Профилактика экстремизма в области межконфессиональных отношений в Татарстане




Выводы по второй главе.

Во второй главе «Анализ здравоохранения в Татарстане» проанализировано развитие и состояние здравоохранения в Татарстане, а также проведено социологическое исследование на тему «отношения общества к здравоохранению» в форме анкетирования.

Целью опроса являлось выяснение отношения населения к современному здравоохранению в регионе их проживания и их удовлетворенность доступностью и качеством медицинской помощи. Исследование проводилось в городе Болгар Спасского муниципального района, в апреле 2017 года. В анкетировании приняли участие 44 респондентов различных возрастных групп (от 17 и старше). В рамках опроса респондентам были заданы вопросы, в результате которого, выяснилось, что большая часть опрошенных (79,5%) считают, что здравоохранение является важной социальной проблемой в районе, 13,6% опрошенных так не считают, затрудняются ответить 6,8% опрошенных.

Глава 2 Профилактика экстремизма в РТ на современном этапе

 

Профилактика экстремизма в области межконфессиональных отношений в Татарстане

 

C начала XXI века вероятными причинами появления политических конфликтов различных масштабов являются угрозы террористических актов, которые были совершены во многих государствах, последствия которых причиняют значительный ущерб. В целом, решение задачи профилактики экстремизма и терроризма – это главная цель политики национальной безопасности любой страны. Разработка рекомендаций с целью предотвращения экстремизма или терроризма – это особый метод предотвращения экстремистских проявлений и предупреждения террористических актов[1].

Терроризм и экстремизм одинаково считаются самыми опасными угрозами общественной безопасности. Противодействие экстремизму и терроризму в границах и силами одного государства является неэффективным, поскольку грамотное противодействие этих явлений, помимо военно-силовых методов, требуются и других методов: финансовых, информационных, идеологических, законодательных. Проявлением экстремизма являются действия, борьба внесистемных сил против государства практически в любом регионе мира, как правило, в купе с иными угрозами, которые создаются социально-экономическим упадком, организованной преступностью, трафиком наркотиков, оружия и людей, религиозным фундаментализмом, распространением оружия массового уничтожения, преступлениями в области информационных технологий[2].

Сегодня в нашей стране не так много внимания уделяют решению следующих вопросов:

- неразработанное законодательство, в которой всеобщее оправдание экстремизма в отличие от массового оправдания терроризма не является уголовно наказуемым, несмотря на то, что первое – это предпосылка совершения последнего. Также нет правового регулирования определенной части ресурсов информационного пространства Интернета. В связи с чем вовлечение в экстремистские организации происходит не только лишь с помощью систематическое и значительной пропаганды среди жителей «на улице», а также и с применением передовых информационных технологий[3].

- в общегосударственной системе мер противодействия экстремизму нет одного главного координационного государственного органа, который бы выполнял функции по надзору. В вопросах противодействия терроризму таковым органом является Национальный антитеррористический комитет, однако в сфере противодействия экстремизма нет конкретного органа, который бы возглавлял данную работу, в связи с чем, появляется проблема сотрудничества между такими ведомствами как МВД, ФСБ и Прокуратура, так как в их полномочия входят противодействие экстремизму.

- нет унифицированных, высокоэффективных образовательных программ по профилактике экстремизма. Это существенная проблема, которой не в полной мере уделяется внимание представителями властных структур[4].

Однако, вместе с тем стоит отметить, что нынешняя система образования имеет различные возможности для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень грамотности населения России в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Создание таких программ должно быть нацелено на своевременное определение и распознание экстремистских и террористических наклонностей, что в дальнейшем поможет предотвратить наступления негативных последствий.

По причине того, что есть достаточно большое количество антисистемных форм такой борьбы против государства, целесообразно выделить некоторые проблемы, возникающие при разработке и реализации образовательных программ профилактики экстремизма и терроризма, на примере РТ.

Разработка общих образовательных программ профилактики эффективнее будет реализовываться централизовано из федерального центра по регионам, не иначе. В ходе их осуществления нужно помнить о региональной специфике той или иной территории, иначе программа может оказать безрезультатной. Вместе с тем к участию в разработке программ профилактики должны привлекаться и сами регионы, важная роль федерального центра заключается во внесения необходимых поправок в повышении качества их осуществления.

Осуществление программы профилактики экстремизма и терроризма в Республике Татарстан было начато в 2008 году, в этот период времени была утверждена Республиканская целевая программа профилактики терроризма и экстремизма на 2009-2011 годы, которая получила продолжение в своем развитии на 2012-2014 гг., 2014-2016 гг.

Образовательную программу профилактики экстремизма и терроризма в Республике Татарстан подготовили сотрудники кафедры конфликтологии Казанского (Приволжского) федерального университета в начале 2012 года в ходе осуществления программы развития Казанского федерального университета. Главной задачей такой программы стала подготовка к профилактике и предупреждению экстремистских и террористических проявлений в Республике Татарстан[5].

Прежде всего в нее включались модули по следующим направлениям:

- религиозный и этнический экстремизм и терроризм в современном мире и России. Здесь раскрывается общее и отличное религиозного от этнического экстремизма и терроризма, а также подчеркивалась роль конфессионального фактора в появлении экстремизма и терроризма. Было уделено внимание анализу воздействия активности тоталитарных сект на увеличение числа экстремистских и террористических организаций в обществе. Был исследован исламизм как вид религиозно-политического экстремизма. Была сделана попытка изучить ваххабитскую идеологию. Был проведен анализ функционирования экстремистских религиозно-политических структур и в целом этническая обстановка в РТ;

- международная безопасность, вооруженные конфликты и современный терроризм. Этот модуль направлен на изучение главных терминов, факторов и критериев международной безопасности в период глобализации. Детально была исследована международная безопасность, региональная безопасность, национальная безопасность в купе с вероятными рисками и угрозами международной безопасности. Было проведено сравнение вооруженных конфликтов с политическим терроризмом в качестве главной угрозы международной безопасности[6];

- опыт зарубежных стран по борьбе с экстремизмом и терроризмом. В ходе третьего модуля была изучена антитеррористическая деятельность государств. Были выявлены главные меры по ликвидации социальной базы экстремизма и терроризма. Также было изучено сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Определены главные стратегии национальной безопасности Российской Федерации и изучены возможные варианты применения некоторых мер;

- государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму. Были подробно проанализированы все нововведения в российском законодательстве в области борьбы с экстремизмом и терроризмом, были раскрыты организационные основы общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации, была исследована система противодействия экстремизму и терроризму, был проведен сравнительный анализ программ профилактики экстремизма и терроризма в Российской Федерации, исследованы примеры экспертизы материалов СМИ, контент-анализа интернета, агитационных и других материалов на предмет существования экстремистских высказываний и пропаганды экстремистско-террористической деятельности;

- профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи. Изучаются основные формы, причины, последствия девиантного и делинкветного поведения молодого поколения. Анализируются результаты социологических данных о положении молодежи в Республике Татарстан в сравнении с положением молодежи в иных субъектах РФ. Исследуется деятельность депутатов в Республике Татарстан по профилактике правонарушений и экстремизма у различных категорий граждан. Разъясняются главные технологии выявления экстремистских наклонностей среди молодежи[7];

- кризис и психология экстремизма и терроризма. Весь модуль направлен на исследование кризисных явлений. Изучается понятие кризиса, его основных этапов. Уделено внимание психологии экстремизма и терроризма. Терроризм рассматривается с точки зрения социально-психологического явления, а также исследуются различные факторы мотивации терроризма. Изучаются основные предотвращения кризиса и экстремальных событий. Изучены способы предоставления психологической помощи при возникновении кризисных и экстремальных событий. Раскрываются психологические последствия терроризма и проблема оценки психологического реагирования;

- экстремизм и терроризм как формы конфликтного поведения. Изучаются термины: «социальная (гражданская) безопасность», «политический радикализм», «политический конфликт», «политический экстремизм», «политический терроризм». Устанавливаются цели и способы осуществления терроризма. детально изучается особенности отечественного политического экстремизма и терроризма, определяются его главные виды, причины и закономерности их распространения. Вместе с определением методологических проблем таких явлений как экстремизм и терроризм, анализируется роль конфликтологии и конфликтологического образования в исследовании экстремизма и терроризма.

Это программа затрагивает тенденции распространения экстремизма и терроризма, анализирует опыт профилактики экстремизма и терроризма, а также рассматривает варианты его применения в иных дополнительных образовательных программах[8].

В октября 2012 года был создан специальный Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма при Казанском федеральном университете. На основе этого учреждения предлагалось реализовать образовательную программу профилактики экстремизма и терроризма. Подготовленная специалистами программа повышения квалификации в первый раз стартовала в ходе осуществления государственной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы для лиц, выполняющих профилактические мероприятия в области противодействия экстремизма и терроризма в высших учебных заведениях республики. Для организации выставочных лекций, презентаций, мастер-классов и семинаров приглашались ученые других подразделений, а также эксперты-практики: управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Татарстан, Центра по противодействию экстремизму Министерства Внутренних Дел по Республике Татарстан и др.

Программа была окончена «круглым столом» 2 июля 2012 года, в ходе которого были подведены результаты обучения. Были изучены актуальные вопросы о проблеме выявления агрессивных наклонностей у людей в образовательных учреждениях. Все выпускники изученной программы полагают, что такие курсы нужны, так как не представляют, что делать и как себя вести при угрозе появления экстремизма, также была подчеркнута значимость их систематической реализации.

Дальнейший этап осуществления программы профилактики экстремизма и терроризма был проведен 25-27 сентября 2014 г. Этот блок занятий был подготовлен для секретарей антитеррористических комиссий 45 муниципальных образований Татарстана. Согласно рекомендациям Антитеррористической Комиссии Республики Татарстан программа была скорректирована в части следующих направлений:

1. Религиозный экстремизм и терроризм. Изучены нормы отечественного законодательства в области противодействия экстремизму и терроризму. Далее были исследованы радикальные религиозные течения, которые имеются в нашем регионе. Отдельно были проанализированы экстремистские течения в исламе и были разработаны образцы методов противодействия религиозному экстремизму в Республике Татарстан.

2. Проблемы молодежного экстремизма и безопасности. Были изучены психологические факторы экстремизма и терроризма[9]. Были детально изучены особенности психического состояния людей изучаемой категории. Были исследованы технологии определения экстремистских наклонностей в среди молодежи, к числу которых относятся: консультирование, медиация, переговоры. Были исследованы методы безопасности, которые были использованы ходе реализации значительных спортивных мероприятий (на примере проведения Универсиады в Китае). Этот блок был закончен обсуждения стратегических направлений молодежной политики по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Татарстан РФ.

3. Государственное и общественное противодействие экстремистской и террористической деятельности. Этот модуль включает правовые и организационные элементы контртеррористической деятельности нашей страны. Важной проблемой этого модуля является поиск путей профилактики экстремизма среди мигрантов, анализ функционирования экстремистских групп, которые присутствуют в РТ.

Важность этого этапа повышения квалификации по программе профилактики подчеркивалась драматическими событиями, которые случились в Казани 19 июля 2012 года, когда приблизительно в одно время, были совершены нападения на муфтия РТ И. Файзова, чья машина была взорвана машина, и на председателя ДУМ РТ В. Якупова, который был расстрелян возле своего дома.

Для проведения занятий, кроме специалистов кафедры конфликтологии КФУ, были приглашены представители силовых структур, министерств и ведомств Республики Татарстан, которые являются непосредственно вовлеченными в работу, связанную с предотвращением экстремистких действий и террористических актов на республиканском уровне, а именно: заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан А. Кодратьев, представитель управления Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями, заместитель генерального директора по безопасности АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013», руководитель Казанского межрегионального центра экспертиз, руководитель научно-экспертного совета Центра «Иман», а также ректор Исламского университета Р. Мухаметшин.

По окончании был проведен семинар по проблемам профилактики экстремистской и террористической деятельности в Республики Татарстан, на котором члены антитеррористических комиссий выступали с докладами о ситуации в своих районах. Выяснилось, что и здесь присутствует заинтересованность участия в обучении по данной программе, но она не настолько ярко выражена, как в первом случае. Это связано с тем (данный факт неоднократно озвучивался), что секретари антитеррористических комиссий занимают свою должность на общественных началах, по совместительству с другой деятельностью. В связи с этим можно предположить, что низкой результативностью в работе по профилактике экстремизма и терроризма является отсутствие материальной заинтересованности, а также их привязка к основному месту работы.

Поскольку основными задачами реализации государственной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы являются: профилактика и предотвращение конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве; формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости населения к проявлениям террористической и экстремистской идеологии, то можно заключить, что в процессе своего развития образовательная программа профилактики экстремизма и терроризма Казанского федерального университета качественно улучшается.

Следующий этап реализации данной программы был запланирован на первую декаду 2015 года. Она рассчитана на агитаторов-пропагандистов в антитеррористической деятельности, работающих с населением в различных районах Республики Татарстан. Обозначенный этап включает в себя три модуля:

1. Теоретико-методологические основы агитационной деятельности. Данный модуль начинается с освещения организационно-правовых основ экстремистской и террористической деятельности, в котором представляются видеоматериалы, примеры подобной деятельности в районах Татарстана с параллельными комментариями экспертов. После чего осуществляется переход к детальному рассмотрению проявлений традиционного и радикального ислама. Поскольку электронные средства массовой информации также популярны в районах, то представляется значимым рассмотрение возможных способов агитации антитеррористической деятельности в пространстве Интернета.

2. Техники активного слушания как основа агитационной деятельности. В деятельности профессионального агитатора основным умением, как видится авторам программы, является эффективное общение, таким образом, в этом блоке главное внимание уделяется проблемам налаживания эффективного общения. С агитаторами подробно рассматривается психология общения, разбираются основные техники активного слушания, наряду с основами ораторского искусства, используемого в работе с населением.

3. Методики агитационной деятельности. После уже полученных знаний и навыков, необходимым видится рассмотрение информационных кампании с практической точки зрения. Далее осуществляется обучение агитаторов работе со средствами массовой информации их роли в освещении экстремистской и террористической деятельности, а также анализу агитационных материалов контртеррористической деятельности. Для того, чтобы выпускники курсов не утратили полученные знания по данной проблематике, авторским составом программы был разработан электронно-образовательный ресурс (на страницах Интернет-портала КФУ), рассчитанного не только для дальнейшей дистанционной поддержки слушателей прошедших курсы, но и для всех интересующихся данной тематикой. Любой зарегистрировавшийся в электронном университете может получить возможность дистанционно ознакомиться с ней.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Необходимо постоянно повышать уровень образовательных программ профилактики экстремизма и терроризма. Программы, рассматривающие односторонний подход к данной проблеме, вряд ли смогут быть результативными.

В проведении курсов повышения квалификации необходимо выработать определенную системность их реализации. В данном контексте имеется в виду определение круга лиц, проходящих повышение квалификации, и специальная подготовка преподавательского состава под них. Такой способ реализации образовательной программы профилактики позволит ее качественное проведение. Также можно согласиться с высказыванием Терешиной Е.А., что необходимо постоянно корректировать методику преподавания в процессе подачи информационного материала слушателям. Методика преподавания не является сводом жестких и неизменных правил, технологий. Она должна постоянно обновляться.

Вопросы профилактики экстремизма и терроризма в РТ не в полной мере изучены. Сегодня сложно сказать о том, какие конкретно факторы побудили человека влиться в экстремистскую среду. Такие взгляды зачастую основываются на обыденных наблюдениях, нежели на научном познании. По этой причине необходимо в научно-учебный процесс включать исследования экстремизма и экстремистских сообществ, а также вовлекать для консультаций и разъяснений членов научного сообщества.

В результате осуществления каждой программы профилактики целесообразно разрабатывать и тиражировать методические материалы (буклеты, пособия и т.п.) в местах массового скопления лиц, которые могут быть подвержены рискам экстремистского и террористического характера. В том случае, если выявляются лица, которые пропагандируют и разделяют экстремистскую идеологию, то целесообразно уже сейчас внедрять программы психологической коррекции, которые помогут вернуть человека в нормальную жизнь.

Таким образом, профилактика экстремизма и терроризма не может быть завершенной, поскольку постоянное изменение современного общества приводит к развитию и способов распространения данных негативных явлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: