Повышение уровня речевой культуры как путь преодоления речевой агрессии




Почему невозможно полностью устранить речевую агрессию из нашего общения?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.

Во-первых, можно говорить о врожденной склонности к агрессии и, как следствие, неизбежности тех или иных ее проявлений в нашей жизни. Психические и психологические особенности личности (стремление к доминированию, потребность в эмоциональной разрядке, выплеске отрицательных эмоций и т. п.) определяют нашу внутреннюю готовность к речевой агрессии или, по крайней мере, – к агрессивному отражению словесного нападения собеседника.

Во-вторых, многообразие причин и форм проявления речевой агрессии, а также сфер ее бытования в современном мире также не позволяет полностью искоренить это отрицательное явление. Даже если представить идеальную ситуацию: мы с вами научились полностью контролировать собственную речевую агрессию, – грубость, враждебность по отношению к нам обязательно проявятся со стороны других людей – пассажиров автобуса, продавцов на рынке, соседей по подъезду и т. д.

В-третьих, мы уже отмечали лояльность современного – особенно российского – общества к речевой агрессии. И до тех пор, пока мы отказываемся объективно признать серьезную коммуникативную опасность этого явления, пока рассматриваем его как норму общения, пока не желаем видеть собственную склонность к речевой агрессии, – все попытки осуществления контроля над ней будут бессмысленны.

Таким образом, полностью устранить речевую агрессию из общения невозможно. Однако можно научиться ее контролировать, сдерживать, предотвращать, не прибегая при этом к ответной агрессии.

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умениями правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, профессия которого предполагает повышенную ответственность за свои речевые действия, – особенно необходимая.

В рамках настоящего учебного пособия мы рассмотрим следующие направления осуществления контроля над речевой агрессией:

I. Повышение уровня речевой культуры через самонаблюдение и самоконтроль, развитие способности к толерантности и эмпатии.

II. Овладение частными психолого-педагогическими приемами предупреждения и устранения речевой агрессии в конкретных ситуациях общения.

III. Использование средств речевого этикета для предотвращения вербальной агрессии.

IV. Риторизация учебно-воспитательного процесса и включение риторики в систему обязательных предметов школьного курса с целью повышения уровня речевой культуры учащихся, овладения ими навыками эффективного гармонизирующего этикетного общения, не допускающего проявлений вербальной агрессии.

 


Повышение уровня речевой культуры как путь преодоления речевой агрессии

Рефлексия, эмпатия, толерантность… Что стоит за этими сложными словами – сугубо научными и не каждому знакомыми терминами? Как может представление о таких абстрактных понятиях помочь конкретному человеку в противостоянии речевой агрессии, преодолении склонности к обидному общению, грубости своей речи?

1. Рефле́ксия (лат. reflexio – загибание, поворачивание) – размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания, самоанализ. Рефлексия предполагает самонаблюдение и самоконтроль над своей речью, систематическую работу по выявлению недостатков собственной речевой деятельности. Например, всегда ли ваши обращения, просьбы, отказы являются вежливыми? Извиняетесь ли вы за ошибку, несправедливую оценку? Можете ли уклониться от ссоры?

Ответы на эти и подобные вопросы позволяют объективно оценить свои способности к преодолению вербальной агрессии, адекватному речевому поведению в конфликтной ситуации.

2. Эмпа́тия – способность к сопереживанию, состраданию, умение понять другого человека. Это умение очень важно для предотвращения речевой агрессии в ситуации несогласия, когда возможно непонимание позиции собеседника. Почему он думает именно так, а не иначе? Какие эмоции и чувства испытывает в данный момент? Знакомо ли мне подобное состояние?

Ответы на эти вопросы помогают нам объективно оценить личностные особенности адресата, его психологическое состояние, коммуникативную подготовленность. Чтобы избежать обидного общения, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше» ссоры.

Необходимо обратить особое внимание на то, что данная способность не только определяет доброжелательный тон и этикетный характер речевого общения, но и является важнейшей составляющей коммуникативной компетенции говорящего и речемыслительной культуры в целом.

3. Толерантность (лат. tolerans – терпеливо переносящий) – терпимость, снисходительность. Толерантность предполагает корректность оценок, умение прощать другого человека за его резкость, несдержанность в речи, признание права собеседника на собственное мнение.

Афоризм

«Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства» (Г. Винклер).

Это позволяет избежать словесного давления на адресата, сделать общение дружески равноправным.

Постоянное повышение индивидуального уровня речевой культуры – первый шаг на пути преодоления вербальной агрессии.

Запомним принцип «трех С», позволяющий преодолеть склонность к обидному общению:

– самоанализ,

– сопереживание,

– снисходительность.

Частные психолого-педагогические приемы контроля над речевой агрессией – это методы и способы психологического и воспитательного воздействия, позволяющие предупредить или устранить речевую агрессию в конкретных ситуациях общения. Рассмотрим основные из них.

1. Игнорирование речевой агрессии (в психологии – метод «угашения») предполагает, что человек не реагирует на речевую агрессию в свой адрес, как бы «не замечает» враждебности со стороны собеседника, не отвечает грубостью на грубость.

В зависимости от конкретных условий общения, игнорирование может воплощаться в различных формах, как словесных, так и невербальных:

– молчание в ответ на агрессивное высказывание;

– отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти);

– продолжение общения в спокойной, ровной тональности.

Народная мудрость

– Слово – серебро, молчание – золото.

– Кстати промолчать, что большое слово сказать.

– Тихое молчание – чем не ответ?

– На гнилое слово держи ухо глухо.

Механизм действия этого метода достаточно прост: очень часто общение в ситуации речевой агрессии строится по принципу: «он мне – слово, а я ему – десять». Так – слово за слово – и вспыхивает ссора, словесная перебранка, каждый участник которой пытается «переговорить» противника, стремясь оставить за собой «последнее слово».

Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности); во-вторых, разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).

Это достаточно действенная мера против речевой агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение.

Подчеркнем, что, с одной стороны, это самый простой способ избежать вербальной агрессии, поскольку не требуется никакой специальной речевой подготовки, словесной изобретательности.

С другой стороны, для того чтобы не замечать грубость, нужны сила воли, умение проявить терпение, выдержку, спокойствие – качества, которые необходимо развивать в себе упорно и целенаправленно.

Практические пути развития перечисленных качеств – активное участие в спорах, дискуссиях; публичные выступления; аутотренинг.

2. Переключение внимания – способ противостоять речевой агрессии, предполагающий попытку изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, перевести разговор на другую тему.

Следует особо отметить, что этот прием требует от говорящего достаточной коммуникативной подготовки, которая предполагает следующие речевые умения:

– умение управлять течением разговора;

– умение быстро реагировать на слова собеседника;

– умение подбирать наиболее уместные для данной ситуации общения слова.

Выделим основные способы переключения внимания:

– задать собеседнику неожиданный вопрос («А что ты думаешь о…?»; «Сколько времени мы уже потратили на ссору?» и т. п.);

– внести интересное предложение («Давай лучше сходим в кино!»; «Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии» и т. п.);

– в процессе педагогического общения – предложить интересное, необычное, увлекательное задание (например, дидактическая или ролевая игра, решение учебного кроссворда, использование раздаточных материалов, просмотр учебного диафильма и пр.);

– в педагогическом общении – чередование различных видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (см. зад. 8).

3. Метод проецирования личностных качеств и поведенческих реакций, необходимых для устранения речевой агрессии, предполагает, что говорящий изначально видит положительные качества адресата (доброту, отзывчивость, скромность и т. п.) и в определенной ситуации «проецирует» (актуализирует, упоминает) эти качества с помощью различных по содержанию высказываний, которые подчеркивают неожиданность и случайность проступка.

Афоризмы

– «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего» (М. Горький).

– «Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную» (Л.Н. Толстой).

– «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать… Педагог обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко).

Формами таких высказываний могут быть:

– напоминание (например: «Ты же умный, рассудительный мальчик!»);

– выражение удивления (например: «Неужели ты мог сказать такое?]»);

– выражение разочарования (например: «А я-то думала, ты поступишь по-другому…») и т. п.

4. «Тактическое сомнение» (метод «подзадоривания») – частная разновидность метода проецирования – средство целенаправленного речевого воздействия на адресата путем словесного «вызова» или «провокации»: задеть самолюбие, бросить вызов, выразить притворное недоверие.

Например, так: «Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась…»; «Ну-ка, кто самый смелый – кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!» и т. п. (см. зад. 9).

Механизм воздействия здесь в целом сходен с методом проецирования: актуализация в сознании ребенка позитивной модели речевого поведения с помощью словесных стимулов.

При этом степень эффективности речевого воздействия зависит от быстроты нашей реакции на агрессивное высказывание, скорости «включения» в речевую ситуацию и знания психологических особенностей адресата и его ценностных предпочтений (что именно может затронуть самолюбие собеседника?).

5. Использование положительных оценочных высказываний – словесная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к собеседнику, выражение похвалы (ср. термин бихевиористики «положительное подкрепление», термин американского психоаналитика Э. Берна «словесные поглаживания»).

Это способствует созданию положительной атмосферы общения и препятствует речевой агрессии.

Афоризмы

– «Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами» (Плутарх).

– «Если все время человеку говорить, что он «свинья», то он, действительно, в конце концов захрюкает» (М. Горький).

«Слово ласковое – мастер дивных див» (В. Маяковский).

Особенно важны положительные оценочные высказывания в педагогическом общении, которое, как общеизвестно, уже само по себе является системой оценочных ситуаций: в форме отметки или словесной оценки мы выражаем отношение к учебной деятельности ребенка.

Однако очень часто наблюдается обратная ситуация, когда типичной моделью речевого поведения учителей, воспитателей, родителей становится проецирование отрицательных качеств ребенка. Мы склонны не замечать положительных сторон его деятельности или заведомо, потенциально обвинять в том, что он мог бы сделать плохо, неправильно, не так, как нам бы хотелось. Таким образом, возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию – протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло».

Механизм воздействия положительных оценочных высказываний заключается в том, что позитивная оценка вызывает у ребенка чувство удовлетворения, ощущение уверенности в себе, которые по ассоциации каждый раз воспринимаются вместе с воспоминанием о том действии, за которое получено поощрение. Это, в свою очередь, помогает успешно преодолевать аксиологический барьер в процессе педагогического общения.

Такой прием позволяет как предупредить возможную речевую агрессию, так и устранить некоторые уже возникшие ее проявления – прежде всего, явную открытую переходную агрессию в форме враждебных замечаний, грубых отказов.

Очень важно, чтобы положительные оценочные высказывания были разнообразными по форме.

Во-первых, таким образом проявляется искренность отношения учителя, взявшего на себя труд обойтись без шаблонной фразы. Во-вторых, разнообразие положительных оценок реализует индивидуальный подход к каждому ученику, учитывает его личностные особенностей и предпочтения. В-третьих, это один из действенных способов привлечения внимания, который позволяет поддерживать интерес учащихся не только к данному одобрительному высказыванию учителя, но и ко всему предмету его речи в целом.

Формами положительных оценочных высказываний могут быть не только традиционное выражение похвалы, поощрения («Молодец!», «Умница!» и т. п.), но и такие высказывания, как:

– обращение к прошлым успехам (например, «В прошлый раз вы отлично поработали!»);

– выражения согласия, одобрения, благодарности, поддержки мнения, действия, начинания ребенка (например: «Мне нравится, как ты выполнил это задание»; «Полностью разделяю твое мнение»; «Спасибо за интересный вопрос»);

– цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов учащихся и т. п.

Таким образом, формальное и содержательное разнообразие положительных оценочных высказываний способствует установлению более тесного коммуникативного и эмоционального контакта между говорящим и адресатом, тем самым успешно препятствуя проявлению в общении речевой агрессии.

6. Открытое словесное порицание.

В процессе общения достаточно часто возникают ситуации, в которых необходимо акцентировать внимание на негативности проступка (разновидность «отрицательного подкрепления». Например, вы намерены подчеркнуть, что ваш собеседник вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо и т. п.

Прямое и непосредственное воздействие определяет назначение этого метода – устранение, в первую очередь, открытой, явно выраженной речевой агрессии.

На первый взгляд, прямое порицание – самый простой способ противостоять вербальной агрессии. Однако в реальной речевой практике он не всегда оказывается эффективен, поскольку прямое словесное воздействие (чаще всего в форме замечания, иногда – упрека, запрета, требования, призыва) закономерно может иметь прямо противоположный результат – вызвать ответную речевую агрессию.

Порицание должно быть очень хорошо продумано, потому что неуместное или несвоевременное его использование может легко нарушить гармонию общения, которое из равноправно-дружеского становится неравноправно-морализаторским и провоцирует речевую агрессию (ответное враждебное замечание, грубый отказ и т. п.).

Наконец, следует особо подчеркнуть:

Любое порицание должно выражаться в вежливой, корректной форме, с обязательным использованием средств речевого этикета, необходимых формул вежливости.

7. Юмор, шутка.

Использование этого приема для предотвращения и устранения речевой агрессии имеет четкое психологическое и биологическое обоснование: юмор и вызываемый им смех не совместимы с открытой агрессией.

Ученые-этологи установили, что наша улыбка, подобно оскалу у животных, является способом ритуализации переориентированной угрозы. Человеческий смех «в своей первоначальной форме был церемонией умиротворения или приветствия». Это «чрезвычайно сильное средство отведения агрессии», которое «доставляет ощутимое чувство социального единения». «Вызывающие смех комментарии или действия зачастую… просто «снимают» гнев у других».

Однако необходимо заметить, что шутка – весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки. Шутки неприязненного и оскорбительного содержания – это уже не юмор, а сарказм: насмешки, издевки, «шпильки». Такие шутки обижают, задевают адресата и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.

Выделим основные требования к шутке, с помощью ко торой можно устранить или предотвратить речевую агрессию:

– необидность (не должна задевать достоинство адресата);

– понятность (шутка, смысл которой неясен адресату, еще больше усилит взаимное отчуждение, разобщенность коммуникантов).

Шутка не должна быть обидной. Отличать юмор от иронии и сарказма

Юмор – умение видеть и показывать смешное; снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо; смех над относительно безобидными комическими противоречиями.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка, часто выражающая враждебность, недоброжелательство, пренебрежение, осуждение. Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония, негодующее осмеяние.

8. Убеждение – «разъяснение детям правил дисциплинированного поведения с той целью, чтобы на основании понимания и соответствующих чувств приучить их к соблюдению этих правил».

Выделим ряд требований, относящихся как к формальной, так и к содержательной стороне убеждающего высказывания, нарушение которых, во-первых, делает убеждение неэффективным; во-вторых, может вызвать раздражение, враждебность адресата.

Так, во избежание ответной речевой агрессии, не следует:

– разъяснять очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека), лучше корректно напомнить (например: «На эти слова Маша может обидеться»);

– морализировать отвлеченно, убеждать в абстрактном (например, в том, что «надо вести себя хорошо», «нужно быть умницей» и т. п.);

– убеждать в недоступном (например, в том, что «больше никогда не надо ссориться», или в том, что «всегда необходимо подходить мириться первому»);

– повышать тон (говорить раздраженно или излишне эмоционально, пафосно) – тон должен быть спокойным, ровным, но уверенным;

– убеждать походя (следует специально выбирать место и планировать время для убеждения – лучше сразу же после проявления вербальной агрессии и наедине с собеседником).

В качестве возможных приемов убеждения, позволяющих устранить или предотвратить речевую агрессию, можно назвать следующие:

а) начинать с описания достоинств адресата (его положительных качеств, достижений) с целью снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста, несогласия;

б) использовать прием смены ролей: словесное моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности речевого поведения через эмпатию. Для этого могут использоваться следующие формы высказывания:

– вопрос («А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?» и т. п.);

– побуждение («Представь, что ты оказался на месте Саши…» и т. п.);

– призыв («Подумай, как бы ты поступил на месте Саши» и т. п.) и др.;

в) использовать аргумент в форме сравнения, очевидными достоинствами которого является, во-первых, то, что он подводит ученика к объективной оценке собственного поведения; во-вторых, переключает его внимание и, следовательно, тормозит вербальную агрессию.

Например: ученик, увлеченный автоделом, только пришел в себя после бурного и резкого монолога. Учитель, молча выслушавший его, произносит: «Представь себе, что на соревнованиях ты садишься в машину, а тормозов у нее нет. Захочешь ты иметь с ней дело?» – «Что за вопрос!» – «Вот ты сейчас ее напоминал. И, знаешь, с тобой как-то не хотелось иметь дела».

9. Внушение – «убеждение, принимающее характер косвенного воздействия».

Во многих ситуациях педагогического общения внушение выступает более действенным способом предупреждения или устранения речевой агрессии, чем убеждение, поскольку такое воздействие является более мягким, скрытым, менее обидным для адресата.

Внушение может выражаться в различных формах:

– совет («На твоем месте было бы лучше поступить так…»);

– выражение мнения, отношения к проступку («Я бы сделала не так, а так…»);

– указание на положительные результаты выполнения требования и отрицательные последствия его невыполнения («Если будешь обзываться, никто не станет с тобой дружить») и пр.

10. Коррекционно-профилактическая беседа – разновидность устной диалогической формы педагогического общения; может рассматриваться как развернутая форма убеждения.

В коррекционно-профилактических целях используется два типа бесед:

– воздействующая (цель – помимо разъяснения каких-то явлений, понятий, воздействие на эмоции, чувства);

– убеждающая (цель – побуждение к какой-либо активности, влияя не только на сознание (информирование), но и на волю (аргументирование) с помощью обсуждения мнений, поступков).

Беседа может быть индивидуальной, если речевая агрессия уже имела место, или коллективная – преимущественно профилактической направленности. При подготовке к индивидуальной беседе с ребенком необходимо обратить внимание на следующие моменты:

– проводить индивидуальную беседу целесообразно только в том случае, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому, что данный ребенок вообще отличается склонностью к речевой агрессии;

– учитывать обстоятельства проявления вербальной агрессии, ее разновидность (восстановить приблизительное содержание диалога, последовательно проследить развитие речевой ситуации, определить уровень общения);

– знать индивидуальные личностные особенности ребенка (черты характера, способствующие / препятствующие проявлению речевой агрессии, и тип его языковой личности – тема 4).

Чаще всего беседа сочетается с другими способами речевого воздействия, например, убеждением, внушением, проецированием личностных качеств.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: