Характеристика вида спорта шахматы.




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Дубна»

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ШАХМАТАМ

Программа составлена в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «шахматы», утвержденным Приказом Минспорта России от 12.10.2015 г. № 930.

 

Срок реализации программы – 6 лет.

 

Программа составлена в 2018 году.

Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Характеристика вида спорта шахматы.

1.2. Структура системы многолетней подготовки.

2. Нормативная часть образовательной программы.

2.1. Порядок комплектования и наполняемость учебных групп.

2.2. Режим учебно-тренировочной работы.

3. Методическая часть.

3.1. Организационно-методические указания

3.2. Учебный план.

3.3 План-схема годичного цикла подготовки

3.4. Программный материал для практических занятий

3.5. Медико-психологическое сопровождение образовательной программы.

3.6. Воспитательная работа.

3.7. Инструкторская и судейская практика.

4. Контроль освоения образовательной программы обучающимися.

5. Информационное обеспечение дополнительной предпрофессиональной

программы по виду спорта «Шахматы».

6. Календарный план спортивно-массовых мероприятий отделения Шахматы.

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации»;

- приказом Министерства спорта России от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»;

- приказом Министерства спорта России «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы» от 12.10.2015г. №930;

- приказом Министерства спорта России от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- основополагающими принципами и положениями теории и методики спортивной тренировки, результатами научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ.

Образовательная программа базируется на следующих методических принципах:

- принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки, медико-психологического сопровождения, восстановительных мероприятий и комплексного контроля освоения программы обучающимися) в оптимальном соотношении;

- принцип преемственности определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств обучения и подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности;

- принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа является основным регламентирующим документом, обеспечивающим эффективное построение образовательного процесса в системе многолетней спортивной подготовки и содействует успешному решению задач физического воспитания детей.

Актуальность программы

Актуальность программы обучения шахматам взаимосвязана с ее

воспитательными и развивающими возможностями. Шахматы оказывают

благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности, которые

сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной

деятельности. Это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к

стратегическому мышлению и другие.

Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, анализировать ее и делать логические выводы. В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль. Включение шахмат в систему образования способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору. Поэтому настоящая программа помимо узко - специальных задач учитывает именно эти возможности обучения игре в шахматы.

Цель Программы:

Создание оптимальных условий для интеллектуального развития занимающихся, воспитания самостоятельности мышления и общей культуры через занятия шахматами.

Задачи Программы:

- научить занимающихся основным приемам шахматной игры, умению

правильно развивать фигуры, строить планы, находить наилучшие ходы;

- освоить в процессе обучения умение разыгрывания дебютов, защит, окончаний;

- научить концентрировать внимание на предлагаемой проблеме;

- развивать умение правильно расходовать время, отведенное на шахматную

партию;

- развивать умение думать за себя и за противника;

- развивать образное мышление, внимание;

- развивать понятие красоты в шахматах, как через спокойное логическое течение партии, так и через интуитивное, эмоциональное ведение шахматной борьбы;

- прививать любовь к шахматам;

- воспитывать бойцовские качества и уважение к противнику;

- воспитывать общую культуру поведения за шахматной доской и вне её.

Характеристика вида спорта шахматы.

Занятия шахматами с традиционной точки зрения относятся к физкультурно-спортивному направлению. Вместе с тем, характер и содержание обучения этой игре в значительной степени связаны с интеллектуально- мыслительной деятельностью, с общекультурным развитием и обладают широкими личностно-формирующими и образовательно-развивающими возможностями.

Шахматы как вид спорта (особенности и проблемы эмоционально-физической нагрузки). Шахматы, как известно, относятся к спорту, несмотря на то, что игра в них не сопряжена с усиленной мышечной деятельностью. В период подготовки к выступлениям и во время самой игры шахматисты часто ведут малоподвижный образ жизни. По существу, шахматы должны быть отнесены к гиподинамическому виду спорта, при этом характерной особенностью игры является то, что она сопровождается значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением. В процессе шахматной игры эмоции остаются как бы незавершенными, их отрицательное влияние на организм не гасится мышечной активностью. Продолжительность турнирной партии составляет в среднем около 5 часов.

Вместе с тем, известно, что способность успешно справляться с нервно- эмоциональным напряжением, возникающим во время игры, в значительной мере определяет спортивную форму шахматиста. Более того, эмоциональное напряжение необходимо для результативного творчества шахматиста. По справедливому замечанию известного философа, без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Именно этому подчинен каждый ход шахматиста.

В процессе игры шахматист сам учится управлять своим эмоциональным состоянием. Этому способствует соблюдение рационального режима. Опытные шахматные бойцы сохраняют эмоциональную устойчивость, необходимую для успешной игры, с помощью переключения на другую деятельность, включающую мышечные нагрузки, прослушивание классической музыки и др. Юным шахматистам рекомендации об особенностях режима занятий и отдыха должен дать тренер-преподаватель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: