Программы коррекционного обучения (для детей с речевыми патологиями) в ДОО.




Дети с нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно – логопедической помощи. Работа в логопедических группах

осуществляется по различным программам.

В логопедических группах в ДОО для детей с общим недоразвитием речи используются следующие программы:

- Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (2006 г.);

- Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6 – го года жизни» (2009 г.).

Согласно «Программе коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (Н. В. Нищева; 2006 г.) на фронтальных занятиях речевое развитие осуществляется по следующим направлениям (развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова, обучение элементам грамоты, развитие связной речи и речевого общения) [8, с. 18].

В «Программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6 – го года жизни» (Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина; 2009 г.) фронтальные формы логопедической работы должны проводиться в утренние часы, их количество в неделю зависит от периода обучения.

Все обучение условно делится на три периода:

I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. Занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения 2 раза в неделю.

II период обучения: декабрь, январь, февраль, март. Проводится 2

фронтальных логопедических занятия в неделю по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 – по формированию произношения, 1 – по обучению грамоте.

III период: летние месяцы [13, с. 32].

Согласно содержанию «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6 – го года жизни» (Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина;

2009 г.) фронтальные формы логопедической работы должны включать в себя следующие компоненты:

а) формирование лексико-грамматических средств языка;

б) обучение диалогической и монологической речи;

в) совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

г) овладение элементами грамоты [13, с. 6].

Одной из основных задач, сформулированных в программе Т. Б. Филичевой и Г. В.Чиркиной, является развитие связной речи детей. Для решения данной задачи уточняется и расширяется словарный запас детей, совершенствуется грамматический строй речи, происходит практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.

Подбор речевого материала для фронтальных форм логопедической работы, методические приемы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам программы дошкольной образовательной организации.

В настоящее время для коррекции фонетико – фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста используется «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)» (Т. Б. Филичевой и Г. В.Чиркиной; 2003 г.).

Количество фронтальных форм логопедической работы, согласно данной программе, варьируется в зависимости от периода обучения: в I периоде — два фронтальных логопедических занятия в неделю, во II — три,

в III – 4четыре [16, с.26].

Как отмечают Т. Б. Филичева и Г. В.Чиркина, фронтальные формы логопедической работы должны включать в себя несколько эта­пов.

I ЭТАП. Закрепление правильного произношения изу­чаемого звука.

На данном этапе рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико – грамматических категорий (един­ственное и множественное число существительных, согласова­ние прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также

различные виды работ, направленные на развитие связной речи.

II ЭТАП. Дифференциация звуков (на слух и в произно­шении).

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно про­износить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко – слоговой структуры слов. III этап. Подготовка к овладению грамотой.

На данном этапе включаются упражнения, направленные на обучение детей осознанному анализу и синтезу звукового состава сло­ва. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фоне­матического развития [16, с. 32].

Цель «Программы логопедической работы с заикающимися детьми», (С. А. Миронова; 2008г.) заключается в обучении детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. С. А. Миронова разработала систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы детского сада. На каждом занятии логопед и воспитатель должны решать две задачи: программную и коррекционную.

Исходя из содержания данной программы на фронтальных формах логопедической работы, осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью [7, с. 15]. Речь без заикания достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание

регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной [7, с. 20].

Постепенно на фронтальных формах логопедической работы осуществляется поэтапное и посильное усложнение речи за счет сокращения наглядной опоры. Происходит переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам, как

по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

На фронтальных формах логопедической работы наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка.

3. Особенности планирования фронтальных форм логопедической работы в ДОО.

В основе планирования фронтальных форм логопедической работы лежат тематический и концентрический принципы.

Тематический принцип распределения познавательного и речевого материала предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребёнка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива. Изучение темы параллельно осуществляется на разных формах деятельности: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на рисовании, лепке, аппликации, конструировании, в разнообразных играх. Одни виды работы проводятся логопедом, другие воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение решаемых ими задач.

Чтобы обеспечить разностороннее развитие речи детей в содержание

фронтальных форм логопедической работы должны войти около 20

тем. Их подбор и расположение определяется следующими условиями: сезонность и социальная значимость, а также темы могут носить и нейтральный характер.

Одним из важнейших факторов реализации тематического принципа

является концентрированное изучение темы, например, в течение одной

недели, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и

того же речевого материала. Многократность повторения очень важна как

для процесса восприятия речи детьми, так и для её активизации.

В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Фронтальные формы логопедической работы проводятся по определённому графику согласно периоду обучения.

При планировании и проведении фронтальных форм логопедической работы по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи логопеду следует чётко определить тему и цель; выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны освоить в активной речи; отобрать лексический материал с учётом темы и цели работы.

Далее необходимо обозначить основные этапы фронтальных занятий, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность; обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; включить разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей.

Дополнительными факторами, обеспечивающими продуктивность фронтальных форм логопедической работы с детьми в ДОО являются:

- свободное размещение детей (в кругу, полукругом, около логопеда), что

позволяет детям рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;

- чёткая и логичная система подбора вопросов, адресованных всем детям или одному ребёнку;

- красочные и разнообразные пособия, а также предварительный подбор материла для работы с родителями;

- ориентация на общие интересы детей в целях активизации их

высказываний;

- постепенное повышение эмоциональной насыщенности фронтальных форм

работы, чтобы наиболее интересные фрагменты приходились на период нарастания усталости;

- корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей [15, с. 34].

Оптимизация содержания фронтальных форм логопедической работы обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы детей, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.

Ход и результаты каждого занятия должны стать для логопеда предметом самоанализа. Рекомендуется проводить самоанализ под влиянием свежих впечатлений, т. е. непосредственно после фронтальных форм работы,

так как от его результатов будет зависеть планирование новой работы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите основные нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопеда в ДОО.

2. Охарактеризуйте специфику проведения фронтальных форм логопедической работы согласно программам коррекционного обучения детей с речевыми патологиями в ДОО.

3. Раскройте особенности планирования фронтальных форм логопедической работы в ДОО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: