Структура системы многолетней подготовки.




Разработка планирования подготовки на каждом этапе опирается на

основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную

последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность

целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение

спортивной работоспособности, но и обязательное сохранение здоровья юных и

квалифицированных спортсменов. Эти установленные положения реализуются в регулировании параметров тренировочных и соревновательных нагрузок.

При разработке плана спортивной подготовки для групп начальной

подготовки тренировочный процесс носит преимущественно обучающую

направленность. При этом отсутствует выраженная волнообразность физических нагрузок, исключается резкая смена периодов нагрузки и восстановления.

Для обеспечения этапов спортивной подготовки используется система

спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение

состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных

результатов.

Система спортивного отбора включает:

а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью

ориентирования их на занятия спортом;

б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп

спортивной подготовки по виду спорта шахматы;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных

сборах и соревнованиях.

Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным

дисциплинам вида спорта шахматы определяются в программе и учитываются

при:

- составлении планов спортивной подготовки, начиная с этапа

совершенствования спортивного мастерства;

- составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных

мероприятий.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- тренировочные сборы;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства. Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта шахматы допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку. Для обеспечения круглогодичной спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов.

Порядок формирования групп спортивной подготовки по виду спорта

шахматы определяется самостоятельно.

Учащимся, выполнившим предъявляемые Программой требования,

предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же

этапе спортивной подготовки.

С учетом специфики вида спорта шахматы определяются следующие

особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование

тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок

разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и

возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий

проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта шахматы

осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер

безопасности в целях сохранения здоровья учащихся.

Комплектование учебных групп, организация тренировочных занятий

проведение воспитательной работы с учащимися осуществляется

администрацией, педагогическим советом и тренерским советом отделения

шахмат в соответствии с уставом. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего педагогического коллектива.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки

шахматистов имеет использование в образовательном процессе передовых

методов обучения, тренировки и организации тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям

шахматами детей, подростков, юношей и девушек и отвечающих требованиям по уровню спортивной подготовленности данному этапу. В отдельных случаях

учащиеся, не отвечающие соответствующим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения при условии, что эти учащиеся имеют потенциал, позволяющий достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года. В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения. Состав групп формируется из обучающихся примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей в 1-2 года по возрасту. Возраст обучающихся на момент зачисления должен быть не менее 7 лет.

В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое), трех (трехцикловое) и т.д. Российские ученые Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ф.П. Суслов, М.А.Годик и др. выделяют следующие периоды (этапы) подготовки: I - подготовительный период; II - соревновательной период; III - переходный периоды. В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название "сдвоенного" и "строенного" циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Описанные варианты построения годичного цикла в различных видах спорта исходят из основных закономерностей динамики спортивной формы и чередования ее фаз. Все эти методологические концепции предполагают достижение спортсменами высшей спортивной формы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: