ЭПИЛОГ: ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА




 

Книга Эндрю Манго «Ататюрк» (Лондон, 2004) является наиболее очевидным начальным источником, тем более, что она связывает период до 1923 года с более поздним. Кемаль Х. Карпат написал об этом так обширно и столь детально дал описание развития буквально день за днем, что я осмеливаюсь предложить только поиск в Интернете. Его книга «Социальные перемены и политика в Турции: структурно-исторический анализ» (Лондон, 1973) построена на жизненных ситуациях, содержит необычайно интересные выводы о различных территориях, описывает пути, которые могут помочь слить демократию, национализм и ислам.

Противоречия между ними таковы, что в значительной степени современным туркам приходится оставить свою новейшую современную историю иностранцам. Отдельные примеры, вроде Мете Тунчая, пишущего об однопартийном режиме 1930-х годов, не меняют ситуации. Но мир мог бы обойтись авторитетным изложением уроженца Турции. Книга Эндрю Манго «Турки сегодня» (Лондон, 2004) является квалифицированным и хорошо документированным обозрением, а Уильям Хейл дал надежное изложение специальных аспектов в работе «Турецкая политика и военные» (Лондон, 1994). Выдающейся работой о деятельности курдов является, по моему мнению, книга Хамита Бозаслана «Курдский вопрос: государства меньшинств на Среднем Востоке» (Париж, 1997), хотя есть много и других. Сила этой работы заключается в отсутствии жалости к себе.

Джеффри Льюис был мировым авторитетом по тюркским языкам, и «Реформа турецкого языка: Катастрофический успех» (Оксфорд, 1999) демонстрирует нам этого великого человека во всем сиянии его таланта, сопровождаемого искрометным юмором.

Журналисты иногда работают очень хорошо – если они находятся в теме достаточно долгое время. За «Турками» Дэвида Ходема (Лондон, 1972) следуют Николь и Хью Поуп с работой «Турция в истинном свете: Ататюрк и после него» (Лондон, 1997). Они с достаточной симпатией предвидят развитие исламского варианта христианской демократии и понимают его по-своему: период 1980-х годов имел очень много позитивных сторон. Френсис Рассел в книге «Места в Турции: Карманный путеводитель» (Лондон, 2010) являет нам tour de force [74], описывая очаровательные и часто не слишком известные места. Но это, скажем так, вечная Турция и ее люди. Гиерт Мак в книге «Мост: Путешествие между Востоком и Западом» (Лондон, 2008) описывает плохо оплачиваемую, четырнадцатичасовую работу мелких торговцев на мосту Галата, с огромным количеством деталей – и то, как люди проводят свою жизнь в таких условиях. Это сделано гениально.

 


[1]Справедливости ради следует указать, что «дело Дрейфуса» было далеко не главным поводом для нападок на церковь. Во Франции католическая церковь пользовалась особыми привилегиями, получала финансирование от государства («бюджет культов»), но при этом ее учреждения (в первую очередь монастыри) обладали правами экстерриториальности, то есть фактически не подчинялись французским законам. Это, и в особенности сообщения о насильственных удержаниях людей в монастырях и даже об убийствах (никем и никогда не расследованных), вызывало возмущение общественности и в конце концов привело к «репрессиям» против католической церкви и монахов. (Прим. ред.)

 

[2]Имеется в виду Ага-Хан III (1877–1957) – 48-й имам исмаилитов, основатель Индийской мусульманской лиги, видный национальный деятель мусульманской части Британской Индии. Был членом Тайного совета Великобритании, возглавлял делегацию Индии в Лиге Наций, в 1937–1938 годах был председателем Лиги Наций. (Прим. ред.)

 

[3]«Рыбак из Галикарнаса» (Халикарнас Балыкчысы) – псевдоним турецкого писателя Джевата Шакира Кабаагачлы (1886–1973), автора романов и рассказов из жизни обитателей турецкого побережья. (Прим. ред.)

 

[4]Так в оригинале. (Прим. ред.)

 

[5]Буква g не произносится: она только удлиняет предыдущую гласную. Транскрипция таких турецких звуков, как с i. потребовало глубокого размышления еще в 1920-х годах. Некоторая помощь пришла от венгров, которые стояли примерно перед такой же проблемой. Их звук gy, произносимый более или менее как «dj » на английском, но более резко, представили как с в турецком. (Прим. авт.)

 

[6]Тамерлан – искаженное европейским произношением Тимур-ленг, чаще он именуется просто Тимуром. Следует заметить, что Тимур не был чингизидом. (Прим. ред.)

 

[7]Заметим, что именно через 200 лет после Манцикерта, то есть к 1270 году, Византия переживала новый подъем, она контролировала большую часть Балканского полуострова и западную половину Малой Азии. (Прим. ред.)

 

[8]На большинстве из них изображен двуглавый орел. Из-за гербов России и Австрии можно посчитать, и небезосновательно, что он византийского происхождения и отражает разделение Римской империи (с ее одноглавым орлом) на две – с Римом и Константинополем в качестве столиц. Но это не так. В замечательном музее Анкары, посвященном анатолийской цивилизации, есть оригинал, и он помечен «Хетты, 2000 до н. э.». (Прим. авт.)

 

[9]Поэтому в дальнейшем мы будем использовать традиционное в отечественной литературе и более правильное написание – «османы», «Османская империя» вместо применяемого автором «Оттоманская». (Прим. ред.)

 

[10]Превосходство Отца над Сыном постулирует арианство – древняя ветвь восточного христианства, существовавшая с середины первого тысячелетия нашей эры. Тем не менее арианство крайне далеко от ислама, вдобавок к описываемому периоду на Балканах его уже не существовало. Христианские города нынешней Боснии действительно согласились открыть ворота туркам и перейти в ислам – но не из-за близости религиозных канонов, а чтобы спастись от притязаний Рима и католической церкви, проявлявшей все большую нетерпимость к любым еретикам и схизматикам. Именно так возникли боснийские мусульмане. (Прим. ред.)

 

[11]Хаджи Гази Эвренос-бей (1330–1400) – настоящее имя Эврен, христианин из Кареси, перешел на службу к туркам после захвата Орханом бейлика Кареси. Прославился в ходе войн на Балканах, участвовал в сражении под Никополем в 1396 году. Основатель семейства Эвренос-оглу. (Прим. ред.)

 

[12]В действительности стены Константинополя выдержали бомбардировку, а причиной падения города стало двадцатикратное превосходство турецкой армии: в некогда могущественной Царице Городов отыскалось лишь пять тысяч человек, способных (и готовых) взять в руки оружие. (Прим. ред.)

 

[13]К XV веку секрет греческого огня – загуститель для нефтяной смеси – был уже утерян; вновь он появился лишь в XX веке. (Прим. ред.)

 

[14]Как минимум относительно армян это утверждение является фантазией автора. На самом деле армяне играли важную роль в Византийской империи, особенно в армии, многие из них занимали ключевые военные должности. (Прим. ред.)

 

[15]Это прозвище господарь Валахии получил в честь своего герба, а котором был изображен святой Георгий, поражающий дракона. Герб обозначал принадлежность к рыцарскому ордену Дракона, созданному для борьбы против турок. Легенды о некой особой, непредставимой жестокости Влада Дракулы пошли от недовольных его строптивостью союзников – венгров и поляков. (Прим. ред.)

 

[16]Имеется в виду замок Святого Петра в Бодруме на юго-западной оконечности Малой Азии. Построен иоаннитами в начале XV века, капитулировал перед турками в декабре 1522 года. (Прим. ред.)

 

[17]Шахкулу означает «раб шаха» – в данном случае шаха Исмаила I, владыки Персии. (Прим. ред.)

 

[18]ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna – «Страна Басков и свобода») – баскская ультралевая террористическая организация, созданная в 1959 году с целью вооруженной борьбы против режима Франко за независимость Страны Басков от Испании. Наиболее знаменита убийством премьер-министра Испании адмирала Луиса Карреро Бланко в 1973 году; считается, что устранение Карреро обеспечило демократизацию Испании после смерти Франко. С 2010 года объявила об отказе от вооруженной борьбы и более не совершала террористических актов. КРП – Курдская Рабочая партия, создана в 1978 году с целью борьбы за независимость Турецкого Курдистана (с 1993 года – за автономию в составе Турции). После военного переворота 1980 года руководство партии было арестовано, с 1984 года партия перешла к вооруженной борьбе. В 2002 году под давлением Турции и США была включена в список террористических организаций ЕС, в 2008 году исключена из этого списка. (Прим. ред.)

 

[19]Венгерская унитарианская церковь – одна из реформатских церквей, отрицает догмат о троице, чем приближается к арианству. Особенно сильна была в Трансильвании, в районах, заселенных немецкими переселенцами. (Прим. ред.)

 

[20]Михримах-Султан (1522–1578) – единственная дочь Сулеймана Великолепного от его любимой жены Хюррем-Султан (Роксоланы). Знаменитая красавица (известен ее портрет работы Тициана), жена великого визиря Рустема, в правление своего брата Селима II (1566–1574) носила титул «валиде-султан», то есть матери султана. (Прим. ред.)

 

[21]У автора – «Леопард» (The Leopard, как и в первом русском переводе 1961 года) и указан год английского издания. В оригинале этот роман называется «Gattopardo », он был написан в 1955–1957 годах, отвергнут издателем и впервые издан в ноябре 1958 года, через полтора года после смерти автора. (Прим. ред.)

 

[22]Имеется в виду Австрийская (бывшая Священная Римская) империя, тогда владевшая Италией. (Прим. ред.)

 

[23]Наследственное частное владение мусульман, пришедшее на смену тимару. Характер латифундий чифтлики приняли только в XVIII веке. (Прим. ред.)

 

[24]Имеется в виду Али-паша Янинский (1744–1822), турецкий наместник юга Албании, а затем Янины. Собрал огромные богатства, в 1797 году объявил о независимости Албании. Вступал в союзы с Россией, Францией, Англией, постоянно меняя сторону. В 1819 году поддержал восстание греков, убит после взятия турками Янины. (Прим. ред.)

 

[25]Имеется в виду Кара Георгий, основатель королевской династии Карагеоргиевичей. (Прим. ред.)

 

[26]Официальным началом Греческого восстания считается 23 марта – в этот день повстанцы-маниоты под руководством Петроса Мавромихали и Теодора Колокотрониса без боя заняли Каламату, столицу провинции Мессения на южной оконечности Пелопоннеса… Под «неким священником», очевидно, имеется в виду епископ Герман, митрополит Старых Патр, 25 марта перед монастырем Агия Лавра в Калаврите (северный Пеллопонес) благословивший греческий народ на восстание. Ныне 25 марта – День независимости Греции. В самом городке Коринф на одноименном перешейке никакой резни не было – из контекста видно, что здесь автор имеет в виду весь полуостров, то есть Пелопоннес, и все случаи убийства здесь турецкого населения. В первую очередь резня имела место при падении крепостей Неокастро возле Наварина (7 августа 1821 года) и Триполицы – главной базы турок в центре полуострова (23 сентября). Но эти события произошли уже после массовых убийств греков турками в Смирне, Кидонисе (где было убито или продано в рабство 15 тысяч человек – половина населения города), Салониках, на Кипре и Самофракии. Всего по современным оценкам в Греции было убито или умерло в греческом плену около 20 000 турок: 10 000 пленных солдат из гарнизона Триполицы, 8 тысяч человек гражданского населения Триполицы и около 2 тысяч человек в Неокастро. Некоторые источники называют гораздо большие цифры – например, 30 тысяч турок и 5 тысяч евреев в Триполице, хотя перед осадой город имел лишь 12 тысяч гражданского населения. (Прим. ред.)

 

[27]Еще в 1819 году константинопольский патриарх Григорий V отказался вступать в общество «Филики Этерия», а в начале марта 1821 года отлучил Ипсиланти и мятежников-этеристов от церкви, надеясь этим жестом спасти греческое население империи от преследований. Тем не менее 10 апреля 1821 года он был смещен с должности указом султана Махмуда II, схвачен и повешен на воротах Константинопольской патриархии – в память об этом главные ворота патриархии и поныне остаются заклепанными. Тело патриарха висело на воротах три дня, после чего было выброшено в море, где его выловили греческие моряки и доставили в Одессу. В тот же день 10 апреля в Адрианополе (Эдирне) был повешен бывший патриарх Григорий IV, ушедший в отставку в 1818 году, а также 30 православных священников. 19 мая в Салониках по приказу наместника Седика Юсуф-паши был казнен епископ Мелетий I Китрский и вырезано свыше 2 тысячи человек, в том числе 200 заложников; протестовавший против репрессий верховный судья молла Хайруллах ибн Синаси был арестован. 9 июля в столице Кипра Никосии по приказу наместника Кючук Мехмеда был повешен архиепископ Киприан Кипрский (перед этим обратившийся к населению с призывом сдать оружие), казнены три епископа и 470 заложников из местной знати. Это стало фоном, без которого невозможно понять убийства турок, случившиеся уже после описанных событий – а не до, как это пытается представить автор. (Прим. ред.)

 

[28]«Несколькими констеблями» были 1500 солдат Хиосского гарнизона, возглавляемые присланным сюда после начала восстания Вахит-пашой – бывшим послом в Париже. После высадки 10 марта 1822 года 2500 повстанцев с острова Самос (где восстание победило еще 26 апреля прошлого года) Вахит-паша пытался сбросить их в море, но потерпел поражение и отступил в крепость Хиос, взяв в заложники 160 знатных хиосцев в качестве гарантии лояльности населения острова – впоследствии эти заложники тоже были убиты. (Прим. ред.)

 

[29]Это описание очень напоминает некоторые современные трактовки партизанской войны на Восточном фронте: злобные бандиты, руководимые агентами НКВД, провоцируют отдельных несознательных немецких командиров на карательные акции против вполне лояльного оккупантам населения, в ходе которых дисциплинированные солдаты вермахта из-за ошибочно несоразмерного применения силы убивают слишком много гражданских лиц – и так повторяется раз за разом…

В данном случае, по признанию самого Вахит-паши, целью резни было заставить греков перейти в ислам: «много молодых неверных нашли спасение в исламе, получив вечное отпущение грехов, и их души освободились от вечного ада, который наверняка их ждал». Из 115 тысяч греческого населения Хиоса после этих событий на острове осталось всего 1800 православных, до 25 тысяч погибло, свыше 20 тысяч бежало на другие острова, до 40 тысяч было продано в рабство, остальные перешли в ислам. В отличие от материковой Греции, Крита и Самофракии, Хиос был крупным торговым центром, здесь находилось много иностранцев и имелись европейские консульства (консул Дании Константакис, грек по национальности, был жестоко казнен Вахит-пашой). Поэтому известие о резне на Хиосе быстро распространилось по Европе и вызвало возмущенную реакцию общественности – какую не вызвало даже убийство патриарха Константинопольского и резня 1821 года. После 1822 года остров Хиос пришел в упадок, даже сейчас на нем живет менее 60 тысяч человек – в два раза меньше, чем две сотни лет назад. (Прим. ред.)

 

[30]Перевод О. Н. Чюминой. (Прим. перев.)

 

[31]Уильям Эверт Гладстон (1809–1898) – британский политик, деятель Либеральной партии. С 1868 по 1894 год четыре раза занимал пост премьер-министра. (Прим. ред.)

 

[32]Речь идет о короле Оттоне I, 17-летнем сыне Людвига I Баварского, посаженном на греческий трон по соглашению европейских держав после убийства президента Каподистрии и гражданской войны 1831–1832 годов. (Прим. ред.)

 

[33]Это значит, что она была разгромлена не сразу и не при своем четырехкратном превосходстве, как это случилось в Румынии в 1811–1812 годах. Тем не менее на Кавказе турки терпели поражение за поражением и к концу войны потеряли всю территорию Турецкой Армении. (Прим. ред.)

 

[34]«Крымскую мемориальную церковь» (Церковь Христа) спас после 1991 года очень предприимчивый священник, каноник Йен Шервуд, который игнорировал приказ своих начальников снять освящение с места. Получив поддержку от британского и американского бизнеса, он реставрировал церковь, используя тайник для домашних беженцев, для детей которых он организовал обучение волонтерами. Церковь обычно наполняется на две трети, а по великим праздникам переполняется. (Прим. авт.)

 

[35]Заметим, что крепость Севастополя, располагавшуюся на Северной стороне, союзники не только не взяли, но даже не штурмовали. Попытавшись же штурмовать на Балтике Кронштадт, англичане столкнулись с еще одним технологическим новшеством – морскими минами, управляемыми электричеством. В целом итог победы европейской коалиции оказался весьма скромным: Турция вновь получила устье Дуная, Черное море было объявлено демилитаризованным – то есть и Россия, и Турция лишались возможности держать здесь крепости и флот. Но появление парового железного кораблестроения в течение ближайших лет уничтожило тогдашние деревянные флоты куда более эффективно. (Прим. ред.)

 

[36]Мидхат-паша (1822–1884) с 1861 года был губернатором Ниша, а с 1864 по 1872 год – наместником вновь созданного Дунайского вилайета, в 1872 году он на короткое время занял пост великого визиря. (Прим. ред.)

 

[37]Эдуард Джон Эйр (1815–1901) – известный британский путешественник, исследователь Австралии. С 1848 года находился на государственной службе, в 1862–1865 годах был губернатором Ямайки.

 

[38]Имеется в виду восстание в Моррант-бей на Ямайке в октябре 1865 года, вызванное обнищанием негритянского населения вследствие жестокой засухи и эпидемии оспы. Петиция населения к королеве Виктории с просьбой о помощи была отвергнута в оскорбительной форме (королева предложила не жаловаться, а лучше работать), а губернатор Эйр отдал под суд около двух тысяч крестьян, пытавшихся обрабатывать пустующие земли. Суд над ними вызвал беспорядки, в ходе которых демонстрация негритянского населения была расстреляна местным ополчением. После этого около трех сотен крестьян захватили городок Моррант-бей, было убито 18 ополченцев и местных служащих. В ответ на это губернатор объявил военное положение и отправил в район Моррант-бея карательную экспедицию. Войска практически не встретили сопротивления, но убили 439 человек, около 600 мужчин и женщин были подвергнуты порке. 354 «зачинщика» были схвачены и повешены по приговору военно-полевого суда, среди них оказались как организатор демонстрации в Моррант-бей священник Пол Богль, так и политический противник Эйра, депутат местного парламента Джордж Уильям Гордон, сын шотландского переселенца. Массовое убийство, в том числе казнь белого парламентария, вызвали возмущение в метрополии. Эйр был смещен и отозван, ему предъявили обвинение в убийстве – но правительству удалось избежать для него суда. На защиту губернатора Эйра встал не только Карлейль, но и такие представители культуры, как Чарльз Диккенс и Альфред Теннисон. Ныне Гордон и Богль считаются национальными героями Ямайки, их изображения выбиты на монетах, а здание парламента именуется Гордон-хаус. (Прим. ред.)

 

[39]По контексту здесь имеются в виду Балканы. (Прим. ред.)

 

[40]Здесь автор сыплет именами, не уточняя должностей и не задерживаясь на описании событий, о которых упоминает, либо даже впрямую искажая их суть. Между тем эти события имели огромное значение. В мае 1876 года Мидхат-паша, слывший либералом, имевший в Константинополе большой вес и занимавший должность министра без портфеля, организовал свержение непопулярного и расточительного султана Абдул-Азиза и возвел на престол его племянника, молодого Мурада V. Сам прежний султан и несколько его министров были убиты при прямом участии Мидхат-паши. Ровно через три месяца он сместил нового султана, объявив его сумасшедшим и заменив сводным братом, Абдул-Гамидом II. При нем Мидхат-паша на короткое время был вновь назначен великим визирем – но в феврале 1877 года смещен и выслан из страны. Через год он получил разрешение вернуться, был назначен сначала губернатором Сирии, а затем Измира, но в 1881 году арестован по обвинению в убийстве Абдул-Азиза, приговорен к смертной казни, помилован (по требованию Англии), а затем убит в тюрьме.

Провозглашение Конституции 1876 года не помешало Абдул-Гамиду II установить в империи режим жестокого террора, опираясь на панисламизм и исламский экстремизм. Именно при нем массовые убийства христиан из отдельных эксцессов стали регулярным явлением, а Турция в 1882 году объявила себя банкротом и утратила Египет. Следующей попыткой модернизации империи стало свержение Абдул-Гамида II в 1909 году офицерами-младотурками во главе с Энвером-пашой. Но в итоге оно лишь открыло последнюю стадию скатывания страны к катастрофе: как и в предыдущих случаях, благие намерения разбились о жестокую реальность, которая каждый раз подталкивала «реформаторов» к простым силовым решениям и ставке на национализм и исламский радикализм. (Прим. ред.)

 

[41]Имеется в виду социал-демократическая партия Гнчак, основанная в Женеве в 1887 году и существующая до сих пор. (Прим. ред.)

 

[42]Если это так, то возникает вопрос: а почему османское правительство расселяло беженцев-мусульман именно на территориях, где массово проживали христиане, да еще позволяло им захватывать собственность местных жителей? В данном же случае речь может идти лишь о беженцах из европейских владений, с другого конца империи, поскольку война на Кавказе окончилась за 25–30 лет до описываемых событий. (Прим. ред.)

 

[43]Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину в 1978 году. по условиям Берлинского трактата, но формально эта территория продолжала считаться частью османской империи. Официально аннексия состоялась лишь четверть века спустя – в октябре 1908 года, сразу после переворота младотурок, послужившего поводом к ней. (Прим. ред.)

 

[44]И профессор Сорбоннского университета, специалист по турецко-татарскому «национальному возрождению» Француа Джорджон, и британский журналист и писатель Эндрю Манго имеют репутацию настроенных «протурецки»; Манго вообще критиковали за то, что в своих книгах о Турции он старается обходить вопрос геноцида армян. Странно, что автор не упомянул никого из более авторитетных исследователей проблемы – от лорда Кинросса до свидетеля событий пастора Лепсиуса. (Прим. ред.)

 

[45]Первые конфликты армян Восточной Анатолии с мусульманами были зафиксированы в 1877–1878 годах, когда во время русско-турецкой войны иррегулярные части турецкой армии организовывали армянские погромы, в которых погибло несколько тысяч человек. В 1879 году курды во время неурожая совершали набеги на местное армянское население, что усугубило последствия голода и стимулировало создание армянских вооруженных отрядов самообороны. В июне 1890 года в Эрзеруме турецкая полиция ворвалась в армянский собор под предлогом поиска оружия. Ничего обнаружено не было, но в городе начались армянские погромы, а армянская демонстрация была расстреляна полицией. Через месяц в Константинополе такая же демонстрация, шедшая с петицией к султанскому дворцу, была остановлена полицией, в ходе возникшей перестрелки погибло несколько человек – в основном армян.

Непосредственное начало массовым убийствам положил конфликт проживавших в Сасуне (район западнее озера Ван) армян-земледельцев с местными курдами. Кочевые племена курдов начали регулярно нападать на христиан, принуждая их платить дань. Османское правительство, не желая, да и не имея возможности остановить неуправляемых курдов, первоначально согласилось в качестве компенсации не требовать с армян уплаты государственных налогов. Однако в 1894 году власти потребовали собрать налоги, а когда армяне Сасуна отказались, сюда были направлены части 4-й Анатолийской армии Зеки-паши, в состав которой входили полки курдского ополчения «гамидие» (подробнее о создании и структуре «гамидие» можно прочитать здесь: https://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=309). Армяне оказали вооруженное сопротивление, после чего в июле-августе 1894 года турецкие и курдские войска развернули полномасштабную военную кампанию, завершившуюся массовыми убийствами гражданского населения – по разным оценкам было убито от 6 до 20 тысяч человек. Эти события вызвали возмущение как в Европе, так и внутри самой Турции, после чего султанское правительство в начале 1895 года вынуждено было начать расследование, создав для этого специальную комиссию. Европейским наблюдателям было отказано в допуске к этому расследованию, но они смогли принять участие в слушаниях комиссии.

Комиссия постановила, что армяне подняли мятеж; армяне и европейские представители заявили, что это была самооборона. В мае 1895 года европейские державы потребовали от султана объединения населенных армянами областей и европейского контроля за назначением губернаторов этих областей, а также установления контроля властей за передвижением курдских племен и разоружения войск «гамидие» в мирное время. Естественно, они получили отказ – правительство империи не могло пойти на такую утрату суверенитета. (Прим. ред.)

 

[46]Чтобы оказать давление на правительство и стимулировать такое давление со стороны европейских держав, руководство партии «Гнчак» 30 сентября 1895 года организовало в Константинополе массовую демонстрацию армян, уведомив о ней иностранные посольства. Поскольку часть участников демонстрации имела при себе револьверы «в целях самообороны», попытка полиции разогнать демонстрацию неизбежно вылилась в столкновения, к которым присоединилось мусульманское население столицы. Беспорядки продолжались четыре дня, было убито несколько десятков армян, в том числе арестованных полицией.

Но хуже всего было то, что через несколько дней беспорядки перекинулись на города Турецкой Армении – о чем автор не упоминает совсем. Мусульманское население по призыву священнослужителей начало армянские погромы. Роль и степень участия правительственных сил в этих погромах до сих пор остаются предметом ожесточенных споров, однако в них участвовали солдаты регулярных войск, а также иррегулярное ополчение (башибузуки). В Эрзеруме, по сообщению британского консульства со ссылкой на перехваченное письмо турецкого солдата, было убито 1200 армян и около 500 ранено, в Трабзоне (Трапезунд) погибло около тысячи армян, в Урфе в ходе двух погромов (в октябре и в ноябре) было убито до восьми тысяч человек. Кроме того, погромы происходили в Эрзинджане, Хасан-кале, Гюмюшхане, Байбурте, Битлисе. В ответ боевики партии «Гнчак» захватили город Зейтун и организовали его оборону от правительственных войск. Несколько позже (в июне 1896 года) то же самое произошло в городе Ван, где объединились представители всех армянских партий. Боевые действия прекратились только после вмешательства европейских представителей, султанское правительство обещало участникам выступлений амнистию и возможность выезда из страны.

По оценке практически всех исследователей, общее количество жертв событий 1894–1896 годов было значительно больше тех цифр, что выше приводит автор. Популярные источники и журналисты действительно называли (и называют доныне) цифру в 250–300 тысяч жертв, серьезные исследователи (например, лорд Кинросс) оценивают число жертв в промежутке от 50 до 100 тысяч человек. В 1990-х годах были опубликованы данные из архива протестантского миссионера Иоганнеса Лепсиуса (1858–1926), основателя «Ориент Миссион», который в то время находился в Турции и собирал свою статистику из местных источников. Согласно им, было убито 88 243 человек и еще 546 тысяч подверглись разорению. (Прим. ред.)

 

[47]Эта акция была организована партией «Дашнакцютун». 26 августа 1896 года боевая группа под руководством Армена Гаро и Бабкена Сюни взяла в заложники сотрудников банка (в основном европейцев) и потребовала провести реформы в Турецкой Армении. Банк находился в их руках 14 часов, затем они согласились покинуть его и освободить заложников под гарантию свободного выезда из страны, полученную от султана русским послом А. И. Нелидовым. Яхта, на которой террористы покинули Турцию, принадлежала не французскому послу, а директору Оттоманского банка Эдгару Винценту. (Прим. ред.)

 

[48]Армянские погромы в Константинополе начались уже днем 27 августа и продолжались трое суток. По многочисленным свидетельствам русских и европейских дипломатов, а также британских офицеров, в них принимала прямое участие турецкая полиция. Русский военный атташе полковник Пешков в своем донесении оценивал количество жертв в 5500 человек, позднейшие русские источники – в 6750 человек; современные событиям американские и бельгийские публикации называли 10 и даже 13,5 тысяч. (Прим. ред.)

 

[49]Дёнме – возникшая в XVII веке мистическая еврейская секта, перешедшая в ислам, как считается, ради искупления грехом отступничества грехов человечества. Шаббатай Цви (1626–1776) считал, что Мессия должен опуститься до самых глубин, чтобы собрать искры всех душ, без чего не произойдет Спасения. Позднее закрытая община дёнме распалась на несколько отдельных кланов, зачастую конфликтовавших друг с другом. В Османской империи они представляли собой интеллектуальную элиту, имея широкие связи и в политических, и в деловых кругах; ходили слухи, что к дёнме принадлежал и отец Мустафы Кемаля. (Прим. ред.)

 

[50]В данном случае автор просто не понимает ситуации в Болгарии: объявивший себя царем Фердинанд I принадлежал к германской Саксен-Кобург-Готской династии и пользовался поддержкой Австро-Венгрии, но не России. (Прим. ред.)

 

[51]Согласно «Сборнику статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств» (Пг., 1917) Россия в 1913 году стояла на втором месте по экспорту зерновых, незначительно уступая Аргентине (и несколько превосходя ее, если учитывать реэкспорт зерна, закупленного в других странах). Ю. В Лунина в работе «Босфор и Дарданеллы: тайные провокации накануне Первой мировой войны (1908–1914)» (М.: Квадрига, 2010) указывает, что в 1913 году экспорт злаков из портов Черного и Азовского морей составил 80 % от общего хлебного экспорта России – правда, названная ею цифра экспорта (10 670 тысяч тонн или 666 875 тысяч пудов) больше, чем цифра, указанная в статистическом сборнике 1917 года (555 549 тысяч пудов). Причем вывоз зерна из азовско-черноморских портов резко вырос в первые годы XX века в связи с быстрым развитием русского судоходства на Черном море – вызванным, в частности, ростом судостроительной базы. (Прим. ред.)

 

[52]Всего объединенный флот имел 10 броненосцев, один новый дредноут («Куин Элизабет») и один линейный крейсер («Инфлексибл»). Старые броненосцы находились в строю уже по 15 лет и формально входили в класс линейных кораблей, но их можно было назвать разве что «маленькими линкорами». (Прим. ред.)

 

[53]После уничтожения внешних фортов Дарданелл с 19 февраля по 7 марта союзники сделали попытку прорваться через пролив в Мраморное море. Однако при попытке прорыва 18 марта погибли три броненосца («Буве», «Оушен» и «Иррезистейбл»), еще три броненосца («Сюффрен», «Галуа» и «Агамемнон»), а также линейный крейсер «Инфлексибл» получили серьезные повреждения. Англо-французское командование приказало продолжить операцию, но командовавший флотом французский адмирал де Робек отказался, ссылаясь на большие потери и необходимость траления мин. Он не знал, что боеприпасы на турецких фортах подошли к концу, и продолжение операции наверняка бы привело к их падению. В целом потери турок за 18 марта составили 40 убитых и 74 раненых, было выведено из строя 8 орудий, из которых лишь 4 окончательно. (Прим. ред.)

 

[54]Полковник Чарльз Даунти-Уайли занимал должность британского вице-консула; в апреле 1909 года он прибыл в Адану и потребовал от местных властей прекратить начавшуюся здесь резню армян. Согласно его донесениям, в самой Адане было убито две тысячи человек, а общее число жертв составило от 15 до 25 тысяч, «среди них очень мало людей, если таковые имеются, могут быть мусульманами. Во многих случаях женщины, даже маленькие дети, были убиты вместе с мужчинами». (Прим. ред.)

 

[55]И те и другие цифры сильно преувеличены. Союзники потеряли 43 тысячи человек убитыми и чуть более 97 тысяч ранеными. Потери турок не могли составить 400 тысяч – просто потому, что они имели в Галлиполи всего 450 00 солдат; считается, что они потеряли порядка 250 000 человек – 75 тысяч убитыми и 175 тысяч ранеными. (Прим. ред.)

 

[56]Восстание в Ване произошло 20 апреля 1915 года при приближении русских войск, в то время как первые депортации армян (из Зейтуна) начались 8 апреля. 29 апреля (12 мая по новому стилю) чиновник для дипломатических сношений при наместнике на Кавказе сообщал в Министерство иностранных дел: «Армянами получено письмо из Вана, вшитое в подкладку одежды посланца, следующего содержания: „В провинции убито до шести тысяч человек. Ван и Шатах упорно сопротивляются, снаряды мало вредят городу Ван. Напрягаем последние силы. Ежедневно ждем русской помощи. Умоляем торопиться. Будет после поздно“. Письмо это от 15-го [28-го по новому стилю] апреля». 1 (13) мая 1915 года российский министр иностранных дел Сазонов телеграфировал российскому послу в Лондоне: «Нет сомнения, что восстание армян в Ване вызвано резней, а не наоборот, потому что для армян не имело смысла начинать до прихода наших войск движение против превосходных сил турок».

 

[57]Следует отметить, что северная Сирия находилась гораздо ближе к фронту, чем многие районы, из которых депортировались армяне – например, Киликия и Каппадокия. (Прим. ред.)

 

[58]И на Кавказе, и на Балканах имели место преследования и даже убийства мусульман – но ни в одном из этих регионов число жертв не достигало и тысяч, не говоря уже о десятках и сотнях тысяч человек. И там, и там до настоящего времени проживает множество мусульман (их нет лишь в Греции, где после 1922 года состоялся обмен населением с Турцией). Между тем армянское население Восточной Анатолии исчезло полностью – а до мест, являвшихся целью «переселения», добралась лишь незначительная часть переселенцев. По официальной турецкой статистике, на 1915 год в империи проживало 1 295 000 армян, в то время как организованная армянской патриархией в 1914 году перепись показала 1 845 450 армян – причем эти данные не полны, так как во многих населенных армянами районах перепись провести не удалось. В целом армянское население Турции можно оценить в интервале от 2 до 2,5 миллионов; на 1927 год в стране осталось только 77 400 армян, число обращенных в ислам в годы войны оценивается в 250–300 тысяч. Следует уточнить, что из районов, занятых в 1914–1917 годах российскими войсками (а потом оказавшихся в составе «Вильсоновской Армении» армянское население эвакуировалось в 1920 году без особых жертв.

Еще в конце 1915 года германский консул в Алеппо оценивал число жертв в 800 000 человек, пастор Лепсиус в начале 1920-х годов говорил об 1 100 000 человек. Сегодняшние оценки числа жертв колеблются от 800 тысяч до 1,5 миллионов, цифры выше или ниже озвучиваются лишь крайне политизированными источниками.

В данном случае автор (работающий в турецком университете) излагает официальную позицию турецких властей, отрицающих факт массового уничтожения армянского населения и предпочитающего говорить об отдельных инцидентах, причем спровоцированных самими жертвами. Тем не менее, убедительные свидетельства массовых убийств армян (в том числе фотодокументы, рассказы и донесения иностранцев, показания отдельных турецких солдат и офицеров) имеются в огромном количестве, в то время как о «зверствах» армян против мусульман можно узнать лишь из немногочисленных, и при том анонимных пересказов. По официальному заявлению турецкого правительства в 1915 году армянами было убито 150 000 мусульман, в то время к<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: