ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕСУРСО-РАЗРУШАЮЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И АСУБЪЕКТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ




Водопьянова Н.Е. Носова Д.

Несмотря на множество научных исследований профессионального выгорания, многие аспекты данного феномена являются не раскрытыми и дискуссионными. В частности, не определены первопричины «затухающего горения» и возможности восстановления эмоционально-мотивационной «вовлеченности и горения» человека на работе. Является ли выгорание неизбежным процессом, связанным, например, с возрастным снижением метаболизма и мозговой активности, можно ли его замедлить или остановить? Негативный взгляд на синдром выгорания рассматривает выгорание как неизбежный и необратимый процесс для тех, кто чрезмерно много работает, вкладывает большие душевные и физические усилия. Данный взгляд представляется пессимистическим относительно научных представлений о громадной части нереализованного потенциала человека в его земной жизни, а также о примерах жизни выдающихся людей, плодотворно работающих без каких-либо признаков выгорания до глубокой старости.

Другая точка зрения носит оптимистичный взгляд на возможность противостояния психическому выгоранию. Позитивный взгляд опирается, во-первых, на имеющиеся в литературе эмпирические доказательства снижения выраженности профессионального выгорания после серии психологических тренингов [Водопьянова 2011; Dierendonck, Garssen, Visser 2005]. Во-вторых, позитивный взгляд на профессиональное выгорание обусловлен тем, что острое переживание психологического дискомфорта, неудовлетворенности самореализацией в труде может стать толчком (точкой бифуркации) для актуализации новых ресурсов (личностного роста), личностной реконструкции, для смены индивидуального стиля деятельности, изменения ценностных приоритетов, установок, расширения репертуара совладающего поведения. Учитывая, что феномен выгорания это – не просто результат профессиональных и экзистенциальных стрессов, а следствие их непродуктивного или неконструктивного преодоления, оптимистический взгляд на проблему обратимости профессионального выгорания опирается на гуманистические представления о высоком личностном потенциале и психоэнергетических ресурсах совладания с трудными жизненными ситуациями.

Совладающее поведение как атрибут субъектных характеристик человека мы рассматриваем в качестве одного из ключевых ресурсов противодействия процессам выгорания. В серии наших исследований доказано, что лица, использующие конструктивные – здоровьесберегающие, гибкие и адекватные ситуациям способы совладания, отличаются относительно высокой устойчивостью к синдрому выгорания по субфакторам эмоционального истощения и деперсонализации. Установлено, что коррекция данного синдрома возможна через обучение конструктивным копинг-стратегиям, которые повышают ресурсообеспечение человека в трудных ситуациях и способствуют смягчению симптоматики выгорания [Водопьянова, 2011; Водопьянова, Старченкова, 2009].

В контексте субъектного подхода к противодействию негативным последствиям профессиональных стрессов и выгоранию научно-прикладной интерес представляет выявление субъектно-личностных качеств (ресурсов), которые способствуют конструктивному совладанию с профессионально трудными ситуациями.

Цель исследования: изучение взаимосвязи когнитивных копинг-стратегий, субъектных качеств и профессионального выгорания.

Основная гипотеза исследования: феномен профессионального выгорания является следствием асубъектной жизненной позиции – потери субъектной активности, что отражается в отрицательных корреляциях выгорания с высокоресурсными конструктивными копинг - стратегиями и показателями субъектной активности. Частная гипотеза: выраженность конструктивных когнитивных копинг-стратегий положительно коррелирует с показателями субъектной жизненной позиции и отрицательно – с профессиональным выгоранием.При этом под конструктивными когнитивными копинг-стратегиями понимается проявление активности субъекта совладания-субъектной – активной жизненной позиции; субъектная жизненная позиция проявляется в атрибутивной установке на оптимизм, активность и самоэффективность. Самоэффективность рассматривается как вера в собственные силы и позитивные результаты. Асубъектная жизненная позиция проявляется в атрибутивной установке на пессимизм, низкой самоэффективностью и преобладанием низкоресурсных копинг – стратегий.

Объект исследования: руководители различных направлений коммерческой деятельности (менеджеры высшего и среднего звеньев) с разными показателями профессионального выгорания и разной жизненной позицией.

Задачи исследования

1. На основе теоретического анализа выявить «субъектные» и «объектные» копинг-стратегии.

2. Определить структурные связи копинг-стратегий, субъектной активности и профессионального выгорания;

3. Определить влияние асубъектной жизненной позиции и неконструктивных копинг-стратегий на выраженность профессионального выгорания.

 

Методика исследования

В исследовании участвовали менеджеры высшего и среднего звеньев общим числом 81 человек. Из них 39 мужчин и 42 женщин. Возраст от 25 до 66 лет. Обязательным условием был опыт работы в руководящей должности не менее трех лет.

В исследовании использовались следующий комплекс методик:

- Опросник «Профессиональное выгорание» для социономических профессий, измеряющий три субфактора – эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений (профессиональная эффективность) и интегральный показатель выгорания [Водопьянова 2009].

- Шкала AOS в модификации Н.Е.Водопьяновой и М. Штейн, представленная двумя показателями субъектной активности – оптимизм и энергичность (активность) [Водопьянова 1998; Водопьянова 2009].

- Российская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема в модификации В. Ромека, в которой показатель самоэффективности характеризует проявление субъектности, как уверенности в собственной эффективности.

- Опросник CERQ голландских авторов Garnefski, Kraaij, Spinhoven. Перевод и адаптация Д. Носовой (Носова 2012). Опросник содержит 9 шкал, с помощью которых оцениваются когнитивные копинг-стратегии: самообвинение, смирение, размышление, позитивное рефокусирование, планирование, позитивная переоценка ситуации, снижение значимости ситуации, катастрофизация ситуации, обвинение окружающих [Garnefski, Kraaij, Spinhoven, 2001].

В работе применены методы статистического анализа данных с помощью программы статистического пакета SPSS 20 и Microsoft Office Excel 2003. Корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена. Двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA для выявления особенностей когнитивных копинг-стратегий менеджеров – мужчин и женщин с различным профессиональным стажем. Для определения структурных связей копинг-стратегий, показателей субъектной активности и сокращения числа значимых факторов был проведен факторный анализ, имеющий целью группировку общей совокупности факторов на три. Регрессионный анализ для определения влияния субъектной активности на профессионального выгорания выбор конструктивных (ресурсных) когнитивных копинг-стратегий.

Результаты

На основе мета-анализа когнитивные копинг - стратегии предложенные в методики CERQ были классификацированы по выраженности субъектных (активных) или «объектных» (пассивных) характеристик человека как субъекта совладания. Результаты факторного анализа позволили разделить когнитивные копинг-стратегии на три группы. В первую группу вошли активные копинг-стратегии, направленные на поиск или на активизацию ресурсов совладания: позитивное рефокусирование, планирование, позитивная переоценка, снижение значимости события, условно названные нами как «субъектные» копинг-стратегии, отражающие высокую ресурсно-поисковую активность.

Во вторую группу вошликопинг-стратегии с относительно низкой субъектной активностью: смирение, катастрофизация, обвинение других (уход от ответственности). Данные стратегии были условно названы нами как «объектные». В третью группу вошли те когнитивные копинг-стратегии, которые не имеют ярко выраженной субъектной активности и в равной мере могут быть отнесены как к «субъектным» (активным), так и «объектным» (пассивным, зависимым) жизненным позициям. Данная группа стратегий была названа нами как «субъектно-объектные копинги».

В результате корреляционного анализа были получены следующие значимые связи. «Субъектные» когнитивные копинг-стратегии с высокой ресурсно-поисковой активностью положительно связаны с параметрами субъектной жизненной позиции (позитивное мышлении в виде оптимизма, энергичность и самоэффективность) и отрицательно с интегральным показателем профессионального выгорания. «Объектные» копинг-стратегии (с ресурсоразрушающей направленностью) положительно коррелируют с показателями профессионального выгорания и отрицательно – с параметрами активной субъектной жизненной позицией.

Регрессионный анализ показал, что наибольший вклад в профессиональное выгорание вносят такие ресурсоразрушающие стратегии как самообвинение, катастрофизация, обвинение окружающих и низкая самоэффективность как показатель слабой выраженности субъектности. Таким образом, подтверждается наша гипотеза о том, что профессиональное выгорание является следствием потери субъектной активности и «ресурсности» совладания.

Очевидно, высокая выраженность профессионального выгорания с одной стороны, индуцируется ресурсоразрушающей направленностью копинг стратегий. С другой стороны, процессы выгорания выступают причиной «объектных» копинг – стратегий и асубъектной жизненной позицией. В связи с этим психологическая помощь «выгорающим» специалистам должна быть ориентирована на развитие субъектной жизненной позиции, позитивного мышления, инициирование конструктивных – высокоресурсных копинг-стратегий.

 

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. Издательство СПбГУ 2011. 230с.

2. Водопьянова Н.Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса/ «Психологические проблемы самореализации личности»// вып.2, 1998. С. 144-15.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Роль ресурсно-инвестиционного копинга в развитии индивидуальной стресс-резистентности // Вестник СПБГУ. Сер. 12. 2009. Вып.3. С. 13-22.

4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса – СПб.: Питер, 2009.

5. Ромек В. Русская версия шкалы общей само-эффективности Р.Шварцера и М.Ерусалема. Иностранная психология. – 1996. №7 – С.3-12.

6. Dierendonck, D. V., Garssen B., Visser A. Burnout prevention through personal growth. // International Journal of Stress Management. Vol. 12. №1. 2005. – P. 62-77.

5. 7. Garnefski, Kraaij, Spinhoven / CERQ: Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire - Leiderdorp, The Netherlands: DATEC, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: