АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Можаева Н.Г., к.и.н., доцент ФГБОУ ВО РГГУ,
Можаев А.В., к.и.н., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «СКИСиГ»
Аннотация.
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого таким предприятиям следует заключать соответствующие договоры как с туристскими фирмами, так и с организациями, осуществляющими свою основную деятельность в рамках использования соответствующих объектов историко-культурного потенциала.
Введение.
Любое юридическое лицо создается своим собственником с целью извлечения определенной выгоды из его работы. Гостиничное предприятие создается с целью предоставления услуг размещения и проживания (базовые услуги), и иных услуг, по желанию гостя и одновременно не противоречащих действующему законодательству (дополнительные услуги) [8]. Оба варианта услуг определяются как возмездные, оказываемые за определенную плату. Таким образом, гостиничное предприятие можно определить как коммерческое юридическое лицо, деятельность которого нацелена на получение прибыли его собственником в процессе работы предприятия [1, статья 50].
Дополнительные услуги могут быть любого рода, однако часть из них прямо вытекает из основных; место размещения и проживания гостя определяется местом территориального нахождения (область, край, регион, страна) гостиницы с учетом народа/национальности, постоянно проживающего на этой территории и имеющего свои традиции и обычаи. В данном случае мы можем говорить о питании (с использованием блюд национальной кухни), сувенирах в национальном стиле, организации экскурсий для посещения определенных объектов (природные или рукотворные комплексы) и пр. Оформление номеров или самого здания гостиницы в национальном/народном стиле – это уже оказание основных гостиничных услуг. Таким образом, часть прибыли гостиничного предприятия происходит от использования особенностей места нахождения комплекса, связанных с национальными/народными традициями, обычаями и пр. Объекты историко-культурного потенциала, как видно из самого их названия, также отражают возможность создания их в национальном/народном стиле. Не во всех случаях возможно их использование для оказания гостиницей основных услуг (охранная деятельность со стороны государства, отсутствие условий для проживания и пр.), но для оказания дополнительных услуг гостиницы такие объекты могут быть использованы в объёме той полноты, какая возможна без нанесения ущерба такого рода объектам.
|
Но здесь, на взгляд авторов работы, выявляется противоречие, поскольку следует отличать наличие прибыли как таковой от ее повышения. Сама по себе прибыль может появляться, например, при грамотной ценовой политике, при следовании базовым тенденциям в гостиничном бизнесе ([16], [11]), при квазимонополистическом положении гостиничного предприятия (например, размещение гостиницы, используемой для ночного пребывания или краткосрочного размещения, на автотрассе, при отсутствии вокруг населенных пунктов). Из данного противоречия прямо вытекает проблема – возможно ли не просто получать прибыль, но повышать ее путем использования в деятельности гостиницы объектов историко-культурного потенциала? По факту постановки этого вопроса определяется проблемная ситуация – необходимость расширения знаний в области сведений об объектах историко-культурного потенциала в целом и о возможностях их использования в деятельности гостиницы, в частности. Основываясь на этом, авторами ставится проблемный вопрос – как организовать деятельность гостиничного предприятия для повышения его прибыли путем использования объектов историко-культурного потенциала?
|
Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, в первую очередь в связи с наличием государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы» [7]. Один из приоритетов программы формулируется как «раскрытие и активизация культурного и туристского потенциала регионов России…». Целью подпрограммы 1 «Наследие» является сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации. Одним из целевых индикаторов и показателей подпрограммы 3 «Туризм» установлено число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения; при этом к 2020 году предполагается увеличение числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения до 120 млн. единиц. Также имеют место и продолжающиеся кризисные явления в гостиничном бизнесе [18], которые напрямую связаны с такими явлениями в экономике в целом.
|
Объектом данной работы являются объекты историко-культурного потенциала на территории России, предметом работы – возможность повышения прибыли гостиничного предприятия при использовании таких объектов в деятельности последнего.
Гипотеза работы состоит в том, что использование гостиницей объектов историко-культурного потенциала позволит повысить прибыль гостиницы при условии организации деятельности по оказанию дополнительных услуг на базе таких объектов с учетом интересов гостей.
Таким образом, целью настоящей работы является подготовка предложений по повышению прибыли гостиничного предприятия в рамках организации последним основной деятельности с использованием объектов историко-культурного потенциала. Соответственно авторами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие услуг, их виды, в т.ч. оказываемые гостиницей.
2. Рассмотреть определение объекта историко-культурного потенциала и виды таких объектов.
3. Рассмотреть основные виды клиентов гостиничного предприятия.
4. Подготовить рекомендации по повышению прибыли гостиничного предприятия с учетом использования им объектов историко-культурного потенциала.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как изучение источников и литературы, анализ, синтез, а также индуктивный и дедуктивный методы.
Основная часть.
Понятие услуг, их виды, в т.ч. оказываемые гостиницей.
Действующее законодательство Российской Федерации даёт определение услуги. Это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [2, часть 5 статья 38]. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности указывает на основные услуги гостиниц как на деятельность по предоставлению мест для временного проживания [9, раздел I, п. 55]. В перечень дополнительных услуг, в соответствии с подпунктом 55.10 того же источника, входят: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ устанавливают определение «гостиничные услуги» - это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем (т.е. самой гостиницей) [8, п. 3]. Таким образом, услуги гостиницы, связанные с использованием объектов историко-культурного потенциала, являются по факту посредническими, направленными на предоставление информации о наличии таких объектов в достаточной доступности по отношению к гостинице, а также о мероприятиях, проводимых как самим персоналом таких объектов, так и с возможностью использования указанных объектов при проведении иных мероприятий. Названный выше классификатор определяет такие услуги как «услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических и промышленных и иных данных…» [9, п. 96, подпункт 96.09].
Перечень дополнительных услуг самой гостиницей, как уже было указано выше, определяется гостиницей и в этой связи не имеет четкого нормативного регулирования. Главное требование к таким услугам – соответствие действующему законодательству РФ. Основные перечни таких услуг можно найти на специализированных сайтах, посвященных гостиничному делу [10], [13]. Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что среди дополнительных услуг гостиницы возможно как предложение посетить соответствующие объекты историко-культурного потенциала, так и организация различного рода мероприятий в рамках использования указанных объектов. Естественно, при оказании таких услуг гостинице следует заключать договоры на экскурсионную деятельность с соответствующими организациями, осуществляющими деятельность по использованию объектов историко-культурного потенциала, а также с туристскими фирмами.