В работе с детьми применяются педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности. К ним относятся личностно-ориентированые технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество. Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы. Диалог – способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире и уровне сформированности коммуникативной и диалоговой культуры. В сфере диалогового общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.
Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого.
Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:
· свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,
· проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,
· недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Данные занятия позволят реализовать стратегию обществоведческого образования и сконструировать педагогический процесс, предусматривающий учёт минимальной нагрузки на детей, баланс между специальными организованными видами деятельности и двигательной, интеллектуальной активностью дошкольника.
Занятия, имеют определенную структуру: начинаются приветствием, включают несколько игр, проводимых взрослыми, практическую деятельность и завершаются ритуальным прощанием.
Учебно-тематический план цикла
«Школа толерантного взаимодействия (1 год обучения)
«Моя семья» (4 занятия в год)
Программное содержание | Название темы | Количество занятий, время проведения | Название методического пособия |
Подвести детей к осознанию слова «семья» в его широком значении, то есть семья – это род, к которому они принадлежат; помочь ориентироваться в родственных связях; своей родословной. Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Дать представления о способах поддержания родственных связей. | «Семья – 7 Я» | 1занятие, сентябрь 2 неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 113. О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».стр.46 |
Учить детей понимать, что недопустимо проявление грубости, чёрствости к своим близким, к воспитателю, к другим людям. Раскрыть значение вежливых слов | «Право на любовь и заботу» | 1 занятие сентябрь 3 неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 131. С.А. Козлова «Мой мир»стр.42 |
Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки. | «Принимаем гостей» | 1 занятие сентябрь 4 неделя | О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.65-69 |
Дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким людям. | «Все профессии нужны – все профессии важны» | 1 занятие октябрь 1 неделя | О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.85 – 89 |
«Я и другие» (10 занятий в год).
Программное содержание | Название темы | Количество занятий. Время проведения | Название методического пособия |
Формировать у ребёнка положительное отношение к своему «Я», познакомить с правами на имя, отчество, фамилию. Дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы. Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени. | «Что в имени тебе моём»? | 1занятие октябрь 2 неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 81, 85, 91. О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка»,стр.58 |
Развивать умение рассказывать о себе, о своих мечтах, желаниях, планах. Развивать интерес к своему детству, к своему будущему. | »Мои мечты» | 1занятие октябрь 3 неделя | С.И. Семенака «Уроки добра»,стр.74 |
Воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление не повторять действия или поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих. | «Учимся анализировать поведение, управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации» | 1 занятие октябрь, 4 неделя | С.И. Семенака «Уроки добра», стр. 55 -62 О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка»,стр.37 |
Развивать способность понимать эмоциональное состояние сверстников; формировать социальное доверие; развивать внутреннюю активность, коммуникативные навыки. | «Самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок» | 1 занятие октябрь 5 неделя | Е.Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников» |
Обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверстников в группе. Учить детей понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение). | «Учимся понимать чувства других людей» | 1занятие ноябрь 1 неделя | С.И. Семенака «Уроки добра», 46 О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка»,стр.40 |
Побуждать детей проявлять интерес к событиям жизни детей разного возраста. Дать знания о том, в чём конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в помощи, в обучении, в положительных примерах). | «Присматривай за малышами» | 1занятие ноябрь 2 неделя | О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.29 |
Содействовать освоению культуры общения со сверстниками. | «Ласковое словечко - доброе сердечко | 1 занятие ноябрь 3 неделя | Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» |
Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям, чувство взаимопомощи. | «Добрые и злые поступки» | 1 занятие ноябрь 4 неделя | С.И. Семенака «Уроки добра « О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка»,стр.31 |
Формировать у детей представления о сходствах и различиях между мальчиками и девочками. Дать представление о том, что внешность является и показателем воспитанности человека. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек. | «Леди и джентльмены» или «Мальчик и девочка» | 1 занятие декабрь 1 неделя | З.С. Дыникова «Сейте разумное, доброе, вечное», стр.31 Л.М. Шипицына «Азбука общения», стр.367-376 |
Иметь представление о школе, жизни школьников. Проявлять стремление к школьному обучению. | «Учиться – всегда пригодиться» | 1 занятие декабрь 2 неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.144 А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе», стр.84 |
«Мой город, моя страна» (5 занятий в год)
Программное содержание | Название темы | Количество занятий, время проведения | Название методического пособия |
Развивать интерес к городу, в котором живёт. Формировать представления о его истории, достопримечательностях | «Это город мой, это город твой, это город наш родной» | 1 занятие декабрь 3 неделя | В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие), стр.107 |
Содействовать возникновению желания узнать о стране, в которой живёт. | «Наша страна – Россия» | 1занятие январь 3 неделя | Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 24 |
Содействовать возникновению желания узнать о некоторых фактах истории страны. | «Как жили славяне» | 1занятие январь 4 неделя | Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 26 С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.116 О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».стр.71 |
Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | «Какие народы живут в России» | 1 занятие февраль 1 неделя | Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр.47 |
Сформировать понимание, что все народы чтят своих предков, великих людей, прославивших страну и своё имя. | «О людях, прославивших своё имя» | 1 занятие февраль 2 неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право», стр.86 С.А. Козлова «Мой мир», стр.106 |
«Планета людей» (7 занятий в год)
Программное содержание | Название темы | Количество занятий. Время проведения | Название методического пособия |
Сформировать представление о прошлом, настоящем и будущем людей на земле. | «Как появился человек на земле» | 1 занятие февраль 3 неделя | С.А. Козлова «Мой мир»,стр. 132 |
Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение, толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма. | «Наши соседи» | 1 занятие февраль 4 неделя | Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.26 |
Познакомить с потребностью людей разных стран в жилье, систематизировать знания детей о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата; развивать интерес к другим культурам; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | «У каждого человека есть свой дом» | 1 занятие март 2 неделя | Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.34 |
Вызвать у детей желание узнавать о традициях народов разных стран. | «О праздниках народов мира» | 1 занятие март 3неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право!». Стр.156 |
Познакомить детей с особенностями национальных костюмов некоторых народов; показать сходство и различие в облике разных народов; развивать интерес к другим народам, их быту, традициям; воспитывать патриотические чувства. | «Как Мальчик с пальчик покупал себе наряд» | 1 занятие март 4неделя | Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.38 |
Сформировать понимание, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. | «Мир на всей планете» | 1занятие апрель 1 неделя | В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (познавательное развитие), стр.127 |
Сформировать понимание, что все люди на земле охраняют природу; | Как люди на земле природу охраняют | 1занятие апрель 2 неделя | Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.135 |
.
«Дружат дети на планете» (6 занятий в год)
Программное содержание | Название темы | Количество занятий, время проведения | Название методического пособяи |
Сформировать некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени. | «Дети мира» | 1занятие апрель 3 неделя | С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.169,149 С.А. Козлова «Мой мир», стр.135 О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».стр.25 Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.46 |
Сформировать у детей представление о том, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим или бедным детям. | «Что такое милосердие» | 1занятие апрель 4 неделя | С.А. Козлова «Мой мир», стр.49 |
Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода) | Пусть добро навеки побеждает зло | 1 занятие май 1 неделя | О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».стр.14,17,32 |
Сформировать понятие о том, что дети всех стран оберегают всё живое на Земле. | «Береги всё живое на земле» | 1 занятие май 2 неделя | О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.34-40 |
Развивать умение детей расссуждать, воображать себя в разных ролях (путешественник, космонавт, вождь племени). | «Новогодние приключения» | 1занятие декабрь 4 неделя | Н.Е. Ефремчина «Формирование толераннтности у детей дошкольного возраста», стр.28 |
Продолжить знакомить детей с Днём защиты детей; развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей. | «В чистом небе голубом» | 1 занятие май 3 неделя | Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.50 |
«Воспитание сказкой» - 8 занятий в год
Программное содержание | Название темы | Количество занятий, время проведения | Название методического пособяи |
Показать, что толерантность –одна из основных мотивов действий главных героев. Воспитывать у детей уважительное, почтительное отношение к другому существу. Учить проявлять терпеливое отношение к внутреннему состоянию другого человека. | Чтение «Аленький цветочек» Аксакова | сентябрь 4 неделя | |
Воспитывать умение помогать малышам, развлекать их, учить добру, умению идти на компромиссы, развивать искусство уживаться с взрослыми и сверстниками. | Чтение датской сказки «Белоснежка и семь гномов» | октябрь 2 неделя | |
Показать на примере сына царя Салтана образец толерантного отношения к отцу, проявление мудрого терпения. | Чтение «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина | ноябрь 2 неделя | |
Воспитывать у детей национальную терпимость. | Чтение «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена | декабрь 2 неделя | |
Способствовать восприятию образа голубки как образца внимания и доброты к окружающим. Способствовать развитию милосердного внимательного отношения к людям. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности. | Чтение «Муравей и голубка» | январь 3 неделя | |
Воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям. | Чтение «Винни Пух и все, все, все…» Алана Александр Милна | февраль 2 неделя | |
Воспитывать чувство взаимопомощи, умение приходить людям на помощь. | «Дюймовочка» | март 2 неделя | |
Воспитывать уважительное отношение к родителям, настоящей дружбе и преданности. Учить мириться с маленькими слабостями друзей. | Чтение «Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен | апрель 3 неделя | |
Воспитывать у детей терпение, умение прислушиваться к мнению других людей, проявлять верность и преданность друзьям. | Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах» | май, 2 неделя |
Список литературы,