ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ




Программа опирается на обще дидактические принципы, которые по-своему проявляются в процессе обучения. Отметим некоторые из них.

1) Принцип последовательности, движение от простого к сложному выстраивают логику освоение основных тематических разделов программы. Это делает процесс обучения органичным и непринужденным.

2) Принцип научности. В процессе обучения дети осваивают систему дебюта, середину игры и окончания, знакомятся с целым рядом партий, приемами и методами ведения игры.

3) Принцип наглядности в настоящем образовательном курсе сочетается с опорой на коллективное творчество: объясняя материал, тренер-преподаватель показывает на большой доске те или иные позиции используя при этом коллективную творческую работу занимающихся.

4) Принцип доступности реализуется, прежде всего, в объяснении тренером-преподавателем материала, который должен даваться с учетом индивидуальных

особенностей и способностей занимающихся. При необходимости тренер-преподаватель должен включать в занятия индивидуальное объяснение сложных моментов в освоении программы.

Медико-психологическое сопровождение образовательной

Программы.

Методы преодоления инертности мышления. Наиболее благоприятным для начала обучения шахматам является возраст 7-12 лет, т.к. у занимающихся более старшего возраста не приобщённых к подобной интеллектуальной деятельности, нередко складывается привычка к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действий. Реконструировать такие стереотипы восприятия и мышления достаточно трудно. Поэтому каждого занимающегося с момента поступления в спортивную школу необходимо активно включить в процесс обучения, своеобразного открытия приемов и методов шахматной борьбы на основе тактического и стратегического мышления.

В процессе обучения приходится преодолевать негибкость, инертность, косность мыслительных процессов. Инертность мышления приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий, к стремлению действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение позиции. В результате чего юные шахматисты, пришедшие к ошибкам или неверным решениям, при новых попытках решить задачу возвращаются к тем же вариантам, которые уже привели к неудаче. Они испытывают большие трудности при попытках рассматривать несколько вариантов в многовариантных решениях задач. С наибольшей остротой трудности ломки и перестройки стереотипов мышления проявляются при переходе от атаки на короля к защите и наоборот.

Все вышеперечисленные трудности, связанные с инертностью, устраняются в результате систематических, целенаправленных теоретических занятий, основанных на базе таких методов обучения, как переключение и стимуляция поисковой активности. Все это дает положительные результаты и помогает развивать гибкость мышления даже у самых инертно мыслящих занимающихся, если, конечно, это не слишком поздно.

Воспитательная работа

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Организация учебно-тренировочных занятий, воспитательная и культурно- массовая работа с учащимися ДЮСШ осуществляются директором школы, заведующим учебной частью, преподавательским составом и родительским комитетом в соответствии с требованиями Типового положения о детско- юношеской спортивной школе.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, а дополнительно в спортивно-оздоровительных лагерях. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

 личный пример и педагогическое мастерство тренера;

 высокая организация учебно-тренировочного процесса;

 атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

 дружный коллектив;

 система морального стимулирования;

 наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

 проводы выпускников;

 регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

 проведение тематических праздников;

 встречи со знаменитыми спортсменами;

 экскурсии;

 тематические диспуты и беседы;

 оформление стендов и газет.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Соревнования могут быть средством контроля над успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения учеников во время соревнований, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: