Цель. Совершенствовать умениедетей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.
Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.
Ход игры: Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.
Водящий: Есть у меня птица
Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)
Все играющие говорят:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Крылья у птицы
Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.
Все играющие говорят: Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Клюв у этой птицы
Вот такой, вот такой!
Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.
|
Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице... утке).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица...
Комментарий для взрослых: После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:
Вспомните, некие слова, подходящие воробью (вороне, дятлу, синице... утке), вы слышали?
Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?" — это слова, обозначающие признаки, другие отвечают на вопрос "Что де лает?" — это слова, обозначающие действия, третьи отвечают на вопросы "Кто это?", "Что это?" — это слова, обозначающие предметы.
А теперь давайте еще раз вспомним и назовем:
"Кто, какой?" (воробей, ворона, дятел, синица... утка);
"Кто, что делает?;
"Кто, где живет?
Выдели лишнее слово, объясните свой выбор:
|
• медведь, дятел, лось, барсук;
• сорока, скворец, курица, журавль;
• ворона, синица, воробей, соловей;
• синица, скворец, трясогузка, утка;
• сова, снегирь, дятел, сорока;
• воробей, соловей, ворона, кукушка
(не вьет гнезда);
• сорока, синица, клест,
(появляются зимой птенцы)
Дидактическое упражнение: «Лесные песни»
Цель. Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.
«Подскажи словечко»
Голубь – (воркует).
Кукушка – (кукует).
Утка – (крякает).
Гусь – (гогочет).
Соловей (свищет).
Филин – (ухает).
Журавль – (курлычет).
Сорока – (стрекочет).
Ворон – (каркает).
Воробей – (чирикает).
Синица – (пищит).
Словесные упражнения
Ответь на вопросы
• Какие птицы зимуют в наших краях?
(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)
• Какие птицы прилетают к нам с севера?
(Снегирь, свиристель.)
• Какие птицы улетают зимовать в теплые края?
(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)
• Зачем журавлю длинные ноги?
• Зачем клесту крестообразный клюв?
• Какая птица охотится ночью?
• У какой птицы зимой появляются птенцы?
• Какую птицу называют самым лучшим певцом?
• Какую птицу называют «ледоломкой»?
• Какую птицу называют «лесной газетой»?
• Каких птиц называют «березовыми птицами»?
• Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
• Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?
• Какие птицы танцуют весной?
Закончи предложения
Воробей маленький, а журавль...
|
Ворона большая, а синица...
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки...
У дятла клюв длинный, а у снегиря...
Утка серая, а лебедь...
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Снегирь малоподвижный, а синица…
Клест нарядный, а воробей…
Синицы высиживают птенцов летом, а клест…
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Про кого из зимующих птиц можно сказать:
мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),
моя (ворона, синица, свиристель, овсянка),
мои... Вы запомнили, кто как поет?
Почему в народе говорится:
• Лес без птицы и птицы без леса не живут.
• Знает птица, что без Родины не годится.
• Всякая птица своим пером гордится.
• Всякая птица по-своему поет.
• Всякая птица своим клювом сыта.
• У каждой пташки — свои замашки.
• Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
• Вороне соколом не быть.
• Вороненку гнездо — родимая хата.
• Мала синичка, да коготок остер.
• Немного синица ест, пьет, да ве село живет.
• Сорока без причины не стрекочет.
• Сорока весть на хвосте принесла.
• Пируют в ночи совы да сычи.
• Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
• Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
• Соловей берет пением, а чело век— умением.
• Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
• Кукушка кукует, по дому горюет.
• Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
• Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.
• Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
• Грудь лебединая, походка павлинья.
• Журавль прилетел и тепло при нес.
• Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
Учись сравнивать
• Где зимуют синица и трясогузка?
(Синица в наших краях, трясогузка улетает на юг.)
• В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?
(Ворона — утром и днем, а сова — ночью.)
• Кто раньше улетает на юг — трясогузки или утки? Почему?
(Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холод нее, насекомые прячутся; а утки улетают, когда начинают замерзать водоемы, до этого времени корма им хватает.)
• Какой клюв у дятла и у клеста?
(У клеста — крестообразный, у дятла - большой, крепкий.)
• Чем питаются зимою снегири и клесты?
(Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семе нами еловых и сосновых шишек.)
• Чем питаются зимой свиристели и снегири?
(Ягодами рябины, семенами растений.)
• Чем отличаются гнезда кукушки и соловья?
(Кукушка не вьет гнезда.)
Четвёртый лишний.
Рассказ – описание по плану
1. Как называется птица?
2. Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост и т. д.).
3. Чем питается? (На кого охотится?)
4. Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)
5. Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы.