Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 7»
Картотека дидактических игр на тему: «Зимующие птицы»
Составила: Бахмутова Е.Н.
Калач 2018 год
Игровое упражнение «Какая это птица»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, четко произносить звук «Р».
Материал. Красочные изображения птиц.
Описание: педагог, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
— Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
— Все покричим, как ворона.
— Кто кричит «чирик-чирик»?
— Покричим, как воробей.
Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»
Цель: развивать умение детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.
Материал: картинки с изображением птиц.
Содержание игры: Детей делят на две команды. Педагог заранее заготавливает карточки с изображениями птиц, которых показывали детям на прогулке, занятиях. Например, для первой команды: снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка, зяблик, сорока; а для другой - голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь, ворона.
Каждая команда выбирает ведущего, который быстро подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка». Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко, не назвал - проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает полочка, нет - полочка сгорает. Для другой команды слова иные«не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»
Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном порядке.
Словесная игра: «Прилетели птицы»
Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.
Прилетели птицы:
голуби, синицы, мухи и стрижи...
голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,,
голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совки, плюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!
Игровое упражнение «Птички»
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
Описание: педагог рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились —
Все люди дивились.
педагог предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игра «Чем питаются птицы».
Цель. Закреплятьзнания детей о том, чем питаются птицы.
Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.
Игровое упражнение «В зимней столовой»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?
Цель. Закреплять умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.
Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.
Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.
Словесная игра: «На птичьем дворе»
Цель. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение
Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»
Игровое действие: звукоподражание.
ХОД ИГРЫ „.
Педагог предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.
Педагог говорит:
- Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д.)
Игра «Кто как выглядит»
Цель. Закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.
Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку, они проверяют правильность ответа.
Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».
Игра «Домашние и дикие»
Цель. Закреплять умениедетей классифицировать птиц на домашних и диких.
Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес – дикую.
Игра «Птенчики»
Цель. Развивать умениедетей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.
Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.
Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».
Игра «Чей голос?»
Цель. Закреплять умение детей звукоподражать птицам.
Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.
Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,
2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».
Игра «Самый главный»
Цель. Дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.
Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.
Игра «Летает, не летает»
Цель. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.
Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов.
Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.
Педагог объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет, который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» - и поднимает руки.
Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.
У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.