Представители стиля Ар Нуво





 

Виктор Орта

 

Бельгийский архитектор и дизайнер Вик­тор Орта (1861-1947) является автором большого количества проектов, в кото­рых можно обнаружить черты Ар Нуво.

Особняк Тасселя в Брюсселе (1892) имеет строго симметричный фасад. Но внутри устроена лестница с плавно изгибающи­мися железными перилами, изящные ко­лонны, электрические осветительные приборы, орнаменты на стенах и потол­ке, мозаичный пол (рисунок 13).

 

Рисунок 13 – Особняк Тасселя в Брюсселе, Виктор Орта, 1892г.

 

Создавая проекты лестниц, дизайнеры, работавшие в стиле Ар Нуво, использовали плавно изогнутые линии не только для ступеней и перил, но и как в особняке Тасселя (теперь там располагается посольство Мексики), для орнаментов украшавших стены и потолок. Тонкая колонна свидетельствует, что металл занял свое место в интерьере, осветительные приборы используют электричество, тогда еще бывшее новинкой.

В особняке Этвелде в Брюсселе (1895) есть великолеп­ный зал, где железные колонны поддер­живают стеклянный купол, конструкция напоминает Хрустальный дворец, — но здесь также присутствуют стилизованные растительные формы в стиле Ар Нуво (рисунок 14).

 

Рисунок 14 – Особняк Этсвелде в Брюсселе, Виктор Орта, 1895г.

 

В своем доме и прилегающей к нему мастерской в Брюсселе (1898) Орта проектировал каждую деталь — мебель, осветительные приборы, витражи, две­ри, окна и даже фурнитуру, — в резуль­тате все элементы выполнены в стиле Ар Нуво.

Дом (ныне музей Орта) имеет ассиметричный фасад, витые опоры балкона и большие окна. Также архитектор использовал кафельную плитку для отделки стен и потолка, встроенные шкафы, витражи, электрические осветительные приборы и мебель в стиле Ар Нуво. Белая плитка и насыщенная цветовая гамма – типичные черты стиля.

В отеле «Сольвей» (точнее, это не отель, а роскошный особняк) в Брюссе­ле в интерьерах использовано еще больше декоративных элементов в сти­ле Ар Нуво.

«Народный дом» Орта, сейчас разрушенный, пред­ставлял собой большое здание с фаса­дом из стекла и железа. Расположен­ный на верхнем этаже зал собраний с открытой металлической конструкци­ей и фонарными столбами был выполнен в стилистике XX века. Добившись значи­тельного успеха своими ранними рабо­тами, Орта перешел к довольно скучно­му, обыденному стилю, и на протяжении своей долгой и успешной карьеры ни разу не превзошел свои прежние дости­жения. [3]

 

 

Анри Ван де Вельде

Другой представитель бельгийского Ар Нуво — Анри Ван де Вельде (1863-1957). Его дом (1894) служит примером стили­стического единства. Он спроектировал дом и интерьеры, даже столовое сереб­ро и кухонную утварь.

Ван де Вельде пе­реехал из Брюсселя в Париж, где рабо­тал дизайнером в мастерской, основан­ной Сэмюэлем Бингом. Именно от названия этой мастер­ской — «L'Art Nouveau» — происходит на­звание стиля.

Ван де Вельде находился под сильным влиянием британской тра­диции и соединил в своем творчестве английский и европейский стиль. В конце концов он переехал в Берлин.

Большин­ство проектов мебели в стиле Ар Нуво было создано им именно в эти годы. Формы мебели изогнуты и очень декора­тивны, без малейшего намека на исто­ризм. В здании Художественной школы в Веймаре, которое Ван де Вельде спрое­ктировал в 1904-1911 гг., после Первой мировой войны размещалась штаб-квар­тира «Баухауса». [3]

 

Эктор Гимар

В Париже самым значительным предста­вителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). По профессии Гимар был архитектором, но он оформлял интерье­ры, разрабатывал дизайн мебели и более мелких предметов, таких как керамиче­ская плитка, оконные и дверные ручки, каминные доски, которые можно было производить партиями на продажу. Мож­но даже назвать его пионером промыш­ленного дизайна. Он работал над такими проектами, как оформление входа в па­рижское метро, строительство которого велось в конце XIX века.

Многие ранние работы Гимара и некоторые более позд­ние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедев­рами Ар Нуво.

Замок Беранже - это шестиэтажный жилой дом в Париже с внутренним двором, в который можно попасть через арку. На первый взгляд Гимар использует романский стиль, но если внимательнее посмот­реть на приземистые колонны по обе­им сторонам от входа и орнаменты, становится ясно, что этот стиль имеет совершенно самостоятельный харак­тер (рисунок 15).

 

Рисунок 15 – Замок Беранже, Эктор Гимар

 

Металлические решетки, облицов­ка терракотовой плиткой, расписан­ный трафаретными орнаментами пото­лок — все это характерно для Ар Нуво. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов.

На старых фотографиях можно видеть Гимара в мастерской, которая находилась в его квартире, — вокруг мебель, выпол­ненная по его рисункам, элементы де­кора из дерева и гипса. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара».

Собственный дом Гимара в Париже представляет собой четырех­этажное угловое здание, выстроенное на участке треугольной формы. Два выходя­щих на соседние улицы фасада асиммет­ричны. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.

Помимо проектов парижских много­квартирных жилых домов, администра­тивного здания и частных особняков в Па­риже и его окрестностях, в1890 г. Гимар работал над дизайном интерьеров париж­ского метро и оформлял вход в него. На­земные павильоны метро отличались друг от друга; некоторые имели стеклян­ную крышу, большинство — вывеску, осве­тительные приборы и доски для реклам­ных объявлений и опознавательных зна­ков (рисунок 16).

 

Рисунок 16 – Вход на одну из станций парижского метро, Эктор Гимар

 

Гимар разработал стандартные элементы — металлические секции перил, вывески, фонарные столбы и стенные па­нели, которые можно было изготовить заводским способом и собрать в разных сочетаниях для той или иной станции ме­тро. Некоторые большие станции имели уникальный дизайн, но в основном приме­нялись типовые элементы.

Многие па­вильоны были снесены, однако сохранив­шиеся образцы стали неотъемлемой ча­стью парижских улиц. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Проекты Гимара, как и большинст­во проектов в стиле ар нуво, требовали дорогостоящего ручного труда. Напри­мер, чтобы изготовить стул в стиле Ар Ну­во, нужны были серьезные навыки в об­работке дерева. Подобные предметы мог­ли себе позволить только богатые клиенты. [3]

 

Антонио Гауди

Термин Ар Нуво сначала использовал­ся только для стиля, развивавшегося в Бельгии и Франции, но постепенно стал употребляться для родственных ему стилевых направлений. Термин также получил распространение в Ис­пании, Британии и Америке. Несмотря на достаточно широкое распростране­ние Ар Нуво в Испании, Антонио Гауди, которому удалось создать свой собст­венный, неповторимый стиль, занима­ет особое место.

Во время реконструк­ции в 1904-1906 гг. старого жилого до­ма Каса Бальо Гауди проектирует новый фасад (колонны на­поминают кости, необычная крыша) и интерьеры некоторых квартир. Двери отделаны маленькими зеркалами не­правильной формы; в оформлении по­толка использованы закручивающиеся изогнутые формы.

Неподалеку располагается превосхо­дящий размерами Каса Бальо шести­этажный жилой дома Каса Мила с внут­ренними двориками, местные жители зовут его «Ла Педрера» («Каменолом­ня»). Его внешняя оболочка из бетона с металли­ческими решетками балконов заключает в себе отдельные квартиры, каждая из которых состоит из анфилады комнат неправильной формы, подогнанных друг к другу, словно камни. На плоской крыше расположились террасы с моза­ичными полами из керамической плит­ки. Трубы украшены фантастической скульптурой (рисунок 17).

 

Рисунок 17 – Дом Мила, Антонио Гауди, 1907г.

 

Гауди придумывал мебель с причудливо изогнутыми, иногда похо­жими на кости, или проволочными фор­мами. Эта мебель специально изготавли­валась искусными ремесленниками для каждого отдельного случая. Парк Гуэль (1905-1914) и недостроенный собор Саграда Фамилия (1903-1926) - примеры фантастического, полного неповтори­мого своеобразия стиля Гауди. [3]

 

Отто Вагнер

Отто Вагнер (1841-1918), вначале рабо­тавший в традиционном стиле, выпус­тил книгу «Современная архитектура» (1895), в которой призывал отказаться от историзма в пользу новой архитекту­ры, основанной на «целесообразности». Среди основных проектов, созданных им в 1890-х гг., — система дунайских кана­лов, включающая шлюзы, мосты и дам­бы, а также виадуки, здания городской железной дороги.

Павильоны, такие как двойной павильон на станции Карлс-платц в Вене (1898), построены с ис­пользованием металлических конструк­ций, на которые крепились панели из мрамора и стекла.

Большая церковь Санкт Леопольд ам Штайнхоф (1905-1907) в Вене, постро­енная Вагнером, увенчана высоким ку­полом. В плане церковь представляет со­бой крест. Внутреннее пространство пе­рекрыто низким куполом и легким сво­дом, образуемым белыми квадратными панелями, закрепленными с помощью тонких металлических полос, выкра­шенных золотой краской. Литургиче­ские принадлежности, алтарь с балдахи­ном, кафедра, исповедальни, освети­тельные приборы, мозаичные картины над алтарем и витражи представляют со­бой образцы стиля Сецессиона.

Самый известный проект Вагнера — большое здание Австрийского почтового сберегательного банка (1904-1906). Фасад облицован каменными пане­лями, закрепленными при помощи бол­тов, выступающие головки которых, иг­рают роль декоративных деталей. Вести­бюли, лестницы и коридоры украше­ны металлическими декоративными эле­ментами и витражами в стиле Сецессиона (рисунок 18).

 

Рисунок 18 – Большое здание Австрийского почтового сберегательного банка, Отто Вагнер

 

Расположенный в центре главный зал имеет несколько уровней и перекрыт крышей из стекла и железа; опорные стол­бы с выступающими головками закле­пок выполнены из стали. Все метал­лические элементы белые; пол из стекла пропускает свет в цокольное помещение. Электрические осветительные приборы и вентиляторы играют не только функци­ональную, но и декоративную роль. Про­стые деревянные стойки, столы для за­полнения квитанций и стулья, изготовле­ны по проектам Вагнера и отличаются крайней простотой. Хотя этот интерьер оформлен в стиле Венского Сецессиона, его можно рассматривать как первый сов­ременный интерьер. [3]

 

Йозеф Гофман

Йозеф Гофман (1870-1956) проделал долгий путь в архитектуре и дизайне. Первые шаги в искусстве он сделал пос­ле основания Сецессиона, на более позд­нем этапе творчества он придерживался идей модернизма. Наиболее значитель­ные проекты Гофман создает сразу после вступления в Сецессион. В 1903 г. он ста­новится одним из создателей «Венских мастерских», где создавались произве­дения декоративно-прикладного искус­ства.

Гофман придерживался прямо­угольных форм (свои проекты он обычно создавал на клетчатой бумаге); в орна­ментах, используемых в архитектуре, а также в дизайнерских проектах тексти­ля и обоев часто встречаются квадраты. В рисунках Гофмана модернист­ская простота сочетается с декоративно­стью Ар Нуво.

Санаторий в Пукерсдорфе недалеко от Вены (1903-1906) - это строгое симметричное здание с белыми стенами и минимальным декором. Внут­ренние помещения отличаются простотой, черные и белые квадраты кафель­ного пола и специально разработанная мебель тяготеют к модернизму.

Гофман также является автором проектов выста­вочных павильонов, жилых домов, мага­зинов, баров, ресторанов, мебели (на­пример, оригинального кресла с регули­рующейся спинкой), фарфора, столового серебра, изделий из стекла, кожи и ювелирных украшений.

Однако самое знаменитое свое творение Гофман создает не в Вене, а в Брюсселе. Рос­кошный большой особняк, построенный по заказу бельгийского банкира Адольфа Стокле, больше известный как Дворец Стокле (1905-1911),—это ассиметричное здание с большой башней, которую венчает скульпту­ра (рисунок 19).

 

Рисунок 19 – Дворец Стокле, Йозеф Гофман

 

Стены облицованы тонкими пласти­нами мрамора, края которых отделаны уз­кими полосками позолоченного металла. Столовую украшают мозаики рабо­ты Густава Климта. В особняке есть боль­шая ванная комната, в которой всё - ванна, стенные панели и пол - сделано из мрамо­ра. Гофман даже спроектировал серебря­ные туалетные принадлежности, расстав­ленные на туалетном столике. [3]

 

Адольф Лоос

Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецес­сион. Известность он приобрел в основ­ном благодаря своим сочинениям, в ко­торых сформулированы основные прин­ципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей ста­тье «Орнамент и преступление», напи­санной в 1908 г., Лоос критикует орна­ментацию, видя в ней проявление упадка.

Среди его работ - проекты мебе­ли из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отлича­ются отсутствием орнамента.

Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены до­рическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадрат­ные окна. Интерьер крохотного венско­го «Кернтнер-бара» (1907) с прямоуголь­ными панелями на потолке, полом, вы­стланным квадратной плиткой, и доро­гой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом до­ма Штейнера (1910) граничит с грубо­стью — массивные белые стены и прямо­угольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.

Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарож­дающегося модернизма.

Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизай­неров, участвующих в Венском Сецесси­оне, ему принадлежит целый ряд проек­тов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пи­онеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. [3]

 

Луис Камфорт Тиффани

Луис Камфорт Тиффани (1848-1933) был сыном основателя известной нью-йоркской юве­лирной фирмы. В молодо­сти он изучал живопись в Америке и Па­риже, а затем обосновался в Нью-Йорке. В конце 1870-х гг. он начинает серьезно интересоваться декоративно-­прикладным искусством, а в 1897 г. созда­ет фирму по отделке интерьеров «Луис К. Тиффани и Объединение художни­ков». Его фирма изготавливала многие вещи, которые использовались при де­корировании интерьеров в домах богатых жителей Нью-Йорка и, например, Арсенала Седьмого полка в Нью-Йорке. В этих комнатах ощутимо влия­ние викторианского стиля — они пере­гружены предметами роскоши в духе движения «Искусства и ремесла».

В 1885 г. Тиффани проводит реорганиза­цию своей фирмы. Новое название — «Стеклянная компания Тиффани» — от­ражает усилившийся интерес к цветно­му стеклу. Он получает заказы на изготовление витражей от многих аме­риканских церквей (в том числе, от цер­кви Св. Троицы в Бостоне, построенной по проекту Г. X. Ричардсона).

Его витражи с пейзажами, цветочны­ми и абстрактными мотивами в жилых домах, клубах и т.д. очень похо­дят на французские изделия из стекла в стиле Ар Нуво. Витраж под названием «Четыре времени года» был представ­лен на выставке в Париже в 1892 году, он принес Тиффани мировую славу и при­влек внимание Сэмюэля Бинга, который включил работы дизайнера в число про­изведений, выставлявшихся в его па­рижской галерее «Art Nouveau».

Навыки работы со стеклом позволи­ли Тиффани приступить к производст­ву декоративных ваз, чаш, пресс-папье и других предметов с яркими, красоч­ными цветочными мотивами или абстрактными орнаментами (рисунок 20).

 

Рисунок 20 – Настольная лампа «Глициния», Тиффани

 

Различные виды стекла назывались фавриль, ки­приот, камео и лава. Переливающиеся цвета использовались в витражах «Аризема» и «Ипомея», которые приводили публику в восторг.

Стеклянные изделия Тиффани напоминали, а часто и превосходили работы таких всемир­но известных французских художни­ков по стеклу, как Галле и Лалик. Его знаменитые лампы имели металличе­ское основание и стеклянные абажуры различных форм. Абажуры часто со­ставлялись из кусочков цветного стек­ла, заключенных в свинцовую оправу. Очень часто это был шар из цветного стекла фавриль. У некоторых ламп бы­ло много маленьких абажуров, кото­рые крепились к металлическому осно­ванию, и напоминали букет цветов или гроздь винограда. Павлиньи перья или крылья насекомых часто заменяют растительные мотивы. Тиффани так­же занимался мозаиками, коврами и мебелью. [3]

 

Заключение

 

Ар Нуво - элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Модернисты не только создали новый стиль, в котором произошел отказ от прямых линий, и отдалось предпочтение растительным орнаментам, что придало предметам дизайна большей легкости, индивидуальности, но и первыми сделали шаг к абстракции.

 





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.024 с.