Является ли слово сигналом к действию. Понимание логико-грамматических конструкций. Какой объем речевой инструкции доступен восприятию и пониманию: одноступенчатый — «Дай», «Смотри» и т.д.; двухступенчатый — «Закрой дверь», «Принеси мяч» и т.д. Требуется ли сопровождение устной инструкции показом. Наличие фразовой речи. Пассивный и активный словарный запас ребенка.
Характер деятельности (подробно будет раскрыто при описании конкрет
ных заданий). •
Проявление интереса к предлагаемому заданию (радость, удовольствие, безразличие). Стойкость интереса (сохраняется до конца работы или быстро угасает). Отношение к деятельности (старательность, аккуратность, небрежность, безразличие и др.). Целенаправленность (умение удерживать инструкцию и цель, работать в соответствии с ней, нет ли «соскальзывания» с правильно начатого вьшолнения на другое задание). Умение планировать свою деятельность. Особенно важно отметить то, как осуществляется деятельность: совместно со взрослым, по подражанию, образцу или f самостоятельно. Способен ли ребенок к самоконтролю и может ли исправить ошибку. Волевые усилия, волевое напряжение, доведение работы до конца. Сформиро-ванность произвольной деятельности. Способен ли использовать помощь и какая мера и форма помощи требуется (организующая, направляющая, разъясняющая, совместное выполнение). Осуществляет ли перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание. Именно этот показатель является главным при установлении обучаемости ребенка.
В ходе дальнейшего изучения детей при наблюдении за ними в различных видах деятельности и при специальном индивидуальном психолого-педагогическом обследовании необходимо более полно выявить также и качественные особенности таких базовых основ познавательной деятельности, как внимание (концентрация, сосредоточенность, устойчивость, распределенность, переключаемость); восприятие сенсорных эталонов (величина, форма, т^вет), пространственную ориентировку (на себе, на листе бумаги, в помещении, на улице и т.д.); представления (о себе, ближайшем окружении, временах года и т.д.); память (какая память преобладает, что лучше запоминает: цифры, слова, стихи, тексты, образы). Способен ли к опосредованному запоминанию и воспроизведению. При характеристике мышления важно определить понимание окружающей обстановки, знание названий и назначения простейших предметов и соотнесение реальных предметов с изображением их на картине. Понимание простейших по содержанию картин, текстов. Способность сравнивать знакомые предметы (находить сходство, различие); проводить классификацию и делать простые обобщения. Характер процессов анализа, синтеза, обрбщения. Исследование речи включает выявление дефектов звукопроизношения, фонематический слух, грамматический строй речи, словарный запас, наличие связной речи. Отмечается эмоциональная окраска речи.
|
Необходимо отметить, что при изучении актуального уровня развития детей очень важно учитывать не столько возраст, сколько предшествующую работу с ними,,
внимание, которое уделялось ребенку в семье, в детском учреждении (прививались ли навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда; сообщались ли элементарные сведения об окружающем; приучали ли к правильному поведению и общению с другими детьми и взрослыми; уделялось ли внимание физическому развитию и тл)-
|
Использование специальных заданий диагностического характера
Для получения сведений о ребенке и затем на основе их составлении индивидуальной программы обучения и развития предлагаем использовать следующие примерные задания, которые желательно проводить в игровой занимательной форме, включая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми. Наша главная задача показать, что может быть выявлено у ребенка с помощью данного задания.
Пирамида из шести колец.
Оборудование: две пирамиды с кольцами разнбй величины, разного цвета и конфигурации (в одной кольца круглые, в другой — квадратной формы).
Процедура проведения:
Что выявляется:
Перед ребенком ставится пирамида.
— эмоциональная реакция (проявляет интерес, выраженное удовольствие, безразличие);
Кольца снимаются на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надеть колечки») или с показом.
— понимание инструкции (начина
ет надевать кольца на стержень
или бессмысленно перекладывает
их, бросает, сначала надевает кол
пачок и т.п.);
— нет ли отказа от работы;
— ручная умелость (как берет коль
ца, может ли надеть кольцо на стер
жень пирамиды, ловкость движе
ний, нет ли тремора и т.д.);
— способ собирания пирамиды
(зрительное соотнесение, путем
проб, наугад);
— учитывает величину колец (по
нимание признака величины);
Если ребенок не учитывает признак величины при собирании пирамиды, ему оказывается помощь: предлагают разложить на столе кольца от большого к маленькому. Показать самое большое, самое маленькое. Сделать выбор из двух близких по величине колец. | — сравнение и дифференциация по одному признаку; |
Ребенка просят показать красное, синее, зеленое, желтое кольцо. | — различение цветов; |
Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показываются все кольца поочередно). | — знание названий основных цветов; |
Для того, чтобы уточнить способен ли ребенок осуществить перенос показанного способа действий на аналогичное задание, ему предлагается другая пирамида. | — влияние помощи, обучаемость. — способность найти и исправить ошибочные действия. |
Предметные и геометрические вкладки
|
Оборудование: две доски-вкладки с изображением на одной знакомых предметов, на другой — геометрических фигур (см. Приложение, табл. 1, 2).
Процедура проведения: Что выявляется: Перед ребенком кладут доску с — проявление интереса, эмоцио-изображением предметов нальная реакция; Вкладки вынимаются и ребенку — понимание инструкции; предлагают положить их на свое -нет ли отказа от работы; место. — какой инструкции достаточно для понимания задания (устной, с показом образца начала действий); — какая помощь требуется (организующая, направляющая, со.-вместное выполнение); — способ деятельности (зрительное соотнесение, путем проб, неадекватное заталкивание в прорези); — состояние моторики: ловкость захвата вкладок; |
— сосредоточенность в процессе работы; — способность находить сходство вкладки-изображения предмета с его контурными прорезями на доске; | |
Ребенка просят показать изображение каждого предмета на вкладке. | — запас сведений об окружающем; |
Ребенка просят назвать предъявляемый ему предмет. | — словарный запас; |
Аналогичная работа проводится с доской, имеющей геометрические вкладки (называть фигуры не требуется, только найти похожую фигуру и положить ее в соответствующую прорезь). | — способность устанавливать сходства фигур с разрезами на доске и осуществлять выбор геометрических фигур. |
Найти такую же картинку Оборудование: набор парных картинок с изображением знакомых детям предметов (см. Приложение, таблЗ). | |
Процедура проведения: | Что выявляется: |
Перед ребенком раскладывают 4 знакомых изображения (мяч, собака, шапка, кружка}. | — проявление интереса, эмоциональная реакция; |
Ребенка просят показать по названию предмета его изображение. Затем спрашивают: «Что это?» | — понимание инструкции; — привлекается ли внимание и насколько оно стойко; — соотносит ли слово с изображением и может ли дифференцировать изображения; |
Затем показывают парную картинку (например, мяч) и просят дать такую же. | — сформированное^ понятия тождества; — находит ли общее в одинаковых изображениях на основе зрительного анализа; — процессы сравнения; — целенаправленность в работе; |
Эту работу можно проводить на реальных предметах (игрушках). | — понимание названия используемых предметов (игрушек) и словесного обозначения действий с ними. |
Разрезные картинки
Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на две,, три и четыре части (см. Приложение, табл. 4, 5, 6).
Процедура проведения:
Что выявляется:
Перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части и спрашивают, что изображено.
— проявление интереса;
— эмоциональная реакция на сам
факт обследования;
— узнавание предметов, которые ре
бенок уже видел раньше;
Затем картинку «ломают» и кладут части отдельно в разном положении на плоскости.
Инструкция: «Сложи картинку», «Что должно получиться? » (это уже первая доза помощи, если ребенок не начинает работу).
— понимание инструкции и цели за
дания;
— умение оперировать образами, ви
деть целое на основе составляющих
частей;
— сформированность наглядно-
действенного и наглядно-образного
мышления, комбинаторных способ
ностей;
— использование помощи (доста
точно организующей или нужен по
каз, разъяснение, совместное
выполнение, постоянная стимуляция);
— способ деятельности (нет ли не
лепых попыток);
— наличие и стойкость интереса;
— волевые усилия (доводит ли до
конца начатую работу);
— эмоциональная реакция- на ре
зультат (радуется, огорчается, злится
и т.д.);
— состояние мелкой моторики (зах
ват картинки всеми пальцами, смен
ная или ловко тремя пальцами);
После этой картинки предлагаются другие, разрезанные на три и четыре части по вертикали и горизонтали, с которыми строится аналогичная работа.
— нет ли тех же ошибок, что и в работе с предыдущей картинкой.
Расположение объектов на листе (на столе, на парте и т.п.)
Оборудование: счетные палочки (6 штук: 2 синих, 2 зеленых, 2 красных) и объемные предметы (ластик, ручка, книга, круглая пуговица).
Процедура проведения:
Что выявляется:
Перед ребенком кладут 6 палочек и просят взять себе одну из них.
— проявление интереса;
— нет ли неадекватного «хватания»,
разбрасывания палочек;
— понимание инструкции;
— различение цветов, знание назва
ния цвета;
— выделение одного предмета из
множества;
— сформированное^ понятия ко
личества;
— понимание тождества (установ
ление сходства по цвету);
Вопросы:
«(Какую палочку ты взял(а)? » «Сколько у тебя палочек? » «Дай мне такую же палочку».
Затем такие же вопросы и задания даются при выборе остальных палочек.
— способность осуществлять перенос на аналогичные задания;
После этого предлагается выполнить следующие задания:
1) Инструкция: Будем раскладывать палочки вместе. Делай как я. Берем красную палочку и кладем ее. Берем зеленую палочку и кладем сверху. Синюю палочку кладем вниз. «Смотри, у нас одинаково».
— способность к совместной работе
по подражанию;
— эмоциональная реакция;
— состояние мелкой моторики;
2) Затем постройка ребенка разрушается. Инструкция: Сделай как у меня.
— способность выполнять действия по образцу;
3) Обе постройки разрушаются. Инструкция: Вспомни, как у нас было и построй так же.
— характер анализа, синтеза, срав
нения;
— зрительная память;
— способность выполнять действия
самостоятельно;.
Пересчитай свои палочки (три палочки).
— способность к осознанному пе
ресчету (соотнесение называемого
числа с палочкой);
— как пересчитывает: зрительно или
пальчиками дотрагивается до палоч
ки;
Скажи (покажи) какая палочка вверху, какая внизу.
— сформированность понятий вверху,
внизу;
— дифференциация слов, обознача
ющих направления;
После работы с палочками выполняется задание с предметами. На столе раскладывают знакомые предметы и проверяют знание их.
— наличие интереса и желание за
ниматься;
— понимание инструкций;
— понимание предлогов, обознача
ющих пространственные отношения;
«Покажи книгу, пуговицу, ластик, ручку». Затем берут книгу и кладут ее перед ребенком. Инструкция: «Возьми пуговицу и положи ее на книгу или сверху книги». «Положи ручку слева от книги» и т.д.
Дополнительные вопросы; «Где лежит пуговица? » «Где лежит ручка? » «Что лежит справа от книги? »
— может ли ребенок сам обозначить местоположение предмета;
В тех случаях, когда предлагаемое задание явно сложно для ребенка, выявить его представления о простран-'стве можно на более простых игровых заданияхтипа: Покажи где у тебя глаза, уши, рот, нос, ноги, руки.
А где у куклы глаза, уши, нос и т.д. Затем дают мишку, зайчика и, показывая части тела, спрашивают, что это (нога, глаза и т.д.).
знание частей тела и название их.
Нелепицы («Что не так?»)
Оборудование: картинки с ошибочным изображением знакомых предметов и ситуаций (На кровати вытянулась собака, а мальчик спит под кроватью. Кошка с крыльями летает, Две девочки играют, но вместо мяча ловят чайник (см. Приложение, табл. 7, 8, 9).
Процедура проведения:
Что выявляется:
Перед ребенком кладут картинку, на которой изображена нелепая ситуация (ситуации предлагаются поочередно на отдельных табличках), Если ребенок не понимает задания, оказывается помощь. Помощь: «Посмотри, что не так»; «Кто должен спать на кровати: мальчик или собака?» Эмоционально: «Бедный мальчик, ему плохо под кроватью. Где он должен спать?»
— способность ребенка к самосто
ятельному рассматриванию;
— понимание нелепости изобра
женного и адекватность эмоцио
нальной реакции;
— запас сведений об окружающем;
— влияние и мера помощи (наводя
щий вопрос, уточнение, интонационная
подсказка верного решения и т.д.).
Изучение учащихся на уроках в первые две недели
В тех случаях, когда учитель принимает новый класс учащихся, первые две недели должны носить диагностический характер. В этот период основная цель — изучение состава детей в классе. Необходимо получить максимальные сведения о сфор-мированности базовых психических функций, эмоциональной сферы, способности к произвольности поведения. Изучение детей проходит в естественных условиях. Занятия строятся по принципу «выявляющих уроков»1 с включением в них специальных диагностических заданий. Не нарушая хода урока, учитель имеет возможность с помощью этих заданий получить необходимые ему сведения. От учителя не требуется особого^ времени, так как изучение проходит в ходе учебного процесса, в соответствии с принятым учебным планом для Детей с тяжелой умственной отсталостью. Важно только четко представлять, что мы хотим узнать о ребенке и предлагать ему соответствующие задания. В помощь учителю приводим образцы уроков на первые две диагностические недели. Все уроки носят комбинированный характер. В них выявляются сведения из смежных областей знаний (например, на уроке письма можно установить ориентировку на листе бумаги, различение цвета, действия по образцу и т.д.). В уроках лишь названы отдельные темы, позволяющие выявить у ребенка необходимые на первых этапах обучения сведения. В дальнейшем при систематическом обучении в соответствии с учебной программой эти темы получат свое развитие.
При построении выявляющих уроков мы учитывали одну из очень важных особенностей детей, с тяжелой умственной отсталостью - несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество со
1 Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.
14 -
взрослым. Учитывая эту особенность, считаем целесообразным начинать, знакомство с детьми с занятий, включающих в себя игровые ситуации, которые пробуждают у них интерес к различным видам деятельности и взаимному общению, В связи с тем, что задачей первых двух недель было выявление у детей того, что сформировано, получение максимального представления об актуальном уровне развития каждого ребенка, мы включали в уроки задания диагностического характера разной направленности и сложности.
При этом мы предполагаем, что эти задания не для всех учащихся окажутся посильными, так как психофизические возможности детей с тяжелой умственной отсталостью крайне разнородны. Так, для одних детей достаточно помощи в виде показа и направляющих действий, для других даже совместное выполнение со рзрослым непосильно, кто-то уже может пользоваться кистью и красками, а кто-то не умеет еще держать карандаш и т.д. Но именно это должен как можно раньше выявить учитель, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому ребенку.
Следует подчеркнуть, что предложенные нами уроки являются лишь примерным образцом, которым может воспользоваться учитель. Безусловно, учитель в зависимости от состава учащихся в классе подбирает те или иные задания, В ряде случаев учитель использует свои аналогичные или другие задания.
Приводим примерные образцы конспектов уроков на первые две недели учебного года.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
Понедельник Развитие речи.
Тема. Знакомство детей с педагогом, друг с другом, классом. Оборудование: картина «Классная комната» (см. Приложение, табл.10).
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Учитель сообщает детям свое имя, отчество, фамилию. Затем просит каждого ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст (по возможности).
— понимание обращенной речи;
— сведения ребенка о себе;
2. Рассматривание классной ком
наты (стен, потолка, окон, дверей,
классной доски, парт, стульев).
3. Беседа педагога с детьми о на
значении классной комнаты, ее час
тей и находящихся в ней предметов.
— умение распределять и удерживать внимание;
4. Учитель вывешивает на доску картину «Классная комната». Рассматривание картины. Узнавание и называние некоторых предметов, нарисованных на картине.
— объем внимания;
— словарный запас;
— умение соотносить слова-назва
ния с изображением предметов.
Письмо.*
Тема. Формирование графо-моторных навыков.
Оборудование: плакаты с рисунками; листы бумаги с рисунками для каждого ученика, карандаши.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1.Учитель сообщает детям, что на уроке они будут учиться проводить карандашом линии в разных направлениях.
Предлагается пальчиковая игра, (учитель читает стихотворение и одновременно производит действия с пальцами).
Ход игры: •
В орехе одном, В орехе лесном Вчера поселился Ореховый гном. В ореховый домик Он скрылся от всех, Но ветку пригнули, Сорвали орех. И вот он плывет В лукошке своем. Качается дом, Кувыркается гном. Гадает, куда принесут, Съедят или впрок запасут.
— понимание смысла задания;
На первые 2 строчки кончики пальцев правой руки поочередно соединяются с большим пальцем. На вторые 2 строчки — то же самое с пальцами левой руки. На пятую, шестую строчки — сжимаем кулачок на одной руке, ладонью второй руки обнимаем. На седьмую, восьмую — кулаки разжимаем, руки опускаем. На девятую, десятую — плавные движения кистями рук перед собой. На одиннадцатую, двенадцатую — то же, что и на 1-4 строчки.
— мелкая моторика;
— переключаемостъ движения;
— возможность подражания;
— волевые усилия.
Данный значок указывает на то, что количество предлагаемых в уроке заданий может быть сокращено и облегчено содержание самих заданий с учетом возможностей учащихся.
2. Следующий этап игры. На доске и на парте, у каждого ребенка круг.
Учитель проговаривает первые 4 строчки и одновременно ставит точки карандашом в круге.
— понимание смысла задания;
— способность действовать по об
разцу;
— зрительно-моторная координа
ция;
— навык держания карандаша;
— волевые усилия;
Дети повторяют действия учителя.
Учитель проговаривает пятую, шестую строчки, закрашивая на доске круг.
— навык держания карандаша;
— волевые усилия.
Вслед за учителем то же самое выполняют дети.
На седьмую, восьмую строчку учитель, а затем дети проводят вертикальные линии сверху вниз.
На девятую, десятую строчку нужно провести по середине дорожки линию слева направо, не отрывая карандаш.
Подвижная игра.*
Тема. Развитие движений и ориентировки в пространстве. Оборудование: деревянные палочки.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Ритмическая игра в кругу.
Дети, взявшись за руки, делают круг.
— понимание стихотворной речи и смысла задания;
Учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями. Дети подражают учителю. Наши, наши ножки Шагалипо дорожке, Наши, наши ножки Бежали по дорожке. Скакали через кочки, Скакали через кочки. Прибежали на лужок Потеряли сапожок. Потеряли, потеряли, Потеряли сапожок.
•способность подражать;
•волевые усилия;
•интерес, эмоциональные реакции;
На первые 2 строчки — делают четкие шаги по кругу на каждое слово. На вторые 2 строчки — бег на мы-сочках, но не быстро. На третьи 2 строчки — прыжки на месте.
На последние 3 строчки — стоя на месте, повернувшись вкруг поочередно ставят на пятку правую и левую ноги.
На последнюю строчку — руки на пояс, топают на месте. Повторить все движения еще раз в другую сторону.
— сформированность основных
движений;
— переключаемость движений;
— координация движений;
— устойчивость внимания.
2. Ритмические упражнения с деревянными палочками {выполняется сидя на стульчиках в кругу). У учителя и детей в каждой руке по деревянной палочке. Дети повторяют за учителем ритмы: один удар (короткий); два удара (короткий - длинный); три удара (длинный, короткий, короткий); три равномерных удара и т.д.
— понимание задания;
— умение распределять мышечную
силу;
— произвольность движений;
— слуховое восприятие;
— особенности аналитико-синте-
тической деятельности;
— слуховая память;
3. Игра «Угадай».
Учитель просит детей поднять руки вверх, опустить вниз, вперед, назад, направо, налево. Затем учитель объясняет игру.
— знание названии пространственных направлений;
Вариант 1.
В середине комнаты стоит ученик с закрытыми глазами. Учитель называет его имя. Необходимо показать направление откуда доносился голос. Вариант 2.
В середине комнаты стоят несколько детей с закрытыми глазами. Учитель звенит колокольчиком. Дети должны показать и назвать по очереди, откуда доносился звук.
— понимание смысла задания;
— умение ориентироваться в про
странстве;
— слуховое восприятие.
Счет. *
Вторник
Тейа. Геометрические фигуры.
Оборудование: коробки, карточки с изображением геометрических фигур и соответствующей формы различных предметов, полоски бумаги с изображенными контурами фигур, шаблоны-формы, «чудесный мешочек» с набором предметов.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень... чистые. На первую строчку — по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки -ритмично сжимать и разжимать кулачки. На шестую строчку — загибать поочередно пальцы на левой руке.
На последние строчки — помахать пальчиками обеих рук.
— понимание задания и способности выполнить действия по подражанию;
2. Учитель предлагает детям разложить карточки с изображением геометрических фигур в соответствующие три коробки.
— способность зрительно воспри
нять и соотнести форму;
— знание формы;
— умение выделить форму по на
званию;
Затем детей просят показать круг, квадрат, треугольник.
3. После этого необходимо разложить карточки с изображением предметов (шарик, пирамида, вишня, книга, пуговица круглая и квадратная, коробка, башня и др.) в коробки, где лежат фигуры соответствующей формы.
— умение найти изображения, сходные по форме с образцом;
4. Игра «Отгадай». Учитель на спине детей (поочередно) обводит одну из фигур. Следует соотнести воспринятое с лежащими на парте изображениями формы, по возможности назвать форму.
— тактильные ощущения;
— возможности наглядно-образно
го мышления;
5. Игра «Чудесный мешочек». Дети должны наощупь соотнести предмет (в мешочке находятся пирамидка, конус, кубик, шарик, колесо и др.) с изображением соответствующих фигур.
— тактильные ощущения;
— умение соотнести объемную
форму с плоскостной;
6. Обведение шаблонов форм пальцем, карандашом на бумаге.
— зрительно-моторная координация;
7. Раскрашивание.
навык держания карандаша.
Конструирование.
Тема. Конструирование из геометрических форм.
Оборудование: геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, разрезанные на две части; шаблоны форм; полоски бумаги с нарисованными узорами.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Учитель вывешивает на доску
квадрат.
2. Дети находят у себя на парте
квадрат, называют его. То же самое с
кругом и треугольником.
— знание названия геометрических
фигур;
— установление тождества.
3. Детям раздаются полоски, на которых изображен узор из контуров фигур. Необходимо наложить фигуры на контур.
— понимание инструкции;
— умение сличать контур и плос
костную фигуру;
— возможности целенаправленной
деятельности;
4. Затем необходимо поочередно сложить разрезанные на две части фигуры.
— комбинаторные способности
мышления;
— состояние мелкой моторики;
— волевые усилия.
Экскурсия по школе.
Тема. Знакомство детей со школой.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Экскурсия по зданию школы.
Учитель знакомит детей с помеще
ниями: классными комнатами, сто
ловой, туалетными комнатами,
спортивным залом, мастерскими.
2. Дети изучают путь от их класса
в гардероб, столовую, туалетные
комнаты и т.п.
— наблюдательность;
— ориентировка в пространстве;
— способность к запоминанию, орга
низованность.
Среда
Чтение.
Тема. Школьные помещения.
Оборудование: картинки с изображением помещений школы, индивидуальные карточки с изображениями, относящимися к тому или иному школьному помещению (см. Приложение, табл. 10, 11, 12, 13, 14, 15).
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Учитель вывешивает на доску поочередно картинки, на которых изображены помещения школы: столовая, туалетная комната, класс, гардероб и ^спрашивает об их назначении.
— способность воспроизведения усвоенного;
2. Учитель предъявляет детям два типа заданий:
Отобрать картинки по их назначению: «Где едят?», «Где одеваются -раздеваются? » и т.д. Обозначить картинки: «Гардероб», «Класс», «Столовая» и т.д.
— особенности протекания анали-
тико-синтетической деятельности;
— способность делать простейшие
обобщения;
— речевые возможности (понима
ние речи, наличие фразы, словарь);
3. Игра: «Подбери, что подходит?» На партах у детей карточки. Учитель вывешивает на доску картину, где изображено то или иное помещение школы. Необходимо подобрать соответствующие карточки (к классу — парты, классную доску, счеты; к туалету — унитаз, раковину и т.д.).
— способность устанавливать смысловые связи в наглядной ситуации, делать обобщения;
4. Практическая работа. Дети пробуют самостоятельно пройти от класса в различные помещения школы.
— умение переносить и использовать знания в знакомой ситуации; —- ориентировка в пространстве.
Счет.
Тема. Цвет.
Оборудование: демонстрационный материал педагога (квадраты, треугольники красного, желтого, синего цвета), индивидуальные конверты с набором квадратов и треугольников такого же цвета.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Учитель вывешивает на доску квадрат красного цвета и просит детей показать такой же.
понимание инструкции;
Затем вывешивается квадрат жел
того цвета. Дети находят такой же.
То же самое повторяется с квад
ратом синего цвета. ^
Квадраты выкладываются в ряд.
Учитель называет цвет, дети дол
жны показать соответствующий
цвет. После этого дети сами назы
вают цвета квадратов.
— способность зрительно воспри
нимать и соотносить цвета;
— состояние моторики;
— умение различать цвета;
— умение выделять цвет по назва
нию;
— знание цвета;
2. Игра «Строим дом ». Дети достают из конвертов Треугольники трех цветов. Необходимо подобрать к квадрату такого же цвета крышу и приставить ее, следуя действиям педагога. Сосчитать дома.
— интерес;
— умение действовать по инструк
ции, выделяя заданный цвет;
— способность пространственного
восприятия;
— возможности счета;
3. Игра «Сильный ветер». Подул сильный ветер и перепутал крыши домов.
Дети закрывают глаза, педагог меняет местами крыши-треугольники. Открыв глаза, учащиеся должны найти ошибку и устранить её (при необходимости оказывается помощь).
— понимание задания;
— возможность целенаправленной
деятельности;
—- наблюдательность;
— умение принять помощь взрос
лого;
4. Найти и назвать предметы в классе, одежду детей, учителя по заданному цвету.
— наблюдательность;
— способность распределять внима
ние;
— знание цвета и умение назвать его.
Аппликация.
Тема. «Собирание бус».
Оборудование: коробки с кругами-шаблонами трех цветов (красного, желтого, синего) для каждого ребенка; карточки с изображением контуров бус и три коробки красного, желтого и синего цвета.
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. На столах у детей три цветных круга-шаблона (красный, желтый, синий), круги и коробки соответствующих цветов
Учитель вывешивает на доску поочередно красный, желтый, синий шаблоны. Дети должны показать такого же цвета круг и назвать его.
— способности зрительно воспри
нимать цвета;
— знание названий цветов;
2. Дети должны разложить круги в коробки по цвету.
— способность соотносить одинаковые цвета; —дифференциация цвета;
3. Каждому ребенку предлагается три карточки с изображением контуров-бус.
Необходимо выбрать цвет и выложить круги-шаблоны в заданном направлении.
— интерес;
— сформированность предметно -
манипулятивньгх действий;
— умение работать по образцу;
— темп и последовательность дей
ствий;
— наличие положительной эмоци
ональной реакции;
— моторные умения;
— пространственное восприятие;
— возможности счета.
Сосчитать бусины.
Четверг Развитие речи.
Тема. Учебные вещи, назначение и обращение с ними.
Оборудование: картинки с изображением учебных вещей {см. Приложение, табл. 16).
Процедура проведения:
Что выявляется:
1. Беседа учителя о назначении учебных вещей (ранец, рюкзак, ручка, тетрадь, карандаш, книга и т.п.). Предъявляется реальный предмет.
— способность слушать и понимать речь учителя;
2. Учитель просит отобрать из набора картинок с изображением различных предметов только те, которые необходимы для школы («учебные вещи»).
— знание назначения предметов;
— способности устанавливать сход
ство, тождество изображения на
картинке с реальным предметом на
основе зрительного анализа;
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Учитель на доске вывешивает четыре картинки (на трех из них изображены учебные вещи). Дети должны выделить неподходящую и определить почему.
— сосредоточенность в процессе
восприятия;
— целенаправленность деятельно
сти;
— аналитико-синтетическая дея
тельность;
— способность исключать пред
мет, не имеющий общие для ос
тальных признаки;
— умение делать обобщение,
— логическая обоснованность
принципа действия.
Письмо.*
Тема. Формирование навыков письма.
Оборудование: цветные полоски (из плотной бумаги, картона); трафареты геометрических фигур; карандаши.
Процедура проведения:
Что выявляется: