; на силу руки (может ли сломать шпатель, согнуть алюминиевую проволоку, разорвать плотную бумагу, сжать резиновое кольцо-эспандер и т.д.); на ловкость захвата крупных и мелких предметов, способность шнуровать, простукивать карандашом по нарисованным кружкам, нанизывать на стержень кольца, обводить карандашом, штриховать и т.д.