Пламенное желание добра – вот благородный предмет истинного красноречия, достойный добродетели.
М.В. Ломоносов.
Задачи изучения темы:
– показать возможности риторики как дисциплины, в рамках которой возможно обучение контролю над речевой агрессией в различных условиях общения;
– продемонстрировать возможности практического осуществления контроля над речевой агрессией школьников на занятиях по риторике.
В настоящее время в процессе воспитания и обучения намечаются новые подходы, активно внедряются новые принципы, разрабатываются прогрессивные методики. Какие из них можно использовать в целях преодоления агрессии в детской речи и в педагогическом общении?
Одним из таких подходов, дающих возможность осуществления системного, комплексного контроля над речевой агрессией в рамках общеобразовательной средней школы и ДОУ, является риторизация учебно-воспитательного процесса – использование законов риторики в организации и совершенствовании учебно-воспитательной деятельности.
Риторика – наука об эффективном речевом общении, опирающаяся на нравственные принципы. Ее задачей является решение не только коммуникативных, но и этических проблем общения.
Один из основных законов общей риторики – «закон гармонизирующего диалога» – гласит: задача оратора – «установить гармонические двусторонние отношения с адресатом». Данный закон выражает этический аспект процесса коммуникации и предполагает:
– внимательное, заинтересованное, дружеское отношение говорящего к адресату;
– учет говорящим воздействия своей речи на слушающего;
– отношения равноправия и сотрудничества между участниками общения;
|
– взаимную вежливость и доброжелательность.
В риторике, еще со времен античности, всегда уделялось большое значение нравственному началу, стоящему за словом: «Хочешь быть хорошим оратором – сначала стань хорошим человеком» (Квинтилиан).
В русском риторическом идеале гармония выражается в этических категориях смирения, скромности, кротости в речевом поведении. Эти принципы были сформулированы еще в «Лествице» Св. Иоанна, где описан путь духовного совершенствования человека: «Обучайся умному безмолвию, связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия». Не случайно и М.В. Ломоносов называет риторику «красноречием добродетели».
Риторизация учебно-воспитательного процесса предполагает включение риторики в школьное и дошкольное обучение не только в качестве одного из предметов, но и как основы для разработки концепции обучения, частью которой является педагогическое общение. Таким образом, риторика выступает как современная эффективная педагогическая технология управления процессами воспитания и обучения, которая способствует гармонизации взаимоотношений педагога и ученика и оздоровлению отношений внутри детского коллектива.
Помимо риторизации всего образовательного процесса одним из направлений реализации данного подхода в целях осуществления контроля над речевой агрессией в педагогическом общении выступает риторизация отдельного учебного предмета.
Это, в свою очередь, предполагает:
– изучение на уроках (прежде всего гуманитарного цикла – родного языка, литературы, словесности, истории, МХК, психологии, этики и др.) норм речевого поведения, правил общения;
|
– организацию речемыслительной деятельности учащихся на занятиях как с точки зрения общериторических законов, так и в соответствии с правилами речевого этикета.
В обучении школьников и дошкольников родному языку общее понятие риторизации воплощается в коммуникативно-деятельностном подходе, который в настоящее время частично реализуется в действующих учебниках по русскому языку для общеобразовательных средних школ РФ. Основная цель этого подхода – формирование и совершенствование умений и навыков речевого общения учащихся.
На уроках словесности коммуникативно-деятельностный подход может быть воплощен в самых различных направлениях и аспектах. Применительно к изучаемой проблеме можно выделить следующие из них:
1. Обращение на уроках словесности к специально отобранным текстам, в которых рассматриваются нормы речевого поведения, проблемы вербальной коммуникации, возможные варианты речевого поведения в различных ситуациях общения, использование необходимых средств речевого этикета и т. п.
В качестве таких текстов наиболее эффективным представляется использование известных произведений детской литературы как русских, так и зарубежных авторов (см. зад.1). В процессе их анализа на занятиях обращаем внимание учащихся на недопустимость речевой агрессии, отрицательные последствия этого явления для литературных персонажей – участников общения, отрицательное отношение к этой проблеме автора произведения.
Критерии отбора таких текстов:
– наличие эпизодов обидного и образцового общения в целях демонстрации и сопоставления противоположных моделей речевого поведения (например, ссора героев, диалог положительного и отрицательного персонажей и сцена примирения, этикетный диалог положительных героев);
|
– нравственно-этическая направленность текста, дающая методические возможности формирования у детей эмпатии, толерантности;
– обращение в той или иной форме к проблемам речевого общения (прямое – в речи персонажей, словах рассказчика; косвенное – в развитии сюжета, разрешении конфликта, сопоставлении персонажей);
– высокий художественный уровень и эстетическая ценность;
– известность (читаемость, популярность) или (и) наличие в школьной программе, программе дошкольного образования.
2. Использование в качестве дидактического материала занятия фразеологизмов, пословиц, афоризмов, кратких изречений о слове, языке и речи как форм осмысления постулатов доброжелательного, вежливого, неагрессивного общения.
Для организации учебного диалога-обсуждения этого материала могут быть использованы, например, такие вопросы:
– Как передается потомкам народная мудрость?
– Какой темой (идеей) объединены данные пословицы (фразеологизмы, афоризмы)?
– Какие правила устного общения в них отражены?
– Как вы понимаете смысл данных пословиц (фразеологизмов, афоризмов)?
– Какие качества речи всегда высоко ценились нашим народом?
3. Выполнение наряду с традиционными упражнениями по русскому языку (орфографическими, лексическими и пр.) специальных коммуникативных заданий и упражнений в виде целевых установок, предполагающих:
– аргументацию ребенком своей позиции, умение выражать согласие / несогласие;
– умение подтверждать, дополнять, уточнять, пояснять предмет речи;
– умение моделировать речевые ситуации, подбирая языковые средства, необходимые для решения тех или иных коммуникативных задач.
Все это должно способствовать формированию у школьников уважительного отношения к собеседнику, не допускающего проявлений речевой агрессии.
Очевидно, однако, что работа по преодолению агрессии в речи детей и подростков может осуществляться на уроках словесности только косвенно, опосредованно. Значит, этого явно недостаточно для осуществления эффективного контроля над агрессией в детской речевой среде.
Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-профилактической работы является включение в систему общеобразовательных предметов средней школы, занятий в ДОУ риторики как особого предмета, дающего возможность целенаправленного и последовательного обращения к вопросам речевого общения и, в частности, к проблеме вербальной агрессии.
Почему это целесообразно и необходимо?
1. В отличие от традиционного курса русского языка, риторика выступает как интегрированный курс, основная задача которого – обучение эффективному общению, организованному в соответствии с этическими нормами.
Одними из базовых учебных понятий курса являются «вежливость» (в чем она состоит; вежливо – невежливо – грубо) и «этикетный диалог» (просьба – вежливый отказ; комплименты; спор, но не ссора и пр.). Итогом обучения риторике должно стать формирование языковой личности ребенка с высоким уровнем овладения речемыслительной культурой.
2. Особым достоинством и уникальностью уроков риторики является возможность последовательного и целенаправленного формирования культуры речевого общения учащихся и обучения их этикетным речевым жанрам, противоположным, альтернативным типам таких высказываний, в которых проявляется речевая агрессия (вежливая просьба, вежливый отказ, комплимент и др.).
3. Занятие по риторике позволяет максимально эффективно и методически оправданно использовать коммуникативные, в частности, ролевые игры, предполагающие анализ и инсценирование различных ситуаций общения, создание разных моделей речевого поведения. Это предоставляет учащимся прекрасную возможность научиться находить наиболее оптимальные пути разрешения сложных конфликтных ситуаций, сравнивая возможные варианты коммуникативных стратегий и тактик.
Особую роль играет здесь то, что игра обеспечивает решение учебно-воспитательных задач в непринужденной форме, далекой от прямого порицания и догматического навязывания моральных установок, которые, как мы сказали, только провоцируют детскую речевую агрессию.
Кроме того, отметим коллективный характер коммуникативных игр, которые могут проводиться и в форме командных (групповых) заданий, и как работа в парах. Это, в свою очередь, обеспечивает наиболее быстрое и адекватное усвоение учащимися навыков речевого поведения, поскольку «высшие психические функции возникают из коллективных социальных форм поведения», а «самоконтроль и волевое управление своими действиями развиваются в процессе коллективных детских игр по правилам».
Таким образом, в школьном курсе риторики реализуются общедидактические принципы последовательности и непрерывности обучения, что является необходимым условием эффективной работы по предупреждению агрессии в детской речи. Обращение на занятиях по риторике к проблемам корректного общения, обучение школьников искусству ведения спора, использованию в речи этикетных формул как действенного средства контроля над речевой агрессией – все это способствует предотвращению агрессивного речевого поведения учащихся.
Риторизация учебно-воспитательного процесса – важное и необходимое условие преодоления агрессии в детской речевой среде. Изучение риторики в рамках предметов школьного курса и дошкольных занятий способствует осуществлению целенаправленной и комплексной коррекционно-профилактической работы и созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, взаимоуважения, взаимопонимания.