Формирование российской политической элиты регионального уровня: особенности и тенеденции




 

В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации все в большей мере вытесняется с арены действия политических факторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории.

Взамен утраченных возможностей оказывать общефедеральное влияние главы регионов получили гарантии экономической и иной помощи из центра при условии политической поддержки региональными элитами позиций центра в ходе федеральных выборов.

В качестве предпосылок процесса институционализации политической элиты регионов России на современном этапе можно выделить следующие:

1) проведение административно–правовой реформы 2000 года, в результате которой произошло перераспределение политического влияния в отношениях “центр – регионы” в сторону усиления федеральной элиты;

2) рост политической активности регионального и федерального бизнеса, который способствует снижению идеологической подоплеки политических действий региональной элиты и возрастанию прагматических настроений в отношениях региональной политической элиты и центра;

3) заметное снижение публичности конфликтов в отношениях “центр – регион”;

4) принятие латентной формы не только внутриэлитных конфликтов в регионах, но и конфликтов между элитой и массой.

Усиление административной составляющей в составе региональной политической элиты является характерной чертой нынешней российской ситуации в политической сфере: максимальная вероятность победы на выборах в законодательные органы власти субъектов РФ (64%) имеется у представителей глав исполнительной власти регионов.

Используя интегральный административный ресурс, чиновники высшего ранга надолго закрепляются в элитных группах, что приводит не просто к частичному искажению представительства социально–политических интересов общества, но к полной имитации этого представительства.

В таких условиях элита более эффективно выполняет работу по обеспечению собственного устойчивого положения, которая традиционно ведется не по формальным принципам работы в высших органах власти, а по неформальным “правилам игры”, структурирующим элиту по принципам личной преданности.

Определяющей тенденцией формирования института местной власти является постепенное “сращивание” элиты с крупным бизнесом. Интересы чиновничества и крупных бизнесменов часто пересекаются, а в результате в регионе процесс принятия стратегических решений проводится по принципам реализации закулисных договоренностей между госаппаратом и руководством ведущих экономических структур.

Отмеченные тенденции институционализации региональной элиты согласуются с результатами анализа состава современных политических элит регионов РФ, проведенного методом выделения структурных групп – совокупности персон, имеющих схожие характеристики, выделенные по формально-функциональному признаку (должность, принадлежность к одной социально-экономической или социально-политической структуре, контроль над одного вида ресурсами и т.д.).

Рассматривая показатели представленности и уровня влиятельности 18 различных структурных групп в составе “среднестатистического” региона России, приходим к выводу, что ядром формирующегося института местной политической элиты выступает либо властная (представители исполнительной и законодательной власти региона), либо политико-экономическая (крупные бизнесмены) составляющая. Максимальным политическим влиянием при этом обладают представители таких структурных групп, как “Глава региона”, “Глава областного центра” и “Главы конфессий”, однако в общем совокупном объеме политического веса руководителей региона доля этих групп невелика (см. табл.1 и рис. 1).

Таблица 1. Характеристика структуры политической элиты “среднестатистического региона” РФ

Группа Удельный вес в структуре Средний ранг Уровень влияния по 5-балльной шкале Индекс влиятельности
(1) (2) (3) (4) (5)=(2)*(4)
Глава региона 0.03 1.64 4.44 0.14
Администрация региона 0.18 15.13 3.33 0.59
Глава регионального центра 0.02 8.42 3.67 0.09
Администрация регионального центра 0.02 17.14 3.24 0.06
Законодательное собрание региона 0.19 16.05 3.28 0.63
Законодательное собрание регионального центра 0.02 17.09 3.21 0.05
Крупный бизнес 0.14 17.05 3.25 0.46
Политические партии 0.06 16.32 3.19 0.20
Общественные объединения 0.01 19.58 3.10 0.04
Силовые структуры 0.03 15.92 3.29 0.11
Ректорат 0.02 16.34 3.27 0.07
СМИ 0.02 16.06 3.24 0.07
Главы конфессий 0.01 11.07 3.63 0.02
Судебная власть 0.02 18.51 3.19 0.08
Районные администрации 0.05 16.22 3.28 0.18
Депутаты ГД 0.07 16.52 3.24 0.23
Представители региона в СФ 0.04 17.41 3.22 0.11
Федеральные контролирующие органы 0.03 13.83 3.41 0.11
Другое 0.02 17.54 3.22 0.07
Общий итог 1.00 15.56 3.32 3.32

 

Рис. 1. Структура политической элиты “среднестатистического” региона РФ (позиционный подход)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: