Понимание обращенной речи и самостоятельное пользование ею.




Является ли слово сигналом к действию. Понимание логико-грамматических кон­струкций. Какой объем речевой инструкции доступен восприятию и пониманию: одноступенчатый — «Дай», «Смотри» и т.д.; двухступенчатый — «Закрой дверь», «Принеси мяч» и т.д. Требуется ли сопровождение устной инструкции показом. Наличие фразовой речи. Пассивный и активный словарный запас ребенка.

Характер деятельности (подробно будет раскрыто при описании конкрет­
ных заданий). •

Проявление интереса к предлагаемому заданию (радость, удовольствие, безразли­чие). Стойкость интереса (сохраняется до конца работы или быстро угасает). Отно­шение к деятельности (старательность, аккуратность, небрежность, безразличие и др.). Целенаправленность (умение удерживать инструкцию и цель, работать в соот­ветствии с ней, нет ли «соскальзывания» с правильно начатого вьшолнения на другое задание). Умение планировать свою деятельность. Особенно важно отметить то, как осуществляется деятельность: совместно со взрослым, по подражанию, образцу или f самостоятельно. Способен ли ребенок к самоконтролю и может ли исправить ошиб­ку. Волевые усилия, волевое напряжение, доведение работы до конца. Сформиро-ванность произвольной деятельности. Способен ли использовать помощь и какая мера и форма помощи требуется (организующая, направляющая, разъясняющая, со­вместное выполнение). Осуществляет ли перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание. Именно этот показатель является главным при установле­нии обучаемости ребенка.

В ходе дальнейшего изучения детей при наблюдении за ними в различных видах деятельности и при специальном индивидуальном психолого-педагогическом обсле­довании необходимо более полно выявить также и качественные особенности таких базовых основ познавательной деятельности, как внимание (концентрация, сосре­доточенность, устойчивость, распределенность, переключаемость); восприятие сен­сорных эталонов (величина, форма, т^вет), пространственную ориентировку (на себе, на листе бумаги, в помещении, на улице и т.д.); представления (о себе, ближайшем окружении, временах года и т.д.); память (какая память преобладает, что лучше запо­минает: цифры, слова, стихи, тексты, образы). Способен ли к опосредованному запо­минанию и воспроизведению. При характеристике мышления важно определить понимание окружающей обстановки, знание названий и назначения простейших предметов и соотнесение реальных предметов с изображением их на картине. Пони­мание простейших по содержанию картин, текстов. Способность сравнивать знако­мые предметы (находить сходство, различие); проводить классификацию и делать простые обобщения. Характер процессов анализа, синтеза, обрбщения. Исследова­ние речи включает выявление дефектов звукопроизношения, фонематический слух, грамматический строй речи, словарный запас, наличие связной речи. Отмечается эмоциональная окраска речи.

Необходимо отметить, что при изучении актуального уровня развития детей очень важно учитывать не столько возраст, сколько предшествующую работу с ними,,


внимание, которое уделялось ребенку в семье, в детском учреждении (прививались ли навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда; сообщались ли элемен­тарные сведения об окружающем; приучали ли к правильному поведению и общению с другими детьми и взрослыми; уделялось ли внимание физическому развитию и тл)-

Использование специальных заданий диагностического характера

Для получения сведений о ребенке и затем на основе их составлении инди­видуальной программы обучения и развития предлагаем использовать следую­щие примерные задания, которые желательно проводить в игровой занимательной форме, включая их в групповые и индивидуальные занятия с детьми. Наша главная задача показать, что может быть выявлено у ребенка с помощью данного задания.

Пирамида из шести колец.

Оборудование: две пирамиды с кольцами разнбй величины, разного цвета и конфигурации (в одной кольца круглые, в другой — квадратной формы).


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


Перед ребенком ставится пирамида.


— эмоциональная реакция (прояв­ляет интерес, выраженное удоволь­ствие, безразличие);


 


Кольца снимаются на глазах ребенка, после чего дается устная инструкция («Надеть колечки») или с показом.


 

— понимание инструкции (начина­
ет надевать кольца на стержень
или бессмысленно перекладывает
их, бросает, сначала надевает кол­
пачок и т.п.);

— нет ли отказа от работы;

— ручная умелость (как берет коль­
ца, может ли надеть кольцо на стер­
жень пирамиды, ловкость движе­
ний, нет ли тремора и т.д.);

 

— способ собирания пирамиды
(зрительное соотнесение, путем
проб, наугад);

— учитывает величину колец (по­
нимание признака величины);



Если ребенок не учитывает признак величины при собирании пирамиды, ему оказывается помощь: предлага­ют разложить на столе кольца от большого к маленькому. Показать самое большое, самое маленькое. Сделать выбор из двух близких по величине колец. — сравнение и дифференциация по одному признаку;
Ребенка просят показать красное, синее, зеленое, желтое кольцо. — различение цветов;
Затем просят сказать, какого цвета это кольцо (показываются все кольца поочередно). — знание названий основных цве­тов;
Для того, чтобы уточнить способен ли ребенок осуществить перенос пока­занного способа действий на анало­гичное задание, ему предлагается другая пирамида. — влияние помощи, обучаемость. — способность найти и исправить ошибочные действия.

Предметные и геометрические вкладки

Оборудование: две доски-вкладки с изображением на одной знакомых пред­метов, на другой — геометрических фигур (см. Приложение, табл. 1, 2).

 

Процедура проведения: Что выявляется: Перед ребенком кладут доску с — проявление интереса, эмоцио-изображением предметов нальная реакция; Вкладки вынимаются и ребенку — понимание инструкции; предлагают положить их на свое -нет ли отказа от работы; место. — какой инструкции достаточно для понимания задания (устной, с показом образца начала действий); — какая помощь требуется (организующая, направляющая, со.-вместное выполнение); — способ деятельности (зрительное соотнесение, путем проб, неадекват­ное заталкивание в прорези); — состояние моторики: ловкость захвата вкладок;

  — сосредоточенность в процессе работы; — способность находить сходство вкладки-изображения предмета с его контурными прорезями на доске;
Ребенка просят показать изображе­ние каждого предмета на вкладке. — запас сведений об окружающем;
Ребенка просят назвать предъявля­емый ему предмет. — словарный запас;
Аналогичная работа проводится с доской, имеющей геометрические вкладки (называть фигуры не тре­буется, только найти похожую фи­гуру и положить ее в соответствую­щую прорезь). — способность устанавливать сход­ства фигур с разрезами на доске и осуществлять выбор геометричес­ких фигур.
Найти такую же картинку Оборудование: набор парных картинок с изображением знакомых детям пред­метов (см. Приложение, таблЗ).
Процедура проведения: Что выявляется:
Перед ребенком раскладывают 4 знакомых изображения (мяч, собака, шапка, кружка}. — проявление интереса, эмоцио­нальная реакция;
Ребенка просят показать по назва­нию предмета его изображение. Затем спрашивают: «Что это?» — понимание инструкции; — привлекается ли внимание и на­сколько оно стойко; — соотносит ли слово с изображе­нием и может ли дифференцировать изображения;
Затем показывают парную картинку (например, мяч) и просят дать такую же. — сформированное^ понятия тож­дества; — находит ли общее в одинаковых изображениях на основе зрительного анализа; — процессы сравнения; — целенаправленность в работе;
Эту работу можно проводить на ре­альных предметах (игрушках). — понимание названия используе­мых предметов (игрушек) и словес­ного обозначения действий с ними.
 

Разрезные картинки

Оборудование: 4 картинки с изображением знакомых детям предметов, раз­резанные на две,, три и четыре части (см. Приложение, табл. 4, 5, 6).


 


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


Перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части и спра­шивают, что изображено.


— проявление интереса;

— эмоциональная реакция на сам
факт обследования;

— узнавание предметов, которые ре­
бенок уже видел раньше;


 



 


 


Затем картинку «ломают» и кладут части отдельно в разном положении на плоскости.

Инструкция: «Сложи картинку», «Что должно получиться? » (это уже первая доза помощи, если ребенок не начи­нает работу).


 

— понимание инструкции и цели за­
дания;

— умение оперировать образами, ви­
деть целое на основе составляющих
частей;

 

— сформированность наглядно-
действенного и наглядно-образного
мышления, комбинаторных способ­
ностей;

— использование помощи (доста­
точно организующей или нужен по­
каз, разъяснение, совместное
выполнение, постоянная стимуляция);

— способ деятельности (нет ли не­
лепых попыток);

— наличие и стойкость интереса;

— волевые усилия (доводит ли до
конца начатую работу);

— эмоциональная реакция- на ре­
зультат (радуется, огорчается, злится
и т.д.);

— состояние мелкой моторики (зах­
ват картинки всеми пальцами, смен­
ная или ловко тремя пальцами);


 


После этой картинки предлагаются другие, разрезанные на три и четыре части по вертикали и горизонтали, с которыми строится аналогичная ра­бота.


— нет ли тех же ошибок, что и в ра­боте с предыдущей картинкой.



Расположение объектов на листе (на столе, на парте и т.п.)

Оборудование: счетные палочки (6 штук: 2 синих, 2 зеленых, 2 красных) и объемные предметы (ластик, ручка, книга, круглая пуговица).


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


Перед ребенком кладут 6 палочек и просят взять себе одну из них.


 

— проявление интереса;

— нет ли неадекватного «хватания»,
разбрасывания палочек;

— понимание инструкции;

— различение цветов, знание назва­
ния цвета;

— выделение одного предмета из
множества;

— сформированное^ понятия ко­
личества;

— понимание тождества (установ­
ление сходства по цвету);


Вопросы:

«(Какую палочку ты взял(а)? » «Сколько у тебя палочек? » «Дай мне такую же палочку».


Затем такие же вопросы и задания даются при выборе остальных па­лочек.


— способность осуществлять пере­нос на аналогичные задания;


 


После этого предлагается выполнить следующие задания:

1) Инструкция: Будем раскладывать палочки вместе. Делай как я. Берем красную палочку и кладем ее. Берем зеленую палочку и кладем сверху. Синюю палочку кладем вниз. «Смотри, у нас одинаково».


 

— способность к совместной работе
по подражанию;

— эмоциональная реакция;

— состояние мелкой моторики;


 


2) Затем постройка ребенка разру­шается. Инструкция: Сделай как у меня.


— способность выполнять действия по образцу;


 


3) Обе постройки разрушаются. Инструкция: Вспомни, как у нас было и построй так же.


 

— характер анализа, синтеза, срав­
нения;

— зрительная память;

— способность выполнять действия
самостоятельно;.


Пересчитай свои палочки (три па­лочки).


 

— способность к осознанному пе­
ресчету (соотнесение называемого
числа с палочкой);

— как пересчитывает: зрительно или
пальчиками дотрагивается до палоч­
ки;


 


Скажи (покажи) какая палочка вверху, какая внизу.


 

— сформированность понятий вверху,
внизу;

— дифференциация слов, обознача­
ющих направления;


 


После работы с палочками выпол­няется задание с предметами. На столе раскладывают знакомые предметы и проверяют знание их.


 

— наличие интереса и желание за­
ниматься;

— понимание инструкций;

— понимание предлогов, обознача­
ющих пространственные отношения;


 



 


«Покажи книгу, пуговицу, ластик, ручку». Затем берут книгу и кладут ее перед ребенком. Инструкция: «Возьми пуговицу и положи ее на книгу или сверху книги». «Положи ручку слева от книги» и т.д.


Дополнительные вопросы; «Где ле­жит пуговица? » «Где лежит ручка? » «Что лежит справа от книги? »


— может ли ребенок сам обозначить местоположение предмета;


 


В тех случаях, когда предлагаемое за­дание явно сложно для ребенка, вы­явить его представления о простран-'стве можно на более простых игровых заданияхтипа: Покажи где у тебя глаза, уши, рот, нос, ноги, руки.

А где у куклы глаза, уши, нос и т.д. Затем дают мишку, зайчика и, по­казывая части тела, спрашивают, что это (нога, глаза и т.д.).


знание частей тела и название их.



Нелепицы («Что не так?»)

Оборудование: картинки с ошибочным изображением знакомых предметов и ситуаций (На кровати вытянулась собака, а мальчик спит под кроватью. Кош­ка с крыльями летает, Две девочки играют, но вместо мяча ловят чайник (см. Приложение, табл. 7, 8, 9).


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


Перед ребенком кладут картинку, на которой изображена нелепая ситуация (ситуации предлагаются поочередно на отдельных таблич­ках), Если ребенок не понимает за­дания, оказывается помощь. Помощь: «Посмотри, что не так»; «Кто должен спать на кровати: мальчик или собака?» Эмоционально: «Бедный мальчик, ему плохо под кроватью. Где он должен спать?»


 

— способность ребенка к самосто­
ятельному рассматриванию;

— понимание нелепости изобра­
женного и адекватность эмоцио­
нальной реакции;

— запас сведений об окружающем;

— влияние и мера помощи (наводя­
щий вопрос, уточнение, интонационная
подсказка верного решения и т.д.).


Изучение учащихся на уроках в первые две недели

В тех случаях, когда учитель принимает новый класс учащихся, первые две недели должны носить диагностический характер. В этот период основная цель — изуче­ние состава детей в классе. Необходимо получить максимальные сведения о сфор-мированности базовых психических функций, эмоциональной сферы, способности к произвольности поведения. Изучение детей проходит в естественных условиях. За­нятия строятся по принципу «выявляющих уроков»1 с включением в них спе­циальных диагностических заданий. Не нарушая хода урока, учитель имеет возможность с помощью этих заданий получить необходимые ему сведения. От учителя не требуется особого^ времени, так как изучение проходит в ходе учебного процесса, в соответствии с принятым учебным планом для Детей с тяжелой умственной отсталостью. Важно только четко представлять, что мы хотим узнать о ребенке и предлагать ему соответствующие задания. В помощь учителю приводим образцы уроков на первые две диагностические недели. Все уроки носят комбинированный характер. В них выявляются сведения из смеж­ных областей знаний (например, на уроке письма можно установить ориенти­ровку на листе бумаги, различение цвета, действия по образцу и т.д.). В уроках лишь названы отдельные темы, позволяющие выявить у ребенка необходимые на первых этапах обучения сведения. В дальнейшем при систематическом обу­чении в соответствии с учебной программой эти темы получат свое развитие.

При построении выявляющих уроков мы учитывали одну из очень важных особенностей детей, с тяжелой умственной отсталостью - несформированность потребности и умения вступать в эмоциональный контакт и сотрудничество со

1 Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.

14 -


взрослым. Учитывая эту особенность, считаем целесообразным начинать, зна­комство с детьми с занятий, включающих в себя игровые ситуации, которые пробуждают у них интерес к различным видам деятельности и взаимному об­щению, В связи с тем, что задачей первых двух недель было выявление у детей того, что сформировано, получение максимального представления об актуаль­ном уровне развития каждого ребенка, мы включали в уроки задания диагнос­тического характера разной направленности и сложности.

При этом мы предполагаем, что эти задания не для всех учащихся окажутся посильными, так как психофизические возможности детей с тяжелой умствен­ной отсталостью крайне разнородны. Так, для одних детей достаточно помощи в виде показа и направляющих действий, для других даже совместное выпол­нение со рзрослым непосильно, кто-то уже может пользоваться кистью и крас­ками, а кто-то не умеет еще держать карандаш и т.д. Но именно это должен как можно раньше выявить учитель, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности у детей и сделать более целенаправленной помощь каждому ребенку.

Следует подчеркнуть, что предложенные нами уроки являются лишь при­мерным образцом, которым может воспользоваться учитель. Безусловно, учи­тель в зависимости от состава учащихся в классе подбирает те или иные задания, В ряде случаев учитель использует свои аналогичные или другие задания.

Приводим примерные образцы конспектов уроков на первые две недели учебного года.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Понедельник Развитие речи.

Тема. Знакомство детей с педагогом, друг с другом, классом. Оборудование: картина «Классная комната» (см. Приложение, табл.10).


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Учитель сообщает детям свое имя, отчество, фамилию. Затем просит каждого ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст (по возможности).


 

— понимание обращенной речи;

— сведения ребенка о себе;


 


2. Рассматривание классной ком­
наты (стен, потолка, окон, дверей,
классной доски, парт, стульев).

3. Беседа педагога с детьми о на­
значении классной комнаты, ее час­
тей и находящихся в ней предметов.


— умение распределять и удержи­вать внимание;


 


4. Учитель вывешивает на доску картину «Классная комната». Рас­сматривание картины. Узнавание и называние некоторых предметов, на­рисованных на картине.


 

— объем внимания;

— словарный запас;

— умение соотносить слова-назва­
ния с изображением предметов.


Письмо.*

Тема. Формирование графо-моторных навыков.

Оборудование: плакаты с рисунками; листы бумаги с рисунками для каждо­го ученика, карандаши.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1.Учитель сообщает детям, что на уроке они будут учиться проводить карандашом линии в разных направ­лениях.

Предлагается пальчиковая игра, (учитель читает стихотворение и од­новременно производит действия с пальцами).

Ход игры: •

В орехе одном, В орехе лесном Вчера поселился Ореховый гном. В ореховый домик Он скрылся от всех, Но ветку пригнули, Сорвали орех. И вот он плывет В лукошке своем. Качается дом, Кувыркается гном. Гадает, куда принесут, Съедят или впрок запасут.


— понимание смысла задания;


 


На первые 2 строчки кончики пальцев правой руки поочередно соединяются с большим пальцем. На вторые 2 строчки — то же са­мое с пальцами левой руки. На пятую, шестую строчки — сжи­маем кулачок на одной руке, ладо­нью второй руки обнимаем. На седьмую, восьмую — кулаки раз­жимаем, руки опускаем. На девятую, десятую — плавные движения кистями рук перед собой. На одиннадцатую, двенадцатую — то же, что и на 1-4 строчки.


 

— мелкая моторика;

— переключаемостъ движения;

— возможность подражания;

— волевые усилия.


Данный значок указывает на то, что количество предлагаемых в уроке заданий мо­жет быть сокращено и облегчено содержание самих заданий с учетом возможностей уча­щихся.


2. Следующий этап игры. На доске и на парте, у каждого ре­бенка круг.

Учитель проговаривает первые 4 строчки и одновременно ставит точ­ки карандашом в круге.


 

— понимание смысла задания;

— способность действовать по об­
разцу;

— зрительно-моторная координа­
ция;

— навык держания карандаша;

— волевые усилия;


 



 


Дети повторяют действия учителя.

Учитель проговаривает пятую, шес­тую строчки, закрашивая на доске круг.



— навык держания карандаша;

— волевые усилия.



Вслед за учителем то же самое вы­полняют дети.

На седьмую, восьмую строчку учи­тель, а затем дети проводят верти­кальные линии сверху вниз.

На девятую, десятую строчку нужно провести по середине дорожки ли­нию слева направо, не отрывая ка­рандаш.



Подвижная игра.*

Тема. Развитие движений и ориентировки в пространстве. Оборудование: деревянные палочки.


 


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Ритмическая игра в кругу.

Дети, взявшись за руки, делают круг.


— понимание стихотворной речи и смысла задания;


 


Учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями. Дети подражают учителю. Наши, наши ножки Шагалипо дорожке, Наши, наши ножки Бежали по дорожке. Скакали через кочки, Скакали через кочки. Прибежали на лужок Потеряли сапожок. Потеряли, потеряли, Потеряли сапожок.


 

•способность подражать;

•волевые усилия;

•интерес, эмоциональные реакции;


 


На первые 2 строчки — делают чет­кие шаги по кругу на каждое слово. На вторые 2 строчки — бег на мы-сочках, но не быстро. На третьи 2 строчки — прыжки на месте.

На последние 3 строчки — стоя на месте, повернувшись вкруг пооче­редно ставят на пятку правую и ле­вую ноги.

На последнюю строчку — руки на пояс, топают на месте. Повторить все движения еще раз в другую сторону.


— сформированность основных
движений;

— переключаемость движений;

— координация движений;

— устойчивость внимания.


 


2. Ритмические упражнения с деревянными палочками {выполня­ется сидя на стульчиках в кругу). У учителя и детей в каждой руке по деревянной палочке. Дети повторяют за учителем ритмы: один удар (короткий); два удара (короткий - длинный); три удара (длинный, короткий, корот­кий); три равномерных удара и т.д.


 

— понимание задания;

— умение распределять мышечную
силу;

— произвольность движений;

— слуховое восприятие;

— особенности аналитико-синте-
тической деятельности;

— слуховая память;



3. Игра «Угадай».

Учитель просит детей поднять руки вверх, опустить вниз, вперед, на­зад, направо, налево. Затем учитель объясняет игру.


— знание названии пространствен­ных направлений;


 


Вариант 1.

В середине комнаты стоит ученик с закрытыми глазами. Учитель на­зывает его имя. Необходимо пока­зать направление откуда доносился голос. Вариант 2.

В середине комнаты стоят несколь­ко детей с закрытыми глазами. Учи­тель звенит колокольчиком. Дети должны показать и назвать по оче­реди, откуда доносился звук.


 

— понимание смысла задания;

— умение ориентироваться в про­
странстве;

— слуховое восприятие.


 


Счет. *


Вторник


Тейа. Геометрические фигуры.

Оборудование: коробки, карточки с изображением геометрических фигур и соответствующей формы различных предметов, полоски бумаги с изображен­ными контурами фигур, шаблоны-формы, «чудесный мешочек» с набором пред­метов.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень... чистые. На первую строчку — по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки -ритмично сжимать и разжимать ку­лачки. На шестую строчку — за­гибать поочередно пальцы на левой руке.

На последние строчки — помахать пальчиками обеих рук.


— понимание задания и способности выполнить действия по подражанию;



2. Учитель предлагает детям разло­жить карточки с изображением гео­метрических фигур в соответству­ющие три коробки.


 

— способность зрительно воспри­
нять и соотнести форму;

— знание формы;

— умение выделить форму по на­
званию;


 



 


Затем детей просят показать круг, квадрат, треугольник.


3. После этого необходимо разло­жить карточки с изображением предметов (шарик, пирамида, виш­ня, книга, пуговица круглая и квад­ратная, коробка, башня и др.) в коробки, где лежат фигуры соот­ветствующей формы.


— умение найти изображения, сходные по форме с образцом;


 


4. Игра «Отгадай». Учитель на спине детей (поочередно) обводит одну из фигур. Следует со­отнести воспринятое с лежащими на парте изображениями формы, по возможности назвать форму.


 

— тактильные ощущения;

— возможности наглядно-образно­
го мышления;


 


5. Игра «Чудесный мешочек». Дети должны наощупь соотнести предмет (в мешочке находятся пи­рамидка, конус, кубик, шарик, колесо и др.) с изображением соответствую­щих фигур.


 

— тактильные ощущения;

— умение соотнести объемную
форму с плоскостной;


 


6. Обведение шаблонов форм паль­цем, карандашом на бумаге.


— зрительно-моторная координа­ция;


 


7. Раскрашивание.


навык держания карандаша.



Конструирование.

Тема. Конструирование из геометрических форм.

Оборудование: геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, разре­занные на две части; шаблоны форм; полоски бумаги с нарисованными узорами.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Учитель вывешивает на доску
квадрат.

2. Дети находят у себя на парте
квадрат, называют его. То же самое с
кругом и треугольником.


 

— знание названия геометрических
фигур;

— установление тождества.


 


3. Детям раздаются полоски, на ко­торых изображен узор из контуров фигур. Необходимо наложить фи­гуры на контур.


 

— понимание инструкции;

— умение сличать контур и плос­
костную фигуру;

— возможности целенаправленной
деятельности;


 


4. Затем необходимо поочередно сложить разрезанные на две час­ти фигуры.


— комбинаторные способности
мышления;

— состояние мелкой моторики;

— волевые усилия.


 



 


Экскурсия по школе.

Тема. Знакомство детей со школой.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Экскурсия по зданию школы.
Учитель знакомит детей с помеще­
ниями: классными комнатами, сто­
ловой, туалетными комнатами,
спортивным залом, мастерскими.

2. Дети изучают путь от их класса
в гардероб, столовую, туалетные
комнаты и т.п.


 

— наблюдательность;

— ориентировка в пространстве;

— способность к запоминанию, орга­
низованность.


Среда

Чтение.

Тема. Школьные помещения.

Оборудование: картинки с изображением помещений школы, индивидуаль­ные карточки с изображениями, относящимися к тому или иному школьному помещению (см. Приложение, табл. 10, 11, 12, 13, 14, 15).


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Учитель вывешивает на доску по­очередно картинки, на которых изображены помещения школы: столовая, туалетная комната, класс, гардероб и ^спрашивает об их на­значении.


— способность воспроизведения усвоенного;


 


2. Учитель предъявляет детям два типа заданий:

Отобрать картинки по их назначе­нию: «Где едят?», «Где одеваются -раздеваются? » и т.д. Обозначить картинки: «Гардероб», «Класс», «Столовая» и т.д.


 

— особенности протекания анали-
тико-синтетической деятельности;

— способность делать простейшие
обобщения;

— речевые возможности (понима­
ние речи, наличие фразы, словарь);


 


3. Игра: «Подбери, что подходит?» На партах у детей карточки. Учитель вывешивает на доску кар­тину, где изображено то или иное помещение школы. Необходимо подобрать соответ­ствующие карточки (к классу — парты, классную доску, счеты; к ту­алету — унитаз, раковину и т.д.).


— способность устанавливать смысловые связи в наглядной си­туации, делать обобщения;



4. Практическая работа. Дети пробуют самостоятельно пройти от класса в различные по­мещения школы.


— умение переносить и использо­вать знания в знакомой ситуации; —- ориентировка в пространстве.


Счет.

Тема. Цвет.

Оборудование: демонстрационный материал педагога (квадраты, треуголь­ники красного, желтого, синего цвета), индивидуальные конверты с набором квадратов и треугольников такого же цвета.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Учитель вывешивает на доску квадрат красного цвета и просит детей показать такой же.


понимание инструкции;


 


Затем вывешивается квадрат жел­
того цвета. Дети находят такой же.
То же самое повторяется с квад­
ратом синего цвета. ^
Квадраты выкладываются в ряд.
Учитель называет цвет, дети дол­
жны показать соответствующий
цвет. После этого дети сами назы­
вают цвета квадратов.


 

— способность зрительно воспри­
нимать и соотносить цвета;

— состояние моторики;

— умение различать цвета;

— умение выделять цвет по назва­
нию;

— знание цвета;


 


2. Игра «Строим дом ». Дети достают из конвертов Треу­гольники трех цветов. Необходимо подобрать к квадрату такого же цвета крышу и приставить ее, следуя дей­ствиям педагога. Сосчитать дома.


 

— интерес;

— умение действовать по инструк­
ции, выделяя заданный цвет;

— способность пространственного
восприятия;

— возможности счета;


 


3. Игра «Сильный ветер». Подул сильный ветер и перепутал крыши домов.

Дети закрывают глаза, педагог ме­няет местами крыши-треугольни­ки. Открыв глаза, учащиеся должны найти ошибку и устранить её (при необходимости оказывается по­мощь).


 

— понимание задания;

— возможность целенаправленной
деятельности;

—- наблюдательность;

— умение принять помощь взрос­
лого;


4. Найти и назвать предметы в классе, одежду детей, учителя по заданному цвету.


 

— наблюдательность;

— способность распределять внима­
ние;

— знание цвета и умение назвать его.


Аппликация.

Тема. «Собирание бус».

Оборудование: коробки с кругами-шаблонами трех цветов (красного, желто­го, синего) для каждого ребенка; карточки с изображением контуров бус и три коробки красного, желтого и синего цвета.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. На столах у детей три цветных круга-шаблона (красный, желтый, синий), круги и коробки соответ­ствующих цветов

Учитель вывешивает на доску по­очередно красный, желтый, синий шаблоны. Дети должны показать та­кого же цвета круг и назвать его.


 

— способности зрительно воспри­
нимать цвета;

— знание названий цветов;


 


2. Дети должны разложить круги в коробки по цвету.


— способность соотносить одина­ковые цвета; —дифференциация цвета;


 


3. Каждому ребенку предлагается три карточки с изображением контуров-бус.

Необходимо выбрать цвет и выло­жить круги-шаблоны в заданном направлении.


— интерес;

— сформированность предметно -
манипулятивньгх действий;

— умение работать по образцу;

— темп и последовательность дей­
ствий;

— наличие положительной эмоци­
ональной реакции;

— моторные умения;

— пространственное восприятие;

— возможности счета.


Сосчитать бусины.


Четверг Развитие речи.

Тема. Учебные вещи, назначение и обращение с ними.

Оборудование: картинки с изображением учебных вещей {см. Приложе­ние, табл. 16).


Процедура проведения:


Что выявляется:


 


1. Беседа учителя о назначении учебных вещей (ранец, рюкзак, руч­ка, тетрадь, карандаш, книга и т.п.). Предъявляется реальный предмет.


— способность слушать и понимать речь учителя;


 


2. Учитель просит отобрать из на­бора картинок с изображением различных предметов только те, которые необходимы для школы («учебные вещи»).


 

— знание назначения предметов;

— способности устанавливать сход­
ство, тождество изображения на
картинке с реальным предметом на
основе зрительного анализа;


 


3. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Учитель на доске вывешивает че­тыре картинки (на трех из них изображены учебные вещи). Дети должны выделить неподходящую и определить почему.


 

— сосредоточенность в процессе
восприятия;

— целенаправленность деятельно­
сти;

— аналитико-синтетическая дея­
тельность;

 

— способность исключать пред­
мет, не имеющий общие для ос­
тальных признаки;

— умение делать обобщение,

— логическая обоснованность
принципа действия.


Письмо.*

Тема. Формирование навыков письма.

Оборудование: цветные полоски (из плотной бумаги, картона); трафареты геометрических фигур; карандаши.


Процедура проведения:


Что выявляется:


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: