В XIII—XIV вв. в городах-республиках Италии начала формироваться новая светская культура, проникнутая гуманизмом античности. Движение за возрождение античной цивилизации получило название Ренессанса (франц. возрождение). На основе архитектурных форм античности создавались новые типы зданий: учебные заведения, больницы, воспитательные дома и т. д.
Ведущую роль в дальнейшим развитии архитектуры сыграл флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре. В его 80-метровой колокольне, стоящей отдельно от собора, украшенной рельефами и мраморной инкрустацией (Джотто ди Бондоне), проявились новые черты стиля проторенессанс — предвестника Возрождения — еще в 1334 г.
Рис. 17. Флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре >
Время архитектуры Ренессанса в Италии — XV—XVI вв., основные периоды — ранний, высокий и поздний Ренессанс. Наиболее характерные памятники раннего Ренессанса сохранились во Флоренции. В этом городе работал виднейший архитектор раннего Ренессанса Ф. Брунеллески (1377—1446). По его проекту возведен грандиозный купол собора Санта Мария дель Фиоре (1420—1434). Оригинальна конструкция купола: две оболочки скреплены ребрами. Купол (рис. 17) доминирует в застройке города, высота его 13,5 м, диаметр 42 м.
Значительное место в архитектуре Ренессанса в Италии занимали гражданские здания. Городские дворцы (палаццо) зарождающейся буржуазии во Франции предназначались для торжественных приемов. Для палаццо характерны четкость прямоугольного объема, уравновешенность композиции фасада, обычно с тремя поэтажными горизонтальными членениями, обращенность фасадов на улицу города, квадратные внутренние дворы, окруженные галереями. Фасады решались как плоскость с изображением архитектурной композиции на основе ордерной системы (рис. 18).
|
Рис. 18. Палаццо Медичи-Рикарди >
В начале XVI в. центр архитектуры переместился в Рим — столицу папского государства. Здесь работал выдающийся архитектор Высокого Ренессанса Д. Браманте (1444—1514), построивший часовню Темпьетто центрической композиции (1502), лаконичные формы и классические пропорции которой выражают спокойствие и величие, характерные для этого периода. Самое крупное его произведение — дворцы Ватикана (1503). Ему принадлежит замысел собора Святого Петра, осуществленный после его смерти другими зодчими.
Огромное влияние на архитектуру позднего Ренессанса (вторая половина XVI в.) и последующих эпох оказало творчество Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он создал в Риме ансамбль площади Капитолия (1546) — один из ранних примеров пространственного ансамбля в истории западно-европейской архитектуры, возвел основную часть здания собора Святого Петра. Купол собора диаметром 42 м покоится на барабане с раскрепованным антаблементом, небольшие окна зажаты между гигантскими пилястрами.
Зародившись в Италии, архитектурные идеи и формы Ренессанса в XVI в. распространялись по Европе. Но использование ренессансных деталей и форм становилось зачастую механическим, не связанным с конструкцией здания, в результате поверхностного понимания архитектурной системы Ренессанса.
В XVI—XVII вв. продолжали строить дворцы, виллы и храмы, которые стали богаче по форме, пластически насыщеннее. Этот стиль, получивший название барокко (итал. — причудливый, странный), завершил Ренессанс усложненными, подчеркнуто экспрессивными формами. Его основатель — архитектор, скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти — положил начало пластически выразительной архитектуре барокко в капелле Медичи во Флоренции (1520—1534) и вестибюле библиотеки Лауренциана (1555—1568), где формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу.
|
Рис. 19. Римский собор Святого Петра >
В архитектуре барокко особенно пышными были интерьеры и фасады католических храмов, например новый фасад (1614, К. Мадерна) собора Святого Петра в Риме (рис. 19) и величественная колоннада (1598—1680, JI. Бернини), охватывающая овальную площадь перед собором.
Для стиля барокко характерны криволинейные очертания плана, сложные пространственные построения, частое применение овала, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры.
В эпоху барокко были развиты приемы ансамблевого строительства. Ансамбль Капитолийского холма в Риме (1546, Микеланджело) объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной площади с ведущей к ней парадной лестницей. Принцип ансамбля был заложен в планировке овальной площади дель Пополо (1662) при въезде в Рим с расходящимися от нее тремя улицами.
Барокко проявилось своеобразно в каждой из стран Западной Европы как стиль феодально-католической реакции.
Кожин 8Е