Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88
Оглавление
Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса
Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса
Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса
Предлагаемая вниманию коллег система артикуляционной гимнастики поможет учить детей с ограниченными возможностями правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнении для развития мелкой моторики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики (М.И. Кольцова. Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей с ограниченными возможностями мы создали систему артикуляционной гимнастики, соединив ее с упражнениями для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику необходимо проводить одновременно с артикуляционной на занятиях по звукопроизношению.
Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса
1. «Улыбка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам,
И сердиться нам не нужно.
Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.
Заборчик».
Из зубов заборчик строй -
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.
Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.
Желобок».
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Узкий, узкий желобок.
По нему ручей течет.
Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.
Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулик, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).
Грибок».
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).
7. «Горка».
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).
Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.
Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка; Ладонь одной руки сжата в кулак. Пальцы другой собраны в пучок и «воткнуты» в другую руку.
Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса
1. «Вкусное варенье».
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем левую.
Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Язык, не касаясь губ копчикам, производит движения вверх, вниз: руки ладонями вниз, не касаясь сточи, производят те же движения.
Гармошка».
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.
Лошадка».
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.
Непослушный язычок»
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.
Барабан».
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.
Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они
Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.
Часики».
Мой веселый язычок
Словно маятник часом:
Вправо - влево, вправо - влево
Он всегда ходить готов.
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо - влево.
Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса
Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции
1. «Улыбка-трубочка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».