В архитектуре эпохи Возрождения проекты разрабатывались на основе инженерных связей между частями конструкции. Архитектор детально прорабатывал проект, нередко создавая объемные модели, прорабатывал ход строительных работ, применение подъемных механизмов. Нередко архитектуру эпохи Возрождения называют гуманистичной, так как она имела формы, сопоставимые по масштабам с человеческим телом, а также использовала ордер как упорядоченную систему декорирования, вызывающую ощущение равновесия и стабильности. Превосходство Ренессанса, по словам О. Шуази, заключается в том, что этот стиль был основан на едином искусстве, в котором слиты все элементы прекрасного, что подразумевало гармоничность форм и пропорций.
Шуази Огюст (Choisy, 1841 г.) — французский инженер путей сообщения, адъюнкт-профессор, автор “Всеобщая история архитектуры”.
Пришедшее за эпохой Возрождения барокко отражало новые представления общества об изменчивом окружающем мире. Этот стиль отличался динамичностью, контрастом масштабов, света и тени, сбивчивостью ритмов, созданием визуальных иллюзий. Здания в стиле барокко нередко имели сложные планы, фасады с объемными эффектами, изогнутые поверхности стен. Вместо четких античных форм используется сложное формообразование. Архитектура барокко сочетается с живописью, скульптурой. Архитектурные формы барокко многое унаследовали у архитектуры эпохи Возрождения, но они стали намного сложнее и живописнее. Фасады сооружений имели профилированные карнизы, украшались огромными колоннами, полуколоннами и пилястрами, объемным декором. Выпуклости и вогнутости нередко делали сооружение визуально неустойчивым, подвижным. Визуальная иллюзия стала одной из основных черт архитектуры барокко. Если в период Ренессанса все элементы сооружения были самостоятельными, то в эпоху барокко все архитектурные составляющие здания и декор отражают общую идею, которая объединяла внешний вид дома, его интерьеры, окружающий природный или садовый ландшафт, городские пространства. Возникшее после эпохи Возрождения барокко у разных народов приобрело собственное значение. У португальских моряков им называли бракованные жемчужины, в 15 веке в Италии это слово использовали при определении чего-то ненастоящего, грубого. Ювелиры Франции говорили «барокко», подразумевая смягчение контура камня, изменение формы, а во французском толковом словаре 18 века «барокко» трактуется как ругательство. Барокко не считали самостоятельным стилем даже в начале 20 века, например, французский исследователь и археолог С. Рейнак в своих работах вскользь упоминает о нем, как о «суетливом иезуитском стиле» не имеющем достоинств и являющемся «умственным заблуждением».
|
Саломон Рейнах (Рейнак. Salomon Reinach, 1858 — 1932 гг.) — французский археолог.
Генрих Вёльфлин (Wölfflin, 1864 – 1945 гг.) – немецкий историк и теоретик искусства. Профессор в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924).
Первым упомянул барокко как стиль Г. Вёльфлин в книге «Ренессанс и Барокко» (1888), где он описал его как высшую ступень развития архитектуры: первой стадией развития по его определению является архаика, вторая ступень развития - классика, третьей, и, наконец, высшей ступенью стало барокко. В своей книге он привел парные понятия, противоположные по смыслу, описывающие стили: это множественность форм и единство идеи, замкнутость и открытость, четкость и размытость, линейность и изгиб, плоскость и объемность, При этом первую часть в этих парах Вёльфлин отнес к стилям, основывающимся на античности, вторую пару он определил как отличительную черту барокко. До Вельфина многие из его мыслей по поводу барокко предвосхитил К. Гурлитт* в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887). Э. Маль в 20- х гг. прошлого века писал, что барокко - это «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Оппонент Вёльфлина историк, философ М. Дворжак, говорил, что стиль барокко вышел из маньеризма, но при этом являлся более высокой стадией «развития духа» в сравнении с античным искусством.
|
Э. Маль (1862-1954 гг.), французский ученый-энциклопедист.
Макс Дворжак (Max Dvořák, 1874-1921 гг.) — австрийский историк искусства, чех по происхождению.
Некоторые исследователи предполагали, что барокко является продолжением традиций некоторых национальных культур. К примеру, немецкий историк культуры Г. Вайзе писал, что стиль барокко воплощает германский дух. Смена стилей рассматривалась искусствоведами, как закономерно изменяющиеся стадии развития формообразования. Так после стационарного и устойчивого Ренессанса появилось стремление к динамике, иррациональности, эмоциональности. Не все приняли барокко, например, писатель В. Гюго говорил, что собор Св. Петра в Риме похож на «Пантеон, нагроможденный на Парфенон».
Собор Св. Петра в Риме. Картина Сурикова В.И. 1884 г.
Тем не менее, барокко, пришедшее за эпохой Возрождения, олицетворяло движение вперед, к познанию новых форм и возможностей архитектуры, олицетворял приход новой эры.
Кучко 8Е