Литургия верных (часть 4 «Причащение священнослужителей»)




 

План проведения урока:

1. Упоминание «святых» в ектении.

После Евхаристического канона, на котором освящаются Святые Дары, начинается ектения, плавно переходящая в просительную.

В первом прошении: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся» говорится о святых людях. В древности все христиане, принадлежащие истинной Церкви и старающиеся жить духовной жизнью, назывались святыми.

P.s. Во время ектении диакона священники в алтаре молятся словами своей, тайной, молитвы. А затем омывают руки (хотя, на практике, это не всегда делается).

Скоро предстоит прикасаться к Частице Тела Христова, раздроблять ее на частицы для Причащения верующих. А поэтому руки, которые могли за время богослужения (от прикосновения к кадилу, запискам, книгам) испачкаться, должны быть совершенно чистыми.

После ектении следует возглас священника: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (т.е. смело – как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати» и поётся молитва Господня «Отче наш».

2. Возношение святого Агнца.

При возгласе диакона: «Вонмем!» завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: «Святая – святым». Певчие от лица верующих, сознающих свое недостоинство, возглашают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Подлинно свят только один Бог, люди же святы причастием (приобщением) к божественной жизни.

Возглашая «Святая святым!», священник берет с дискоса и возносит вверх Частицу Тела Христова. Этот возглас, возникший в глубокой древности, означает, что Святыня Тела предназначена для святых христиан. Возношение Частицы Тела Христова в древности совершалось для того, чтобы христиане увидели Святой Хлеб и ещё раз возблагодарили Бога за Его любовь, даровавшую нам такое Таинство.

Свещеносец выносит из алтаря северными вратами с горнего места свечу и поставляет на солее в Царских вратах. Это означает печать, которую наложили иудеи на камне, закрывающем вход во гроб Иисуса Христа, после Его смерти.

3. Раздробление святого Агнца.

Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающихся освящаяй».

ü Эти слова говорят о многом: «раздробляемый и неразделяемый » – то есть раздробляемый на множество частиц Агнец (Тело Христово) остается целым. Какую бы маленькую часть Хлеба мы в себя ни примем, мы примем полноту Таинства, соединимся не с частью Христа, а со всем Христом.

ü «Всегда ядомый и никогдаже иждиваемый » – то есть, всегда вкушаемый нами, Христос никогда не исчезает, не заканчивается.

При раздроблении Агнца, его четыре крестообразно разрезанные части преломляются так, что они занимают на дискосе такое положение, которое указанно на рисунке:

Священник опускает небольшую часть Агнца (Тела Христова)с надписью«IC » в Чашу с Животворящей Кровью Иисуса Христа.

Остальными тремя частями святого Агнца священник будет причащать: частицею «ХС » – себя, диакона и сослужащих иереев, а частицами «NI » и «KA » - верных христиан.

4. Теплота.

Затем в Чашу вливается горячая вода, которая у нас называется теплотой (по-греч. – просто кипяток).

Толкование добавления теплоты в Чашу – показать теплоту Святого Духа.

Второе значение этого действия – показать жидкую и горячую кровь Иисуса Христа, истекающую из Его прободённой раны.

5. Причащение священнослужителей.

Во время причащения священнослужителей в алтаре поётся стих, называемый «причастным», а затем поётся ещё какое-либо песнопение или читаются молитвы перед Причащением.

После добавления теплоты в Чашу, священником приготавливается частицы как для причащения священнослужителей, так и мирян (примерно в том количестве, сколько в храме причастников). Частицы, для причащения мирян всыпаются во все Чаши, кроме главной (если несколько Чаш). Из главной Чаши священнослужители будут испивать Животворящую Кровь Христову.

Причащение священнослужителей происходит от старшего по сану к младшему. Перед Причастием они делают земной поклон, потом каждый священник сам берёт в руки частицу Тела Христова. Если служит епископ, он дает священникам частицу в руки. Диакон сам никогда не берёт частицу, но принимает её из рук епископа или священника.

После этого читается молитва и священнослужители принимают частицу в уста. Затем все по очереди испивают из Чаши Кровь Христову. Диакон сам не берёт Чашу в руки, но его причащает священник. Опять же, если Литургию возглавляет епископ, то и священникам даёт Чашу он.

Когда священнослужители причастились, диакон всыпает в последнюю Чашу частицы Тела Христова. Эти частицы постепенно напитываются Кровью Христовой, и через несколько минут Чаши вынесут для Причащения прихожан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: