Программа
По формированию толерантности у детей седьмого года
Жизни «Я и мир вокруг»
Продолжительность реализации: 1 год
Автор программы: старший воспитатель Ананьева Т.А.
Год создания программы: 2017
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди»
Бернард Шоу
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин т олерантност ь определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом.
На территории нашего государства издавна проживают не только русские, ни и представители других национальностей. Социальные, экологические, духовные, нравственные проблемы встали не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством. И, по сути, имеют одну основу – проблему развития и жизни человека в современном мире. В этих условиях социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности и толерантности. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого. Сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к другим людям, приобщить к культурным ценностям, как своего, так и других народов – одна из задач современного общества.
Однако официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодёжного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. По нашему мнению, эти факты свидетельствуют о том, реализуемые программы по формированию толерантности неэффективны, так как рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр. А толерантность принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения.
Поэтому в решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Вместе с тем анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.
Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:
· потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
· потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
· необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
В связи с решением обозначенных проблем возникла необходимость создания собственной программы формирования толерантности у детей седьмого года жизни. В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми седьмого года жизни ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.
Объективным выражением именно таковых подходов к воспитанию у детей толерантности в программе стали следующие стратегические документы:
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
Семейный кодекс РФ (1995).
Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
Закон “ Об образовании” (1992).
Конституция Российской Федерации.
“Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
“Федеральная программа развития образования”.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Программа по воспитанию детей и молодежи на 2002 и 2004 годы Министерства образования РФ.
Новизной и отличительной особенностью программы является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно- педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, состоящей из целевой (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности), содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания), оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности).
Цель программы: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника седьмого года жизни.
Задачи:
·формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;
· воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимости к непохожести – толерантности;
· формировать у детей навыки социальной ответственности;
· развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;
· обеспечить воспитание достойного гражданина России;
· знакомить с другими странами и народами, особенностями их культуры;
· воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;
· способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
Знать ·значение слова «семья», правила гостеприимства; профессии родителей; имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон; родственные связи и свою социальную роль в них; сходство и различие между детьми и взрослыми; что поступки взрослых и детей могут быть положительными и негативными.
· Некоторые сведения об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах; что Россия – большая многонациональная страна. Она расположена в двух частях света: Европе и Азии (находить её на карте и глобусе), что столица нашей Родины – Москва (узнавать её на карте)
· Своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения. Место жительства, телефон, адрес; о Декларации прав ребёнка; правила общения со сверстниками
· Что такое милосердие, сострадание, прощение, принятие другого; игры, любимые занятия детей других стран; правила общения с детьми разных национальностей;
· Почему мы говорим, что Земля – наш общий дом; что существуют разные версии происхождения человека на Земле; чем прославились некоторые учёные, композиторы, писатели (российские и зарубежные) известные всему миру; что кроме России есть и другие страны (называть некоторые из них); что все эти страны и Россия находятся на Земле – нашей планете; что на Земле живёт много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга; что такое мир, что такое война; песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких – то других стран; что у разных народов, в разных странах есть разные традиции отдыха
Уметь:
· управлять своими чувствами, настроением; рассказывать о себе, сравнивать результаты; анализировать свои поступки и поступки других людей; оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей.
· Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей; анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей и взрослых; выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста; проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых; задавать вопросы о своей родословной, о жизни своих родителей и близких; выражать стремление поговорить с близким по телефону, рассказывать старшим о своих делах, мечтах, планах.
· Словесно выражать своё отношение к городу, стране; выражать желание узнать о стране, в которой живёт.
· Понимать и принимать другую культуру; проявлять интерес к событиям жизни детей разных народов; организовывать игры народов мира; выполнять правила общения с детьми разных национальностей.
· Мечтать о добрых делах для всех народов; проявлять интерес к народной культуре; выражать желание узнать о жизни разных народов.
· Применять знания о семье, городе, стране, мире в разных видах продуктивной деятельности.
Принципы формирования толерантности, используемые при реализации программного материала
1. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
2. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия;
3. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
4. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в группе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Для повышения познавательной активности детей используются следующие методы и приёмы обучения:
· упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
· моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);
· постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
· наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
· создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
· использование цикла бесед, игр- диалогов;
· чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
· прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.
Формы работы:
· специально организованные фронтальные занятия;
· индивидуальные занятия;
· совместная деятельность взрослого и детей;
· самостоятельная деятельность детей;
· целевые прогулки;
· беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);
· подвижные игры разных стран;
· трудовые поручения (акции «Сделаем чище нашу планету», «В чистом небе голубом»);
· создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре;
· проведение досугов, развлечений, праздников, театрализованных представлений;
· смотры, конкурсы, викторины;
· совместные вечера с родителями.
Средства обучения и воспитания:
· первым, самым объёмным средством является социальная действительность, которая понятна, доступна, лично значима для ребёнка семилетнего возраста
(семья, детский сад, библиотека, школа, улицы города, музей ит.д);
· общение;
· предметы рукотворного мира: игрушки разных народов, технические игрушки, национальные куклы;
· художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира.
· изобразительное искусство стран мира;
· музыка стран мира;
· случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности.
Предметно – пространственная толерантная среда:
· произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;
· репродукции картин великих художников России и других стран;
· куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки;
· картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на формирование у детей толерантности;
· музыкальные произведения композиторов мира;
· альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам: «»Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»;
· уголок мира;
· карты (России, мира), глобус.