1. Дайте определение понятию «стерилизация». Назовите нормативные документы, определяющие методы, средства и режимы стерилизации.
Стерилизация – способ полного уничтожения микроорганизмов и их спор, как химическим, так и физическим методом.
ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения»
2. Расскажите правила стерилизации в сухожаровом шкафу (воздушный метод).
Стерилизующий агент – сухой горячий воздух.
Режимы стерилизации:
1-й режим (основной) - t 1800 – 60 мин. – предназначен для стерилизации изделий из стекла, включая шприцы с пометкой «2000С», изделий из металла, в том числе и коррозийно-стойких металлов.
2-й режим (щадящий) - t 1600 – 150 мин. – предназначен для стерилизации изделий из силиконовой резины, а так же деталей некоторых аппаратов и приборов.
3. Охарактеризуйте паровой метод стерилизации.
Стерилизующий агент при этом методе – водяной насыщенный пар под избыточным давлением.
Режимы стерилизации:
1-й режим (основной) – t 1320, 2 атм., 20` - предназначен для изделий из бязи, марли, стекла, включая шприцы с пометкой «2000С», изделий из коррозийно-стойкого металла.
2-й режим (щадящий) – t 1200, 1,1 атм., 45` - рекомендуется для изделий из тонкой резины, латекса, полиэтилен высокой плотности.
3-й режим - t 1340, 2 атм., 5`.
4. Дайте характеристику химического метода стерилизации.
Стерилизация химическим методом осуществляется полным погружением изделия в раствор, раскладывая по спирали. Мед персонал должен быть в спец одежде, комната должна быть подготовлена.
5. Расскажите, какими способами осуществляется контроль качества стерилизации.
Физический способ: термометрия, учет времени, манометрия
Химический способ: мочевина, лента «Винар»
Бактериологический способ
6. Расскажите последовательность проведения предстерилизационной
очистки ручным способом.
1. Замачивание изделий в моющем растворе на время определенное инструкцией к каждому конкретному раствору или кипячение в растворе
2. Мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша, щетки, ватно-марлевого тампона
3. Ополаскивание под проточной водой до исчезновения щелочности
4. Ополаскивание (обессоливание) в дистиллированной воде
5. Сушка горячим воздухом
7. Расскажите о способах контроля качества предстерилизационной очистки.
Для проведения контроля предстерилизационной очистки используют пробы: азопирамовая – на кровь (100 г. амидопирина, 1 г. солянокислого анилина и 95% этиловый спирт), фенолфтолеиновая – на остатки моющих средств, амидопириновая – на биологические жидкости, моющие средства (5% спиртовой раствор амидопирина, 30% р-р уксусной к-ты, 3% р-р перекиси водорода. Смешиваем в пропорции 1:1:1)
8. Расскажите алгоритм оценки качества предстерилизационной очистки при помощи фенолфталеиновой пробы.
Пробу осуществляют путем нанесения на сухую, негорячую поверхность 2 капель 1 % раствора фенолфталеина. При наличии на поверхности изделий остатков моющих средств отмечается розовое окрашивание.
9. Расскажите, как укладывается материал в бикс?
Сначала бикс протирается дезраствором, затем на дно стелется пеленка или клеенка. Кладется индикатор. Затем рыхло закладываем материал для стерилизации, кладем индикатор в середину укладки и наверху. Сверху кладем пинцеты, перчатки, маску и т.д.
10. Расскажите, какие Вы знаете виды индивидуальных двигательных режимов?
Строгий постельный, постельный, полупостельный, палатный, общий.
11. Дайте определение понятию «биомеханика». Назовите причины, по которым медицинской сестре необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей деятельности.
Биомеханика – это наука, изучающая законы механического движения в живых системах.
Сестра должна знать и соблюдать биомеханику тела в разных положениях для того, чтобы в процессе работы сохранить свое здоровье.
12. Назовите основные правила биомеханики.
Расстояние между стопами 30 см
Смещение центра тяжести ближе к площади опоры (сгибание ног в коленях)
Плечи и бедра в одной плоскости, спина прямая, суставы и мышцы нижних конечностей должны выполнять основную работу, щадя позвоночник,
Поворачиваться всем телом
13. Опишите способы перемещения пациента в постели.
Положение лежа на животе, лежа на боку, Симса, Фаулера
14. Расскажите особенности транспортировки больных.
В зависимости от состояния больного. Пешком, на носилках, на каталке и т.д.
15. Расскажите, какие Вы знаете опасные факторы, оказывающие влияние на здоровье сестринского персонала.
Физическая нагрузка, токсические вещества, радиация, инфекция, стресс и нервное истощение
16. Дайте определение понятию «дезинфекция». Расскажите о видах и методах дезинфекции.
Дезинфекция – комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний.
Виды: очаговая (текущая, заключительная), профилактическая
Методы: механический (вытряхивание, выколачивание, влажная уборка, пылесос, подметание), физический (кипячение, автоклавирование, термическая обработка в СЖШ), химический (химические препараты), биологический (удаление с помощью микробов-антагонистов).
17. Назовите и охарактеризуйте уровни обработки рук (показания, противопоказания, оснащение)
1. Социальный
2. Гигиенический
3. Хирургический
18. Расскажите об обработке кожи и слизистых при попадании биологической жидкости (на кожу, в глаза, в нос, при проколе использованной иглой).
19. Расскажите состав и предназначение аптечки АНТИСПИД.
Средства для антисептической обработки (обеззараживания): спирт медицинский 96°, раствор йода спиртовой 5%, хлорсодержащий препарат (хлорамин В, бацилол); Средства для защиты рук: перчатки медицинские стерильные, резиновые напальчники, мыло; Перевязочный и вспомогательный материалы: бинт стерильный, вата стерильная, лейкопластырь – бактерицидный и в рулоне для фиксации повязки, пипетки или одноразовые шприцы для промывания, ножницы.
20. ВБИ. Причины, профилактика ВБИ.
Внутрибольничные инфекции – клинически выраженные заболевания микробного происхождения.
Причины: нарушение правил асептики и антисептики, нарушение правил дезинфекции и т.д.
Профилактика: антимикробный режим, антисептические и асептические мероприятия, дезинфекционные мероприятия, стерилизационные мероприятия.
21. Расскажите о правилах техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами.
К работе с дез.средствами не допускаются лица младше 18 лет, беременные и кормящие женщины, лица с повышенной чувствительностью к дез.средствам
При работе персонал должен быть одет в спецодежду.
22. Расскажите о технике приготовления 10% раствора хлорной извести.
Состав: 1 кг сухой извести, 9 литров воды
Рассказать алгоритм.
23. Расскажите о технике приготовления рабочих растворов хлорной извести (0,5% раствор, 3% раствор, 5 % раствор).
0,5% р-р: 500 мл р-ра хлорной извести, 9500 мл воды
3% р-р: 3 литра р-ра хлорной извести, 7 литров воды
5% р-р: 5 литров р-ра хлорной извести, 5 литров воды
24. Расскажите о технике приготовления рабочих растворов хлорамина (1% р-р, 3% р-р, 5% р-р)
1% р-р: 10 г порошка, до литра воды
3% р-р: 30 г порошка, до литра воды
5% р-р: 50 г порошка, до литра воды
25. Расскажите о дезинфекции предметов ухода за пациентом методом погружения.
Дезинфекция химическим методом. Полное погружение в 3% р-р хлорамина на 60 минут.
26. Расскажите о дезинфекции предметов ухода методом двукратного протирания.
Протирание используется для дезинфекции поверхностей. Протирается 3% р-ром хлорамина двукратно с интервалом в 15 минут.
27. Расскажите о бельевом режиме стационара.
Смена белья должна осуществляться 1 раз в 7 дней, но не реже, смена полотенец, салфеток-ежедневно. Сбор грязного белья должен осуществляться в специальную тару или бельевой мешок.
28. Расскажите об утилизации отходов класса А и Б в ЛПУ.
Отходы класса А: неопасные отходы. Пакеты имеют белый цвет. Предметы: крафт-пакеты и приборы, не контактировавшие с биологической жидкостью.
Отходы класса Б: опасные отходы. Пакеты имеют желтый цвет. Предметы: пакеты, приборы, контактировавшие с биологической жидкостью.
29. Расскажите об утилизации отходов класса В и Г в ЛПУ.
Класс В: чрезвычайно опасные отходы. Пакеты красного цвета. Материалы, контактирующие с пациентами, имеющие особо-опасные инфекционные заболевания
Класс Г: отходы по составу близкие к промышленным. Пакеты черного цвета. Материалы: просроченные лекарства, предметы, содержащие ртуть.
30. Охарактеризуйте классы отходов в ЛПУ.
«Неопасные отходы. Класс А»-белый
«Опасные отходы. Класс Б»-желтый
«Особо опасные отходы. Класс В»-красный
«Отходы, близкие к промышленным. Класс Г»-черный
«Радиоактивные отходы. Класс Д»-серый, с пометкой «радиация»
31. Расскажите о правилах проведения текущей и заключительной дезинфекции помещений ЛПУ.
Текущая проводится ежедневно у постели больного, а заключительная после смерти или выписки больного.