Логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения) [1].
Основными задачами логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
- своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
- коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
- предупреждение и профилактика речевых нарушений;
- пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся[1].
На логопедический пункт зачисляются ученики, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, нарушения произношения - фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата).
В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи) [10].
Система работы логопеда общеобразовательной школы включает в себя следующие направления:
1) диагностика (обследование) состояния устной и письменной речи;
2) коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
3) консультативно-профилактическая работа;
4) работа по повышению квалификации и самообразование.
Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Основными задачами диагностики являются:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулирование логопедического диагноза;
- составление программы логопедической работы [1].
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.
По окончании периода обследования логопед комплектует учебные группы. При комплектовании групп следует учитывать:
- возраст учащихся;
- структуру и степень выраженности речевого недоразвития;
- продолжительность обучения (первый (второй) год обучения) [1].
Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия.
В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы или группы с меньшей наполняемостью (количество детей в группах с меньшей наполняемостью определяется в 2 - 3 человека для основного контингента обучающихся с ОНР и ФФН); зачисляются также в эти группы дети с более выраженным дефектом; количество детей в городских и сельских общеобразовательных учреждениях указано в скобках):
- с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, (4-5, 3-4);
- с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим недоразвитием речи (ФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6, 4-5);
- с недостатками произношения (6-7, 4-5).
Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы (1-4, 1-3 классы) [10].
Планирование логопедической работы.
В начале учебного года, после обследования и комплектования учебных групп логопед составляет перспективные планы работы на текущий учебный год с каждой группой. В случае, если на логопедическом пункте укомплектовано несколько групп учащихся с одинаковой структурой дефекта, то допускается составление для этих групп одного перспективного плана.
На основании перспективного плана логопед разрабатывает поурочные планы логопедических занятий, которые представляют собой подробные конспекты с изложением их целей и задач, описанием используемого оборудования и материала, а также поэтапного хода работы.
Логопедическое занятие должно быть составлено с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Для логопедов, имеющих большой опыт работы, допускается составление краткого плана занятия с указанием видов работ. В настоящее время не все дети беспрепятственно справляются с учебным материалом. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в овладении письмом и чтением. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной степени тяжести, низким уровнем сформированности психических процессов, психологических предпосылок к обучению[1].
Анализ специальной и методической литературы показывает, что разработкой методов и приемов работы с учащимися, занимаются многие авторы: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. Общее содержание коррекционной работы, предлагаемой каждым из авторов, направлено на устранение у школьников пробелов в развитии речи.
В логопедической работе с учащимися выделяют несколько этапов:
- работа над словом;
- работа над предложением;
- работа с предлогами;
- формирование связной речи;
- работа над звуковым и слоговым составом слов [1].
Следует отметить, что последовательность и содержание логопедической работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу. Например, если у учащихся выраженные нарушения звуковой стороны речи, фонематических процессов, звуко-буквенного анализа слов, то начинать работу можно с последнего этапа, а затем переходить к формированию лексико-грамматического строя речи и совершенствованию связной речи.
Работа по формированию связной речи проводится на отдельных
занятиях и поэтому в данном плане не отражена. Каждый специалист может вносить в план те изменения, которые необходимы на том или ином этапе работы с конкретной группой учащихся. Количество часов по каждой теме устанавливает сам логопед. Тематика лексических тем также зависит от объема и качества словарного запаса учащихся. Немаловажное значение имеет использование игровых и занимательных заданий. Они стимулируют мыслительные процессы, повышают мотивацию к занятиям. Поэтому в данном плане представлены разнообразные игры, которые применяются на всех этапах логопедической работы [1].
Содержание и последовательность работы логопеда позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. А это и есть одна из основных задач логопедической работы в школе.