Виктор Орта
Бельгийский архитектор и дизайнер Виктор Орта (1861-1947) является автором большого количества проектов, в которых можно обнаружить черты Ар Нуво.
Особняк Тасселя в Брюсселе (1892) имеет строго симметричный фасад. Но внутри устроена лестница с плавно изгибающимися железными перилами, изящные колонны, электрические осветительные приборы, орнаменты на стенах и потолке, мозаичный пол (рисунок 13).
Рисунок 13 – Особняк Тасселя в Брюсселе, Виктор Орта, 1892г.
Создавая проекты лестниц, дизайнеры, работавшие в стиле Ар Нуво, использовали плавно изогнутые линии не только для ступеней и перил, но и как в особняке Тасселя (теперь там располагается посольство Мексики), для орнаментов украшавших стены и потолок. Тонкая колонна свидетельствует, что металл занял свое место в интерьере, осветительные приборы используют электричество, тогда еще бывшее новинкой.
В особняке Этвелде в Брюсселе (1895) есть великолепный зал, где железные колонны поддерживают стеклянный купол, конструкция напоминает Хрустальный дворец, — но здесь также присутствуют стилизованные растительные формы в стиле Ар Нуво (рисунок 14).
Рисунок 14 – Особняк Этсвелде в Брюсселе, Виктор Орта, 1895г.
В своем доме и прилегающей к нему мастерской в Брюсселе (1898) Орта проектировал каждую деталь — мебель, осветительные приборы, витражи, двери, окна и даже фурнитуру, — в результате все элементы выполнены в стиле Ар Нуво.
Дом (ныне музей Орта) имеет ассиметричный фасад, витые опоры балкона и большие окна. Также архитектор использовал кафельную плитку для отделки стен и потолка, встроенные шкафы, витражи, электрические осветительные приборы и мебель в стиле Ар Нуво. Белая плитка и насыщенная цветовая гамма – типичные черты стиля.
|
В отеле «Сольвей» (точнее, это не отель, а роскошный особняк) в Брюсселе в интерьерах использовано еще больше декоративных элементов в стиле Ар Нуво.
«Народный дом» Орта, сейчас разрушенный, представлял собой большое здание с фасадом из стекла и железа. Расположенный на верхнем этаже зал собраний с открытой металлической конструкцией и фонарными столбами был выполнен в стилистике XX века. Добившись значительного успеха своими ранними работами, Орта перешел к довольно скучному, обыденному стилю, и на протяжении своей долгой и успешной карьеры ни разу не превзошел свои прежние достижения. [3]
Анри Ван де Вельде
Другой представитель бельгийского Ар Нуво — Анри Ван де Вельде (1863-1957). Его дом (1894) служит примером стилистического единства. Он спроектировал дом и интерьеры, даже столовое серебро и кухонную утварь.
Ван де Вельде переехал из Брюсселя в Париж, где работал дизайнером в мастерской, основанной Сэмюэлем Бингом. Именно от названия этой мастерской — «L'Art Nouveau» — происходит название стиля.
Ван де Вельде находился под сильным влиянием британской традиции и соединил в своем творчестве английский и европейский стиль. В конце концов он переехал в Берлин.
Большинство проектов мебели в стиле Ар Нуво было создано им именно в эти годы. Формы мебели изогнуты и очень декоративны, без малейшего намека на историзм. В здании Художественной школы в Веймаре, которое Ван де Вельде спроектировал в 1904-1911 гг., после Первой мировой войны размещалась штаб-квартира «Баухауса». [3]
|
Эктор Гимар
В Париже самым значительным представителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). По профессии Гимар был архитектором, но он оформлял интерьеры, разрабатывал дизайн мебели и более мелких предметов, таких как керамическая плитка, оконные и дверные ручки, каминные доски, которые можно было производить партиями на продажу. Можно даже назвать его пионером промышленного дизайна. Он работал над такими проектами, как оформление входа в парижское метро, строительство которого велось в конце XIX века.
Многие ранние работы Гимара и некоторые более поздние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедеврами Ар Нуво.
Замок Беранже - это шестиэтажный жилой дом в Париже с внутренним двором, в который можно попасть через арку. На первый взгляд Гимар использует романский стиль, но если внимательнее посмотреть на приземистые колонны по обеим сторонам от входа и орнаменты, становится ясно, что этот стиль имеет совершенно самостоятельный характер (рисунок 15).
Рисунок 15 – Замок Беранже, Эктор Гимар
Металлические решетки, облицовка терракотовой плиткой, расписанный трафаретными орнаментами потолок — все это характерно для Ар Нуво. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов.
На старых фотографиях можно видеть Гимара в мастерской, которая находилась в его квартире, — вокруг мебель, выполненная по его рисункам, элементы декора из дерева и гипса. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара».
|
Собственный дом Гимара в Париже представляет собой четырехэтажное угловое здание, выстроенное на участке треугольной формы. Два выходящих на соседние улицы фасада асимметричны. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.
Помимо проектов парижских многоквартирных жилых домов, административного здания и частных особняков в Париже и его окрестностях, в1890 г. Гимар работал над дизайном интерьеров парижского метро и оформлял вход в него. Наземные павильоны метро отличались друг от друга; некоторые имели стеклянную крышу, большинство — вывеску, осветительные приборы и доски для рекламных объявлений и опознавательных знаков (рисунок 16).
Рисунок 16 – Вход на одну из станций парижского метро, Эктор Гимар
Гимар разработал стандартные элементы — металлические секции перил, вывески, фонарные столбы и стенные панели, которые можно было изготовить заводским способом и собрать в разных сочетаниях для той или иной станции метро. Некоторые большие станции имели уникальный дизайн, но в основном применялись типовые элементы.
Многие павильоны были снесены, однако сохранившиеся образцы стали неотъемлемой частью парижских улиц. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Проекты Гимара, как и большинство проектов в стиле ар нуво, требовали дорогостоящего ручного труда. Например, чтобы изготовить стул в стиле Ар Нуво, нужны были серьезные навыки в обработке дерева. Подобные предметы могли себе позволить только богатые клиенты. [3]
Антонио Гауди
Термин Ар Нуво сначала использовался только для стиля, развивавшегося в Бельгии и Франции, но постепенно стал употребляться для родственных ему стилевых направлений. Термин также получил распространение в Испании, Британии и Америке. Несмотря на достаточно широкое распространение Ар Нуво в Испании, Антонио Гауди, которому удалось создать свой собственный, неповторимый стиль, занимает особое место.
Во время реконструкции в 1904-1906 гг. старого жилого дома Каса Бальо Гауди проектирует новый фасад (колонны напоминают кости, необычная крыша) и интерьеры некоторых квартир. Двери отделаны маленькими зеркалами неправильной формы; в оформлении потолка использованы закручивающиеся изогнутые формы.
Неподалеку располагается превосходящий размерами Каса Бальо шестиэтажный жилой дома Каса Мила с внутренними двориками, местные жители зовут его «Ла Педрера» («Каменоломня»). Его внешняя оболочка из бетона с металлическими решетками балконов заключает в себе отдельные квартиры, каждая из которых состоит из анфилады комнат неправильной формы, подогнанных друг к другу, словно камни. На плоской крыше расположились террасы с мозаичными полами из керамической плитки. Трубы украшены фантастической скульптурой (рисунок 17).
Рисунок 17 – Дом Мила, Антонио Гауди, 1907г.
Гауди придумывал мебель с причудливо изогнутыми, иногда похожими на кости, или проволочными формами. Эта мебель специально изготавливалась искусными ремесленниками для каждого отдельного случая. Парк Гуэль (1905-1914) и недостроенный собор Саграда Фамилия (1903-1926) - примеры фантастического, полного неповторимого своеобразия стиля Гауди. [3]
Отто Вагнер
Отто Вагнер (1841-1918), вначале работавший в традиционном стиле, выпустил книгу «Современная архитектура» (1895), в которой призывал отказаться от историзма в пользу новой архитектуры, основанной на «целесообразности». Среди основных проектов, созданных им в 1890-х гг., — система дунайских каналов, включающая шлюзы, мосты и дамбы, а также виадуки, здания городской железной дороги.
Павильоны, такие как двойной павильон на станции Карлс-платц в Вене (1898), построены с использованием металлических конструкций, на которые крепились панели из мрамора и стекла.
Большая церковь Санкт Леопольд ам Штайнхоф (1905-1907) в Вене, построенная Вагнером, увенчана высоким куполом. В плане церковь представляет собой крест. Внутреннее пространство перекрыто низким куполом и легким сводом, образуемым белыми квадратными панелями, закрепленными с помощью тонких металлических полос, выкрашенных золотой краской. Литургические принадлежности, алтарь с балдахином, кафедра, исповедальни, осветительные приборы, мозаичные картины над алтарем и витражи представляют собой образцы стиля Сецессиона.
Самый известный проект Вагнера — большое здание Австрийского почтового сберегательного банка (1904-1906). Фасад облицован каменными панелями, закрепленными при помощи болтов, выступающие головки которых, играют роль декоративных деталей. Вестибюли, лестницы и коридоры украшены металлическими декоративными элементами и витражами в стиле Сецессиона (рисунок 18).
Рисунок 18 – Большое здание Австрийского почтового сберегательного банка, Отто Вагнер
Расположенный в центре главный зал имеет несколько уровней и перекрыт крышей из стекла и железа; опорные столбы с выступающими головками заклепок выполнены из стали. Все металлические элементы белые; пол из стекла пропускает свет в цокольное помещение. Электрические осветительные приборы и вентиляторы играют не только функциональную, но и декоративную роль. Простые деревянные стойки, столы для заполнения квитанций и стулья, изготовлены по проектам Вагнера и отличаются крайней простотой. Хотя этот интерьер оформлен в стиле Венского Сецессиона, его можно рассматривать как первый современный интерьер. [3]
Йозеф Гофман
Йозеф Гофман (1870-1956) проделал долгий путь в архитектуре и дизайне. Первые шаги в искусстве он сделал после основания Сецессиона, на более позднем этапе творчества он придерживался идей модернизма. Наиболее значительные проекты Гофман создает сразу после вступления в Сецессион. В 1903 г. он становится одним из создателей «Венских мастерских», где создавались произведения декоративно-прикладного искусства.
Гофман придерживался прямоугольных форм (свои проекты он обычно создавал на клетчатой бумаге); в орнаментах, используемых в архитектуре, а также в дизайнерских проектах текстиля и обоев часто встречаются квадраты. В рисунках Гофмана модернистская простота сочетается с декоративностью Ар Нуво.
Санаторий в Пукерсдорфе недалеко от Вены (1903-1906) - это строгое симметричное здание с белыми стенами и минимальным декором. Внутренние помещения отличаются простотой, черные и белые квадраты кафельного пола и специально разработанная мебель тяготеют к модернизму.
Гофман также является автором проектов выставочных павильонов, жилых домов, магазинов, баров, ресторанов, мебели (например, оригинального кресла с регулирующейся спинкой), фарфора, столового серебра, изделий из стекла, кожи и ювелирных украшений.
Однако самое знаменитое свое творение Гофман создает не в Вене, а в Брюсселе. Роскошный большой особняк, построенный по заказу бельгийского банкира Адольфа Стокле, больше известный как Дворец Стокле (1905-1911),—это ассиметричное здание с большой башней, которую венчает скульптура (рисунок 19).
Рисунок 19 – Дворец Стокле, Йозеф Гофман
Стены облицованы тонкими пластинами мрамора, края которых отделаны узкими полосками позолоченного металла. Столовую украшают мозаики работы Густава Климта. В особняке есть большая ванная комната, в которой всё - ванна, стенные панели и пол - сделано из мрамора. Гофман даже спроектировал серебряные туалетные принадлежности, расставленные на туалетном столике. [3]
Адольф Лоос
Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецессион. Известность он приобрел в основном благодаря своим сочинениям, в которых сформулированы основные принципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей статье «Орнамент и преступление», написанной в 1908 г., Лоос критикует орнаментацию, видя в ней проявление упадка.
Среди его работ - проекты мебели из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отличаются отсутствием орнамента.
Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены дорическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадратные окна. Интерьер крохотного венского «Кернтнер-бара» (1907) с прямоугольными панелями на потолке, полом, выстланным квадратной плиткой, и дорогой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом дома Штейнера (1910) граничит с грубостью — массивные белые стены и прямоугольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.
Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарождающегося модернизма.
Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизайнеров, участвующих в Венском Сецессионе, ему принадлежит целый ряд проектов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пионеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. [3]
Луис Камфорт Тиффани
Луис Камфорт Тиффани (1848-1933) был сыном основателя известной нью-йоркской ювелирной фирмы. В молодости он изучал живопись в Америке и Париже, а затем обосновался в Нью-Йорке. В конце 1870-х гг. он начинает серьезно интересоваться декоративно-прикладным искусством, а в 1897 г. создает фирму по отделке интерьеров «Луис К. Тиффани и Объединение художников». Его фирма изготавливала многие вещи, которые использовались при декорировании интерьеров в домах богатых жителей Нью-Йорка и, например, Арсенала Седьмого полка в Нью-Йорке. В этих комнатах ощутимо влияние викторианского стиля — они перегружены предметами роскоши в духе движения «Искусства и ремесла».
В 1885 г. Тиффани проводит реорганизацию своей фирмы. Новое название — «Стеклянная компания Тиффани» — отражает усилившийся интерес к цветному стеклу. Он получает заказы на изготовление витражей от многих американских церквей (в том числе, от церкви Св. Троицы в Бостоне, построенной по проекту Г. X. Ричардсона).
Его витражи с пейзажами, цветочными и абстрактными мотивами в жилых домах, клубах и т.д. очень походят на французские изделия из стекла в стиле Ар Нуво. Витраж под названием «Четыре времени года» был представлен на выставке в Париже в 1892 году, он принес Тиффани мировую славу и привлек внимание Сэмюэля Бинга, который включил работы дизайнера в число произведений, выставлявшихся в его парижской галерее «Art Nouveau».
Навыки работы со стеклом позволили Тиффани приступить к производству декоративных ваз, чаш, пресс-папье и других предметов с яркими, красочными цветочными мотивами или абстрактными орнаментами (рисунок 20).
Рисунок 20 – Настольная лампа «Глициния», Тиффани
Различные виды стекла назывались фавриль, киприот, камео и лава. Переливающиеся цвета использовались в витражах «Аризема» и «Ипомея», которые приводили публику в восторг.
Стеклянные изделия Тиффани напоминали, а часто и превосходили работы таких всемирно известных французских художников по стеклу, как Галле и Лалик. Его знаменитые лампы имели металлическое основание и стеклянные абажуры различных форм. Абажуры часто составлялись из кусочков цветного стекла, заключенных в свинцовую оправу. Очень часто это был шар из цветного стекла фавриль. У некоторых ламп было много маленьких абажуров, которые крепились к металлическому основанию, и напоминали букет цветов или гроздь винограда. Павлиньи перья или крылья насекомых часто заменяют растительные мотивы. Тиффани также занимался мозаиками, коврами и мебелью. [3]
Заключение
Ар Нуво - элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Модернисты не только создали новый стиль, в котором произошел отказ от прямых линий, и отдалось предпочтение растительным орнаментам, что придало предметам дизайна большей легкости, индивидуальности, но и первыми сделали шаг к абстракции.