Операции с нефинансовыми активами




В этой группе отражаются операции, которые приводят к изменению запасов нефинансовых активов органов государственного управления. Такие активы классифицируются по следующим категориям: основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы.

Чистое приобретение нефинансовых активов равно валовому накоплению основного капитала минус потребление основного капитала плюс изменения в запасах материальных оборотных средств и операции с другими нефинансовыми активами.

Операции с финансовыми активами и обязательствами

В этой группе отражаются финансовые операции, которые приводят к изменению авуаров финансовых активов и обязательств органов государственного управления. Финансовые активы представляют собой главным образом требования к другим институциональным единицам, и потому активам соответствуют определенные пассивы.

Операции с финансовыми активами могут классифицироваться самыми разнообразными способами. Первая классификация основана на типе финансовых инструментов, участвующих в операциях. Выделяются следующие категории инструментов: монетарное золото и СДР; валюта и депозиты; кредиты и займы, ценные бумаги, кроме акций; акции и другие формы участия в капитале; страховые технические резервы; производные финансовые инструменты и прочая дебиторская/кредиторская задолженность. Вторая классификация проводится по знаку принадлежности контрагента по финансовому инструменту к тому или иному сектору. Это означает, что обязательства классифицируются соответственно тому, является ли текущий держатель финансового актива финансовой корпорацией, ‚нефинансовой корпорацией, домашним хозяйством и т. д.

В общем случае операции с обязательствами могут классифицироваться так же, как и операции с финансовыми активами. Еще одна дополнительная классификация, которая может быть использована, основана на том, не просрочены ли платежа по данному обязательству и не является ли оно просроченной задолженностью. Показывая сокращение обязательства, по которому наступает срок платежа, и соответствующий прирост другого обязательства, накопление просроченных обязательств по погашению долга может отражаться как источник финансирования.

Еще один возможный подход к классификации финансового актива основан на том, приобретен ли он или реализован для достижения целей государственной политики или в целях управления ликвидностью. Подобное разделение не производится в отчете об операциях органов государственного управления, но используется для определения общего сальдо. Активы, связанные с проведением государственной политики, могут приобретаться для самых различных целей, например для содействия росту новых отраслей, оказания помощи испытывающим финансовые трудности государственным корпорациям (организациям) или помощи конкретным фирмам, оказавшимся в неблагоприятной экономической ситуации. Подобные операции могут принимать самые различные формы, в том числе форму кредитов и займов, ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, и долговых ценных бумаг. Учитывая, что в таких операциях чаще всего присутствует компонент субсидий, полезно выделять эти операции в самостоятельную категорию, с тем, чтобы при проведении не которых видов анализа их можно было рассматривать как потоки с характеристиками аналогичными характеристикам доходных и расходных операций. Все остальные операции с финансовыми активами считаются проводимыми для целей управления ликвидностью. Это означает, что активы приобретаются для того, чтобы получать доход по рыночной ставке, одновременно сохраняя в своем распоряжении достаточное количество средств для финансирования ежедневных операций.

Как уже было отмечено ранее, изменения в объеме активов называются другими изменениями в объеме активов, а изменения стоимости активов называются холдинговой прибылью или убытками. Во всех случаях, когда речь идет об изменении в объеме или стоимости актива, это относится также к изменениям обязательств.

Другие изменения в объеме активов охватывают широкий спектр событий. Эти события могут быть разделены на три группы. Первая группа включает события, которые приводят к добавлению в баланс или выведению из баланса существующего актива или обязательства без его количественного или качественного изменения. Вторая группа включает события, которые ведут к количественному или качественному изменению активов. Последнюю группу составляют изменения в классификации активов.

2. В отчёте о других экономических потоках в табличной форме отражаются изменения в запасах активов, обязательств и чистой стоимости активов, источником которых не являются операции; при этом соблюдается равенство (6.2):

Изменение в чистой стоимости активов в результате других экономических потоков = Холдинговая прибыль и другие изменения в объёме нефинансовых активов + Изменение в чистой стоимости активов в результате других экономических потоков = Холдинговая прибыль и другие изменения в объёме финансовых активов - Холдинговая прибыль и другие изменения в объёме обязательств. (6.2)

Т. о, в отчете о других экономических потоках представлены факторы, оказывающие влияние на чистую стоимость активов органов государственного управления, но не являющиеся результатом государственных операций. Они классифицируются как изменения либо в стоимости, либо в объеме активов, обязательств и чистой стоимости активов. Балансирующей статьей данного отчета является изменение в чистой стоимости активов в результате других экономических потоков.

3. В балансе активов и пассивов представлены запасы активов, обязательств и чистая стоимость активов сектора государственного управления на конец каждого отчетного периода. В балансе также отражается чистая стоимость активов, определяемая как разность совокупных активов и совокупных обязательств. Именно изменение в чистой стоимости активов является рекомендуемым количественным показателем для оценки степени устойчивости деятельности в налогово-бюджетной сфере.

По некоторым государственным нефинансовым активам трудно по учить оценку рыночной стоимости, и потому при проведении некоторых видов анализа во внимание принимаются только финансовые активы сектора государственного управления, а не все его активы.

Активы, включаемые в баланс активов и пассивов сектора государственного управления, представляют собой активы, в отношении которых единицы сектора государственного управления осуществляют права собственности и от которых они могут получать экономическую выгоду за счет владения ими или использования их в течение некоторого периода времени. В данную категорию не включаются активы, которые не принадлежат единицам сектора государственного управления и не контролируются ими, а также активы, не имеющие экономической стоимости.

Активы классифицируются так же, как в операции с активами. Активы могут быть нефинансовыми или финансовыми. Нефинансовые активы затем подразделяются на основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы. Финансовые активы классифицируются по резидентной принадлежности контрагента и по виду инструмента. Финансовые активы могут также классифицироваться по принадлежности контрагента к тому или иному сектору.

4. В отчёте об источниках и использовании денежных средств отражаются поступления и выплаты денежных средств с использованием классификации, которая аналогична применяемой в отчёте об операциях органов государственного управления.

Для характеристики состояния финансов государства проводится ежегодная разработка сводного финансового баланса, который составляется в целях прогнозирования социально-экономического развития РФ и проекта Федерального закона "О федеральном бюджете" на будущий год. Сводный финансовый баланс охватывает часть финансовых средств, которые аккумулируются, распределяются и расходуются субъектами РФ на осуществление социально-экономических программ, совершенствование производства и НЕ включает в себя денежные средства населения. В отличие от государственного бюджета Сводный финансовый баланс охватывает также средства предприятия в виде прибыли и амортизационных отчислений, а также средства государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Сводный финансовый баланс фиксирует только годовые остатки ресурсов и не предназначен для отображения величины их остатков на начало и конец года.

Сводный финансовый баланс составляется в текущих ценах, строится по методу двойной записи и представляет собой взаимосвязанный комплекс четырёх разделов:

I раздел – Доходы;

II раздел – Расходы;

III раздел – Превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-);

IV раздел – Источники финансирования дефицита бюджета.

6.3 Статистика государственного долга

Важное место в статистике государственных финансов занимает статистика государственного/муниципального долга.

Государственный долг – это совокупность дефицита бюджета за определённый период времени, а с юридической точки зрения – это долговые обязательства органов власти перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний. В РФ рублёвые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике применяется другое определение: внутренний долг – совокупный долг резидентам, внешний долг – совокупный долг нерезидентам.

Согласно требованиям российского законодательства сумма государственного долга не включает в себя суммы начисленных процентов, а в международной практике суммы процентов включаются в сумму долга.

По уровням управления выделяют государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг.

По срокам долговые обязательства бывают:

- краткосрочными (до 1 года);

- среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Система показателей статистики государственного долга не только характеризует масштабы и структуру заимствования государством, но и служит информационно-методологической основой для управления государственным долгом.

Эффективность государственных кредитных операций (Э г. кр.) характеризует показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений (П г. кр.) над расходами (Р г. кр.) по системе государственного кредита (6.3):

Э г. кр. = (П г. кр. - Р г. кр.) / Р г. кр. * 100%. (6.3)

Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (коэффициент определяется в %). Коэффициент обслуживания внешнего государственного долгане ниже 25% является безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга.

В целом формирование отчётности по принципам статистики государственных финансов является первым этапом составления статистики сектора государственного управления в национальных счетах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: